Полном.,права и обяз-ти спец. уполн-х гос. орг-в в обл. ЭЭ

Статья 7. Полномочия, права и обязанности федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы

ПОЛНОМОЧИЯ:

1. разработка порядка и регламента проведения ГЭЭ;

2. организация и проведение экспертизы объектов, формирование экспертных;

3. установление правил определения срока и условий действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;

4. разработка, пересмотр и утверждение нормативно-технических и инструктивно-методических документов, обеспечивающих проведение экспертизы;

5. научное и методологическое обеспечение ГЭЭ;

6. организация информационного обеспечения ГЭЭ,

7. проведение семинаров, конференций по вопросам методологии, методам и формам осуществления ГЭЭ, по вопросам обмена опытом в ее проведении и по вопросам повышения качества эколого-экспертной деятельности в Российской Федерации;

8. обеспечение реализации единой политики в организационно-методической деятельности территориальных специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы;

9. координация эколого-экспертной деятельности в РФ, осуществление методического руководства деятельностью территориальных специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ;

10. выборочная проверка проведения ГЭЭ

11. осуществление контроля за соблюдением закона об ЭЭ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ЭЭ;

12. ведение государственных реестров экспертов ГЭЭ;

13. взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти по вопросам ЭЭ;

14. взаимодействие в установленном порядке с органами иностранных государств, осуществляющими экологическую экспертизу, по вопросам, которые представляют взаимный интерес;

15. рассмотрение разногласий, возникающих в процессе ЭЭ.

ПРАВА:

1. организовывать, проводить и принимать участие в совместных экологических экспертизах государств, интересы которых затрагиваются намечаемой хозяйственной и иной деятельностью;

2. привлекать к проведению государственной экологической экспертизы иностранных ученых и иностранных специалистов в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением тех объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;

3. получать бесплатно информацию для выполнения задач в области ЭЭ, и иметь доступ к находящейся в их распоряжении базе знаний о состоянии окружающей природной среды и возможных последствиях негативного воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности;инаправлять в банковские организации представления о приостановлении (прекращении) финансирования, кредитования и других финансовых операций в отношении объектов экологической экспертизы, не получивших положительного заключения ГЭЭ;

ОБЯЗАННОСТИ

1. обеспечивать соответствие порядка проведения ГЭЭ требованиям закона об ЭЭ, иных ФЗ, а также требованиям нормативно-технических и инструктивно-методических документов;

2. предварительно информировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления о проведении заседаний экспертной комиссии ГЭЭ по объектам экологической экспертизы, реализуемым на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

3. предоставлять для ознакомления заказчику, нормативно-технические и инструктивно-методические документы, регламентирующие организацию и проведение государственной экологической экспертизы;

4. предоставлять для ознакомления общественным организациям (объединениям), осуществляющим общественную экологическую экспертизу, нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению государственной экологической экспертизы;

5. направлять органам местного самоуправления, общественным организациям (объединениям) и гражданам, представившим аргументированные предложения по объекту экологической экспертизы, материалы о рассмотрении этих предложений при проведении государственной экологической экспертизы и материалы, содержащие информацию о заключении государственной экологической экспертизы;

6. предоставлять средствам массовой информации по их запросам сведения о результатах проведения государственной экологической экспертизы;

7. информировать органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации по их запросам о результатах проведения ГЭЭ по конкретным объектам экологической экспертизы;

8. готовить и передавать соответствующие материалы правоохранительным органам для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц, виновных в совершении нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

5. Права и обяз.экспер-в ГЭК. Экспер-м-явл-ся специалист, облад-щий практич-ми и/или науч-ми познан-м по рассматр-му вопросу. Эксп-м не м.б.заинтерес-ное лицо.Эксперт участ-т в ГЭЭ в соотв-вии с з-ном и задан-м, выданным федер-м орг-м исполнит. власти в области ЭЭ. Эксп-т им-т право:1)заявлять о необход-ти предостав-я заказчиком дополнит. докум-ции. 2)формулир-ть особое мнение по объекту ГЭЭ, кот.прилаг-ся к закл-ю ГЭЭ. Эксперт обязан:1)осущ-ть всесторонний, полный, обеъект-й, комплексн. анализ материалов представ-х на ГЭЭ с учетом их соотв-вия нормат-м актам РФ.2 )соблюдать треб-я законод-ва РФ об ЭЭ. 3)соблюдать порядок и сроки осущ-я ЭЭ. 4)обесп-ть объект-ть и обоснов-ть выводов своего закл-я по объекту ЭЭ. 5)обесп-ть сохран-ть материалов и конфид-ть ведений, представ-ных на ЭЭ. Экспертная комиссия ГЭЭ: 1.В состав экспер-й комиссии ГЭК вкл-ся внештатные эксперты, по согласов-ю с ними, и в случ., определ-х норматив-и прав-ми актами федер-го органа исполнит-й власти в области ЭЭ, м.вкл-ся в кач-ве экспертов ГЭЭ его штатные сотрудники и штатные сотруд-и его тер-х органов. 2.Назнач-е руководителя и ответств-го секретаря экспер-й комиссии ГЭЭ, формир-е эксперт-й комиссии ГЭЭ при участии ее руков-я и утвержд-е ее персон-го состава осущ-ся федер-м органом исполнит. власти в области ЭЭ. Ст.16 .Эксперт гос-й ЭЭ: Экспертом ГЭЭ не м.б.представитель заказчика документации, подлеж-й ГЭЭ, или разработчика объекта ГЭЭ, гражданин,сост-щий в труд-х или иных договор-х отнош-х с указ-м заказч-м или с разработч-м объекта ГЭЭ, а также представитель юр.лица,сост-щего с указ-м заказч-м или с разработч-м объекта ГЭЭ в таких договор-х отнош-х.

6. История становл-я ЭЭ в СССР В истории становл-я и развития ГЭЭ исключит. роль принад-т постан-ю ЦК КПСС и Совета Мин-в СССР № 32 «О корен-й перестройке дела охраны природы в стране». Этот док-т, провозглас-м о созд-и «союзно-республ-го» Госкомприроды по ОП СССР, возлагал на дан. комитет и «осущ-е гос-й ЭЭ генер-х схем разви-я и размещ-я произв-х сил страны и отраслей нар-го хоз-ва»,а также «проектов на строит-во предприятий и иных объектов, оказыв-х возд-е на сост-е ОС и прир.рес-в». Важной вехой на этом поприще явилось и постан-е Верх-го Совета СССР от 1989 г. № 72 «О неотлож-х мерах экол-го оздоров-я страны», предпис-е начин.с 1990 г.«откр-ть финансир-ие работ по всем проектам и прогр-м только при налич. полож-го закл-я ГЭЭ», а также «обесп-ть независ-ть ЭЭ». В структ-х созд-х Госкомприроды СССР и Госкомприроды РСФСР были сформир-ы специализ-ые управл-я ГЭЭ, использ-е формы и принципы работы госуд-х экспертиз, ранее проводив-ся в Госстрое и Госплане СССР. В принятом в конце 1991 г.Законе РСФСР «Об охр.ОПС» ГЭЭ был посвящен целый раздел. В частн., Закон закрепил принципы провед-я ГЭЭ: обязат-ть,науч-я обоснов-ть, закон-ть выводов, вневедом-ть, гласность, участие обществ-ти.. (это добавила трон)В 1995 году вышел закон об Экологической Экспертизе. В соотв-и с зак-м об ЭЭ, правит-во РФ выпустило Постановл-е Прав-ва РФ от 11.06.1996 №698 ПОЛОЖ-Е О ПОРЯДКЕ ПРОВЕД-Я ГЭЭ. Это постанов-е более детально уточняет отдельные моменты законода-ва. При ЭЭ исп-ся множество нормат-х докум-в ведомственного уровня: ГОСТ, СНиП, СанПин, СН, СП и т.п.Субъекты федер-и в праве принимать дополнит. нормат-е акты кассающ-ся их полномочий в области ЭЭ.
Документы не только формулирующие различные требования к намечаемой деятельности и ее воздействию на окружающую среду.(Земельном,Лесном,Водном иГрадостроительном кодексах, законах, Указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, приказах министерств и ведомств, ГОСТах, СНи-Пах, других нормативных актах). Приказом Госкомэкологии России от 25.09.97 № 397 утвержден подробный «Перечень нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении государственной экологической экспертизы, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности».

2 ВАРИАНТ!!!!!!!!!!!

В СССР экологическая составляющая проектирования обозначилась после принятия VIII съездом Советов плана ГОЭЛРО. Началось проектирование Волховской ГЭС. В 1921 г. была поставлена задача определения оптимальной высоты плотины ГЭС, при которой не произошло бы падения продуктивности лугов. В 40—50-е годы в проектах гидротехнического стро­ительства основное внимание уделялось прогнозу гидрологического режима реки, гидрогеологическому прогнозу и переработке берегов.

Новый импульс экологическому проектированию был дан в начале 60-х годов XX в., в связи проектами территориального перераспределе­ния стока северных рек на юг и создания Нижнеобской ГЭС. В те годы ОВОСы не имели государственного статуса, но многие работы уже выполнялись в содружестве с проектными организациями, а результаты исследо­ваний включались в отдельные тома проектов.

В СССР первым юридически оформленным шагом к экологической экспертизе стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров ГССР от 1 декабря 1978 г., в котором было рекомендовано внедрение в практику народно-хозяйственного планирования территориальных комплексных схем охраны природы (ТерКСОП).

К сожалению, ТерКСОПы не стали эффективным инструментом эко­логического проектирования и экспертизы.

В 1985 г. Госстроем СССР были при­няты СНиПы, по которым впервые от проектировщиков требовалась оценка состояния ОС и экосистем в регионе предполагаемого строительства, а также прогноз воздействия на них со стороны проекта. Поэтому 1985 г. часто приводят как год рождения ОВОС в нашей стране. В 1987 г. были опубликованы рекомендации, в которых указывалось, что «процесс государственно-монополистического регулирования, принятый в развитых странах и называемый EIA», является эффективным инструментом решения эко­логических проблем и что аналог термина EIA — понятие «экологичес­кая экспертиза». Практически EIA отождествлялась с экологической эк­спертизой, которая в дальнейшем, с появлением законов «Об экологи­ческой экспертизе» (1995) и об «Охране окружающей природной среды» (1991), была законодательно закреплена как государственная.

Вместе с термином «экологическая экспертиза» в конце 1980-х го­дов в употребление вошел термин ОВОС (дословный перевод терми­на EIA). ОВОС должен был стать частью, т.е. стадией подготовки ма­териалов к экологической экспертизе. Параллельно предпринимались попытки создать отдельную законодательную базу ОВОС. В 1994 г. было разработано «Положение об оценке воздействия на окружающую сре­ду в Российской Федерации», в котором были определены участники ОВОС, их обязанности, области применения, сформулированы тре­бования к деятельности по оценке воздействия на окружающую сре­ду, обсуждался механизм участия общественности в ОВОС и принятия решений по проектам. Госкомэкологией России был обозначен перечень видов хозяйственной деятельности и объектов, при проек­тировании которых оценка воздействия была обязательна.

7. Этапы проведения ЭЭ. Выдел-ся 3 этапа ЭЭ: 1) подгот.: выявл-ся и провер-ся достовер-ть и полнота представляемых проектно-планир. материалов, их соот-вие норматив. док-там, провер-ся основание направления материалов на экспертизу, наличие сопроводит. док-тов. Объем и комплект-ть документации опр-ся норматив. актами. 2) основной: изучение, анализ, проверка проектных решений. Треб-ние – учет всех неблагопр. ф-ров. Наиб. достовер. оценку ОС дают инструм. замеры. 3) заключит.: сводная обработка данных. Состав-ся заключение, сост. из 3 частей: вводная (данные об авторах, дата, время, сведения об орг-ции и т.д.); констатир-щая (общая хар-ка экол. сод-ния материалов); заключит. (оценка осн. мероприятий по ООС с учетом возмож. экол. последствий. При недостатке д.б. сформулир-ны замечания. Экспертное заключение визирует лицо, провод. экспертизу или руководитель эксперт. подразделения. Время прохождения экспертизы зависит от объема проекта. Сроки огрнаич-ся 3 месяцами, в отдел. случаях – 6мес. Как правило, в пр-се изучения эксперт. материалов назнач-ся заседание эксперт. комиссии, где эксперты-специалисты получают возмож-ть высказать замечания того или иного раздела. На такое заседание приглаш-ся разработчик и заказчик. Если обнаружены замечания, разработчику дается 10 дней на х устранение. Встреч-ся случаи, когда эксперты принципиально против проекта. Тогда м. получиться «-» рез-т экспертизы.

8. Заключения гос. ЭЭ. Заключение сост. из 3 частей: вводная (данные об авторах, дата, время, сведения об орг-ции и т.д.); констатир-щая (общая хар-ка экол. сод-ния материалов); заключит. (оценка осн. мероприятий по ООС с учетом возмож. экол. последствий. При недостатке д.б. сформулир-ны замечания. Экспертное заключение визирует лицо, провод. экспертизу или руководитель эксперт. подразделения. Время прохождения экспертизы зависит от объема проекта. Сроки огрнаич-ся 3 месяцами, в отдел. случаях – 6мес. Как правило, в пр-се изучения эксперт. материалов назнач-ся заседание эксперт. комиссии, где эксперты-специалисты получают возмож-ть высказать замечания того или иного раздела. На такое заседание приглаш-ся разработчик и заказчик. Если обнаружены замечания, разработчику дается 10 дней на х устранение. Встреч-ся случаи, когда эксперты принципиально против проекта. Тогда м. получиться «-» рез-т экспертизы.

9. Обществен. ЭЭ. ОЭЭ организ-ся и пров-ся по инициатев граждан и общ-х организ-й, а также по инициатев органов мест-го самоуп-я общ-м организ-и, осн-м направлением деят-ти которых в соотв-вии с их уставами явл-ся охр.ОПС, в т.ч. орг-ция и провед-е ЭЭ, и кот. зарегистр.в порядке, устан-м законод-вом РФ. экспертиза проводится до проведения ГЭЭ или одновременно с ней. Орг-ции, провод. эксп-зу имеют право:1)получ.от заказчика документ-ю, подлеж.ЭЭ, в полном объеме 2)знак-ся с норм.-технич-й докум-цией, устанавл-щей треб-ния к провед-ю ГЭЭ. 3) участ-ть в кач-ве наблюд-й в ГЭЭ. Усл-я провед-я:1.Пров-ся при регист-ции заявления от общест-й орг-ции. Заявл-е д.б.зарегистр.в 7 дневный срок. В заявл-и д.б.привед.данные общ-й организ-и(наименование, юр. адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте ОЭЭ, сроки проведения.) 2.Орг-ции обязаны оповещать обществ-ть о начале и резул-тах общ-й эксп-зы.ОЭЭ пров-ся до провед-я ГЭЭ или одновр.с ней. ОЭЭ м. провод-ся независимо от провед-я ГЭЭ.

10. Прогнозир-ние, осн. этапы. ПрОгнозтика – науч. дисциплина, изуч. общ. принципы прогноз-ния, закон-ти разработки прогнозов. ПрЕдмет исслед-ния – з-ны, принципы, м-ды прогноз-ния. 4 осн. этапа: 1) собственно прогноз-ние – пр-с разработи прогнозов, спец. науч. исслед-ния, направ. на опр-ние перспективного состояния рассмат-мых предметов, явлений, событий. Прогноз – научно-обоснован. суждение о возможнх состояниях прогнозир-мого объекта в будущем. 2) этап планир-ния – деят-ть, направ. на достижение намеч. цели при опр-ных ср-вах, директив. исп-ние инф-ции о будущем. План содержит опр-ные сроки и усл. осущ-ния прогноз-мого события. 3) програмир-ние – пр-с устан-ния осн. положений и послед-ти конкрет. мероприятий по реал-ции планов. 4) проектир-ние – создание конкрет. деталей, разработ. программой. Проект – решение по конкрет. мероприятию, объекту, необх. д/реал-ции программ. Дополнение к вопросу №10 (второй вариант этапов)
Географическое прогнозирование можно разделить на 3 этапа:
1этап включает сбор, систематизацию и нализ исходных данных с целью определить основные направления развития прогнозируемого объекта в прошлом и настоящем.
2этап. Сюда входят все операции по установлению главных направлений развития данного объекта в будущем в прогнозируемый период, при этом рассматривается не только характер и интенсивность изменения объекта, но и потребность в природных ресурсах отраслей хозяйств с учетом их перспективы на данной территории.
3 этап. Это оценка достоверности (верификация) всех полученных результатов и разработка методов по рац.испол-ю ресурсов.

11. Верификация прогнозов – проверка точности и достовер. прогноза Виды: 1) прямая: проверка прогноза путем его разработки м-дом, отлич-ся от ранее исп-ного. 2) косвен.: проверка прогноза путем его сопоставления с прогнозами, получ. из др. источников инф-ции. 3) инверсная: проверка прогноза путем проверки адекватности прогнозтич. модели в ретроспективном периоде. 4) консекветная - проверка прогноза путем аналитич. или логич. выведения его из ранее полученных прогнозов. 5) верификация повторного … - проверка прогноза путем исп-ния доп. обоснования или изм-ния экспертом его мнения, отлич. от мнения больш-ва. 6) верификация учетом ошибок - проверка прогноза путем учета источников регуляр. ошибок прогнозов. 7) верификация экспертов - проверка прогноза путем сравнения с мнением наиб. компитент. эксперта или опровержение критич. замечаний оппонента по прогнозу.

Наши рекомендации