В случае ликвидации или реорганизации учредителя – юридического лица – его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено ее уставом (ст. 18 Закона о СМИ).

Становление информационного законодательства в других странах бывшего СССР

Как уже было сказано, российский Закон о СМИ был принят через полтора года после принятия союзного Закона «О печати и других средствах массовой информации». Россия здесь не была исключением: большинство из 15 республик СССР по существовавшей тогда правовой традиции приняли свои собственные законы «О печати и других средствах массовой информации» либо «О средствах массовой информации». Произошло это в 1991–1992 годах. Учитывая советские порядки и природу государственного устройства Советского Союза, неудивительно, что на 98–99% эти законы были скопированы с союзного закона – в них входили все те же положения об учреждении, регистрации и организации деятельности средства массовой информации, о правах и обязанностях журналиста. Но были и отличия. Главным образом они касались оснований и порядка прекращения деятельности СМИ, максимального тиража изданий, не обязанных регистрироваться – 499 или 99 (в СССР и в России – 999), и некоторые другие. Но суть оставалась прежней.

Как и в России, в других обретавших суверенитет республиках закон о печати должен был стать, по мнению его разработчиков и законодателей, лишь одним из элементов триады массово-информационного законодательства. Эта триада состояла бы из общего закона об информации (или, как тогда говорили, – закона о гласности), закона о печати и закона о телевидении и радиовещании. Как и в России, в большинстве стран бывшего СССР эту триаду удалось создать лишь на треть, т.е. был принят только закон о печати (или закон о СМИ, фактически больше относящийся к особенностям правоотношений в области функционирования печатных масс-медиа).

Закон о телевидении и радиовещании приняли только в семи из 15 новых независимых государств: в странах Прибалтики, на Украине, в Молдавии, Таджикистане и Армении. Причём все эти страны (кроме Таджикистана), гармонизируя своё законодательство с правом Европейского Союза и Совета Европы, предусмотрели в своем законодательстве преобразование государственного национального телевидения и радио в систему общественного вещания. Сложности с принятием закона о телевидении в других странах носят тот же характер, что и в России: никак не удаётся урегулировать проблему, связанную с тем, кто будет контролировать вещание и выдавать лицензии.

Закон об информации принят лишь в трёх странах – на Украине, в Киргизии и Узбекистане. Литва в 1996 году и Эстония в 2000 году пошли по довольно популярному в Восточной Европе пути, когда принимаемый Закон «Об общественной информации» включает в себя положения, традиционно представленные в законе о СМИ, законе о доступе к информации и в законе о телерадиовещании.

Сегодня из всех пятнадцати республик бывшего СССР наиболее подробное и развитое массово-информационное законодательство имеет Украина.

Приложение 1

Принят общим собранием

Коллектива – штатных

Сотрудников редакции

Протокол

от «____» __________________ г.

Утвержден

«____» __________________ г.

УСТАВ

РЕДАКЦИИ ТЕЛЕПРОГРАММЫ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Телепрограмма ______________________________, выходящая на русском языке и распространяемая на территории ___________________.

1.2.Учредителем телепрограммы _____________________________________________________________ является _______________________________ (адрес__________________________).

1.3.согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» одновременно является и редакцией телепрограммы ___________________________________________.

1.4.Редакция располагается по адресу: _____________________________________.

1.5.Телепрограмма ______________________ зарегистрирована как средство массовой информации Территориальным управлением Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций «_____» _____________ г., с изменениями от «____» ____________г.

Свидетельство о регистрации средства массовой информации номер ______________.

1.6.Редакция осуществляет выпуск телепрограммы в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», другими нормативными актами, регулирующими деятельность средств массовой информации, и данным уставом.

II. УЧРЕДИТЕЛЬ

2.1.Учредитель утверждает Устав редакции, смету расходов и доходов, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка и обеспечивает их соблюдение сотрудниками редакции.

2.2.Учредитель назначает и освобождает от должности главного редактора, который принимается на работу и увольняется приказом.

2.3.Учредитель может передавать свои права и обязанности третьему лицу.

2.4.Учредитель может выступать в качестве издателя, распространителя телепрограммы, собственника имущества редакции.

2.5.Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщения или материалы от его имени. По претензиям и искам, связанным с деятельностью учредителя, ответственность несёт учредитель.

2.6.Учредитель получает прибыль от деятельности редакции.

2.7.Учредитель содействует работе редакции, выделяет средства на её содержание.

2.8.Учредитель распоряжается всеми финансовыми средствами и имуществом редакции.

2.9.Учредитель принимает на работу и освобождает от работы сотрудников редакции; командирует сотрудников редакции.

2.10.Учредитель подписывает от имени редакции договоры, соглашения.

2.11.Учредитель издает приказы и распоряжения.

Наши рекомендации