Панъевропейские системы экологического мониторинга

Подписание в 1979 г. в Женеве Конвенции о трансграничном
загрязнении воздуха на большие расстояния (LRТАР Сопventioп)
стимулировало разработку пяти специализированных программ
международного сотрудничества (IСР), подготовленных Рабочей
группой Европейской экономической комиссии Организации объе-
ненных наций (ЕЭК ООН) и призванных обеспечить достовер-
ные оценки глобальных и региональных трансграничных воздействий.

Среди них важнейшими являются: Европейская программа мо-
ниторинга переноса воздушных загрязнений (ЕМЕР), Программа
лесного мониторинга (1СР-Forests) и Программа интегрального мо-
ниторинга (1СР-1М).

Российская сеть Мониторинга загрязнения лесов (1СР-Forests)
представлена исключительно на северо-западе РФ. Наблюдения по сети 32 х 32 км (первый уровень сложности) на этих пробных площадях ведутся с 1993 г., а на территории Кингисеппского и Сланцевского районов удалось сформировать сеть 16 х 16 км и создать две площадки второго уровня сложности.
Программа имеет две главные задачи:

1) продолжение мелкомасштабного мониторинга воздушных вы-
падений загрязняющих веществ на лесные биоценозы;
2) исследование причинно-следственных связей между значе-
ниями биоиндикационных параметров, характеризующих здоро-
вье лесных экосистем, величиной и составом нагрузок.
Решение обеих задач обеспечивается совмещением наблюдений
первого (систематическое обследование площадок по сокращен-
ному набору параметров и с низкой периодичностью) и второго
уровня (непрерывный многопараметровый мониторинг лесных
систем с распознаванием факторов и процессов аэротехногенного
загрязнения лесов).

Методы сбора проб, оценки биоиндикационных показателей и
мегоды химического анализа прошли интеркалибрацию со стра-
нами Северной Европы. Исследование базируется на методиках ЕЭК ООН и отечественных лесопатологических методиках.
Основным объектом наблюдений служат сосновые насаждения
как. наиболее чувствительные к атмосферному загрязнению.
Применяется кислотное разложение образцов при подготовке
проб к анализу («мокрое» озоление), минимизирующее препара-
торские погрешности и наиболее согласующееся с идеологией
используемых методов анализа, требующих высокой гомогениза-
ции препаратов и постоянства состава их матрицы. Определяется
содержание 16 элементов: А1, Ва, Са, Сd, Сг, Сu, Fе (общее), К,
Mg, Мn, Nа, Ni, РЬ, S, V, Zn, которые отражают специфику
промвыбросов урбанизированных территорий.




Число и перечень исследуемых параметров согласованы с Меж-
дународным центром проведения мониторинга. Аналогичные ра-
боты выполняются на территориях стран Европы,

Каждая точка наблюдательной сети входит в Международный
банк данных ЕЭК (г. Хельсинки), ежегодная ситуация отражается
в Международном отчете ООН Forest Сопditoп in Еиrоре, публику-
ющемся в Брюсселе и анализирующем выполнение международ-
ных соглашений в рамках Конвенции LRТAР.

Подчиняясь единым правилам сбора информации, единой ме-
тодологии и обязательной интеркалибрации методик, такие ис-
следования поставляют данные, которые позволяют формировать
многопризнаковый банк данных о состоянии природной среды и
ее динамике в каждой отдельной точке, регионе, стране или части
Европы.

Решение задач I и II уровня в Программе 1СР-Forests и получе-
ние объективного представления о принципиальном характере
процессов загрязнения территории собственными и внешними
источниками к настоящему времени достигнуто. Результаты поле-
вых наблюдений достаточно хорошо освещают территорию регио-
на по сетке пробных площадей. Тем не менее, нет полного про-
странственного представления о регионе в целом, о состоянии
биоты его труднодоступных участков и территорий, не включен-
ных в планы полевых работ предыдущих лет.

Интегральный мониторинг (IСР-1М) предусматривает физиче-
ские, химические и биологические измерения компонентов эко-
систем, проводимые одновременно в одних и тех же местах с за-
данной периодичностью. На практике осуществление интеграль-
ного мониторинга сводится к выполнению ряда частных подпро-
грамм, которые соединяются либо путем получения стандартного
набора параметров (анализ межсредовых потоков вещества), либо
путем получения стандартного набора параметров на замкнутых
микробассейнах (причинно-следственный подход).

Междисциплинарная программа интегрального мониторинга
служит частью стратегического мониторингового исследования,
организованного ЕЭК ООН. В мониторинговой иерархии СР-1М
занимает высший уровень международного сотрудничества и яв-
ляется источником сопоставимой многопризнаковой природо-
охранной информации о комплексном антропогенном воздействии
на экосистемы, распространяющемся через границы климатиче-
ских, геологических, ландшафтно-геохимических природных зон
и через границы государств. Конечно, для обеспечения информа-
цией национальных структур, принимающих эколого-экономиче-
ские решения, 1СР-1М обязательно должен прибегать к помощи
мониторинговых экологических систем более низкого уровня, в
рассматриваемом случае — к данным ЕГСЭМ.

Программа 1СР-1М имеет три главных задачи.

1. Контроль состояния экосистем (микробассейнов водосбора
или площадок) и интерпретация наблюдаемых изменений как
последствий действия экологических факторов, чтобы создать на-
учную базу для контроля эмиссий;

2. Построение и подтверждение моделей отклика экосистем на
типовые сценарии воздействий: а) чтобы оценить отклик на ре-
альные или прогнозируемые изменения загрязняющего стресса;
б) чтобы получить региональные оценки, согласующиеся с дан-
ными съемок;

3. Проведение биомониторинга для выявления изменений природных компонентов, в особенности для оценки воздушного загрязнения и изменения климата.

Исторически сложилось представление об уровнях программы,
которое исходит из полноты наблюдений по рекомендованному
набору параметров и частоты сбора данных.
На станциях интегрального мониторинга выполняется полный
объем опробования и наблюдений за всеми компонентами окру-
жающей среды. Кроме того, проводятся интенсивные исследова-
ния взаимоотношений «доза—отклик» между химическим за-
грязнением и биологическими эффектами. Это позволяет затем
использовать гидрохимические, биогеохимические и биологичес-
кие причинно-следственные модели, результаты оценок, по ко-
торым обосновывают принятие управляющих решений в при-
родоохранной и межгосударственной политике. Например, рас-
чет критических нагрузок выпадений серы, азота, тяжелых ме-
таллов.

Поэтому к таким станциям предъявляются достаточно жесткие
критерии по месту их расположения, в частности — отсутствие
хозяйственной деятельности. Обычно они размещаются на особо
охраняемых территориях. Требования к станциям подразумевают
наличие микробассейна гидросети, конечного местного водоема
стока, сопряжение автономных и подчиненных ландшафтов. В комплекс наблюдений входит инвентаризация растений, грызунов и птиц, мониторинг воздуха, почв, вод, метеорологические исследования.

Интегральный мониторинг в странах Северной Европы выпол-
няется исключительно с целью оценок воздушных выпадений,
особенно при трансграничном переносе. Эта цель, безусловно,
важна и для России (для северо-запада РФ — влияние Эстонии и
Прибалтики). Однако на северо-западе не менее серьезное значение имеет и трансграничный перенос с водными системами как из-за рубежа, так и между субъектами РФ, размещающимися на водосборе Ладоги и Балтийского моря. Сбор ретроспективных и
натурных данных, а также и сама оценка экологической обстанов-
ки проводится с помощью представлений системного анализа:
путем структуризации факторов, установления системного отно-

шения членов системной иерархии, характеристики ответной ре-
акции всей системы на воздействие по отношению к какой-либо
ее части как единого целого.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные механизмы ассимиляции вредных веществ в
наземных экосистемах в различных ландшафтных зонах России.

2. Перечислите ведущие механизмы устойчивости морских экосистем
к загрязнению.

3. В результате каких процессов происходят разрушение или трансфор-
мация загрязняющих веществ в воздухе, в воде и в почве?

4. Перечислите основные показатели устойчивости экосистем к хими-
ческому загрязнению.

5. Назовите мероприятия общего характера по защите атмосферного
воздуха.

6. Какие методы защиты водных объектов относятся к группе деструк-
тивных и группе регенерационных?

7. Охарактеризуйте механический, физико-химический, химический,
биологический и термический способы очистки сточных вод.

8. Какие организационно-технические приемы используются при обра-
щении с отходами?

9. Каковы основные последствия теплового загрязнения водного объекта?

10. Каковы главные тины нарушения и загрязнения экосистем горно-
добывающими предприятиями?

11. Что включается в перечень специализированных мер защиты вод-
ных объектов от воздействия горнодобывающего производства?

12. Какие основные функции выполняют леса I группы?

13. Что входит в агроэкологическую оценку земель сельскохозяйствен-
ного назначения?

14. В чем состоят экологические проблемы водной мелиорации?

15. Каковы характерные ошибки и недостатки экологического обосно-
вания проектов?

16. Каковы основные принципы рекультивации загрязненных земель?

17. Перечислите принципы и приоритеты экологического мониторинга.

18. Каковы основные положения концепции межгосударственного мо-
ниторинга стран СНГ?

19. В чем заключаются основные проблемы организации мониторинг
водных объектов, в том числе и трансграничных водных бассейнов?

20. Какова роль дистанционных методов в экологическом мониторин-
ге? Какие задачи они решают?

21. Какие панъевропейские программы экологического мониторинга
поддерживаются Россией?

Упражнения

1. Приведите (по своему выбору) примеры практического использова
ния технических систем экологической безопасности в коммунальном-
лесном и сельском хозяйстве (муниципальные канализационные и водо

проводные сети, противопожарные мероприятия, мелиорация, устрой-
ство хранилищ отходов, складов ядохимикатов).

2. Сравните основные воздействия на компоненты окружающей среды
атомной и тепловой станции и перечислите главные элементы ТСЭБ этих
обьектов. Учтите тепловое загрязнение, воздействие на гидробионтов,
атмосферный воздух, лесные и сельскохозяйственные земли, размеще-
ние отходов (в том числе радиоактивных).

3. Охарактеризуйте требования к основным природозащитным объек-
там в инфраструктуре крупного города: сети наблюдений и контроля качева атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенного и растительного покрова, полигонам захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, станциям водоподготовки, сооружениям по очистке
муниципальных и промышленных стоков. Оцените возможности населения в финансировании этих объектов через оплату расходов ЖКХ.

Список литературы

Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» от 15.02.95

№ 33-ФЗ(ст. 2, 10).

Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ (ст. 6, 12,15).

Федеральный закон «Лесной кодекс Российской Федерации» от 29.01.97

№ 22-ФЗ (с изм. от 30.12.01)

Приказ Госкомприроды России «Об утверждении Правил ведения го-

сударственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от

04.07.97№ 312.

Вайчис М. В. Программа-методика организации и проведения работ по

региональному мониторингу лесов Европейской части СССР (полевые и камеральные работы). — Каунас-Гирионис: Национальный центр СССР; ЛитНИИЛХ, 1989. - 56 с.

Разработка и реализация интегрированной программы природоохран-

ного мониторинга Ладожского озера (DIMPLA): Резюме и выводы проек-

та/ М.Вильянен, Р.Нииниойа, Т.Хуттула и др. — Йоенсуу: Институт

исследования воды и окружающей среды Финляндии, 2000. — 22 с.

Состояние окружающей среды в Российской Федерации в 1997 г.: Го-

сударственный доклад. — М.: Госкомэкология, 1998.

Экология: Учебник для технических вузов / Л. И. Цветкова, М. И.Алек-

сеев, Б.П.Усанов и др. — СПб.: Химиздат, 1999. — 552с.

ГЛАВА 4

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Основными элементами системы управления охраной окру-
жающей среды в России выступают лимитирование, лицензиро-
вание, сертификация и паспортизация, проводимые в соответ-
ствии с экологическими требованиями нормативной документа-
ции.

Современные тенденции развития социально-экологических
процессов требуют совершенствования систем управления приро-
допользованием, которое должно осуществляться на основе рет-
роспективной и оперативной информации об экологической об-
становке с учетом обеспечения экологической безопасности насе-
ления, гармоничного сочетания социально-экономических и эко-
лого-градостроительных приоритетов развития городов и сопре-
дельных территорий.

Новым методом регулирования социально-экологических про-
цессов, введенным в России в конце 1980-х гг., является требова-
ние внедрения принципа «лучшей доступной технологии», чтобы
сблизить существующую практику выдачи разрешений на загряз-
нение и оценок качества среды на основе НПДК с принципами
устойчивого развития, которое основано на комплексной ЭО и
схемах индикаторов.

Показатели качества окружающей среды нужны, чтобы мож-
но было сравнивать в единых величинах участки, где бы они ни
находились и сколь разными бы они ни казались на первый взгляд.
Не иметь таких показателей — все равно что не иметь денег как
средства платежа, а пользоваться вместо них производимой про-
дукцией.

Эти показатели нужны не только для технико-экономического
обоснования инвестиций, не только для получения кредитов под
залог природных ресурсов, но и при решении вопросов возмеще-
ния «прошлого» экологического ущерба.

Трудно представить эффективно работающий правовой меха-
низм, не располагающий цифровыми характеристиками охраняе-
мых объектов. Это аналогично попыткам расследовать хозяйствен-
ные преступления в структурах, не пользующихся бухучетом, или
финансировать мероприятия, не зная, как считать и учитывать
потраченные деньги.

4.1. Экологические требования при эксплуатации
предприятий

Обшие экологические требования при эксплуатации предприя-
тий установлены Федеральным законом «Об охране окружающей
срды» (гл. VII). Предприятия обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требованийпо охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды.

Также они должны обеспечить соблюдение установленных нор-
мативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов. Выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускаются на основе разрешения, выдаваемого специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации.

В разрешении устанавливаются нормативы предельно допу-
стимых выбросов и сбросов вредных веществ и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей природной среды и здоровьячеловека. Для перехода на нормативы ПДВ и ПДС вредных веществ могут устанавливаться временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов, сбросов вредных веществ с одновременным утверждением плана их снижения до предусмотренных предельных величин. Нарушение установленных нормативов выбросов и сбросов, захоронения вредных веществ и других условийи требований охраны окружающей природной среды, предусмотренных разрешениями в соответствии с действующим за-
конодательством, влечет за собой ограничение, приостановлениедеятельности предприятия по предписанию специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора, а также профессиональных союзов Российской Федерации с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждениями банка.

Нормативы ПДВ и ПДС устанавливаются с учетом производ-
ственных мощностей объекта по каждому источнику загрязнения согласно действующим нормативам ПДК вредных веществ в окружающей природной среде. Они утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по
микроорганизмам и биологическим веществам).

Нормативы ПДУ шума, вибрации, магнитных полей и иных
вредных физических воздействий устанавливаются на уровне, обес-
печивающем сохранение здоровья и трудоспособности людей, охра-
ну растительного и животного мира, благоприятную для жизни
окружающую природную среду. Порядок их утверждения такой же
как у нормативов ПДВ и ПДС.

Перепрофилирование деятельности экологически вредных
объектов производится по согласованию со специально уполно-
моченными на то государственными органами Российской Феде-
рации в области охраны окружающей природной среды, санитар-
но-эпидемиологического надзора.

Предприятия, причинившие вред окружающей природной сре-
де, здоровью и имуществу граждан загрязнением окружающей
природной среды, порчей, уничтожением, повреждением, нера-
циональным использованием природных ресурсов, разрушением
естественных экологических систем и другими экологическими
правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме в
соответствии с действующим законодательством.

Более конкретные экологические требования к эксплуатации
предприятий, касающиеся охраны атмосферного воздуха и защи-
ты от неблагоприятного воздействия отходов производства и по-
требления, введены соответствующими законами Российской Фе-
дерации.

Во исполнение требований Федерального закона «Об охране
атмосферного воздуха» от 04.09.99 № 96-ФЗ при эксплуатации
объектов хозяйственной и иной деятельности нельзя превышать
нормативы качества атмосферного воздуха в соответствии с эко-
логическими, санитарно-гигиеническими, а также со строитель-
ными нормами и правилами в части нормативов площадей озеле-
ненных территорий.

Запрещается размещение и эксплуатация объектов хозяйствен-
ной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных
правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов
и средств контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный
воздух.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания на-
селения устанавливаются СЗЗ организаций. Их размеры определя-
ются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных веществ в
атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классифика-
цией организаций.

Предприятия, имеющие стационарные источники выбросов
вредных веществ в атмосферный воздух, обязаны:

обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных
веществ в атмосферный воздух и разработку норм ПДВ;

внедрять малоотходные и безотходные технологии в целях сни-
жения уровня загрязнения атмосферного воздуха;

планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, ути-
лизации, обезвреживанию выбросов вредных веществ в атмо-
сферный воздух, сокращению или полному исключению таких выбросов;

осуществлять мероприятия по предупреждению и устранению

аварийных выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения;

осуществлять учет выбросов вредных веществ в атмосферный

воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;

соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования,

предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных ве-

ществ в атмосферный воздух;

обеспечивать соблюдение режима СЗЗ объектов хозяйственной

и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на ат-

мосферный воздух;

обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный

воздух отходов с соответствующей территории объекта хозяйствен-

нойи иной деятельности на специализированные места складиро-

вания или захоронения таких отходов, а также на другие объекты хозяйственной и иной деятельности, использующие такие отходы в качестве сырья;

немедленно передавать информацию об аварийных выбросах,

вызвавших загрязнение атмосферного воздуха, которое может угро-

жать или угрожает жизни и здоровью людей либо нанесло вред здоровью людей и (или) окружающей природной среде, в государственные органы надзора и контроля.

Во исполнение требований Федерального закона «Об отходах

производства и потребления» (ст. 11) индивидуальные предпри-

ниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

соблюдать экологические, санитарные и иные требования, уста-

новленные законодательством Российской Федерации в области

охраны окружающей природной среды и здоровья человека;

разрабатывать проекты нормативов образования отходов и ли-

митов на размещение отходов в целях уменьшения количества их

образования;

внедрять малоотходные технологии на основе новейших науч-

но-технических достижений;

проводить инвентаризацию отходов и объектов их размеще-

ния;

проводить мониторинг состояния окружающей природной сре-
ды на территориях объектов размещения отходов;
предоставлять в установленном порядке необходимую инфор-
мацию в области обращения с отходами;

соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с
обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их
ликвидации;

в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с отхо-
дами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей
природной среде, здоровью или имуществу физических лиц либо
имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом
территориальные органы МПР России, органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного само-
управления.

Главным требованием к производству служит обеспечение ра-
циональности природопользования — применение таких способов
использования природных ресурсов, которые взаимно экономи-
чески и экологически оправданны: предотвращают нарушения и
загрязнения природной среды при оптимальных (минимальных)
затратах на процесс. Поэтому системы экологической безопаснос-
ти на предприятиях должны охватывать не только пространство
рабочей зоны, но и всю территорию земельного отвода (при необ-
ходимости — прилегающую акваторию), места транспортировки и
складирования продукции и отходов.

К основным формам экологического контроля, как будет по-
казано в остальных разделах этой главы, относятся экологическая
экспертиза, экологический мониторинг и экологический аудит.

Наши рекомендации