Билет 3. Экологическое правоотношение и эколого-правовые институты
Билет 1. Понятие и предмет экологического права
Экологическое право - особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:
1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;
2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;
3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).
Билет 2.Задачи, цели и принципы экологического права
-Сохранение окр.среды
-улучшение ее состояние и качества
-восстановление уничтоженных, поврежденных элементов
2.) Обеспечение экологической безопасности и сохранения биологической сущности человека.
3.) Установление такого использование окружающей среды которая не наносило бы вреда, то есть было направленно гармонизацию общества и природы
4.) Регулирование дея-ти связанное с контролем состояния окр.среды и ее прогназирование
5.) Поддержание экологического порядка и предупреждение экологических катастроф.
Целью экологического права является защита окружающей среды.
Основными принципами экологического законодательства Республики Казахстан являются:
1) обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан;
2) обеспечение экологической безопасности;
3) экосистемный подход при регулировании экологических отношений;
4) государственное регулирование в области охраны окружающей среды и государственное управление в области использования природных ресурсов;
5) обязательность превентивных мер по предотвращению загрязнения окружающей среды и нанесения ей ущерба в любых иных формах;
6) неотвратимость ответственности за нарушение экологического законодательства Республики Казахстан;
7) обязательность возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде;
8) платность и разрешительный порядок воздействия на окружающую среду;
9) применение наилучших экологически чистых и ресурсосберегающих технологий при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;
10) взаимодействие, координация и гласность деятельности государственных органов по охране окружающей среды;
11) стимулирование природопользователей к предотвращению, снижению и ликвидации загрязнения окружающей среды, сокращению отходов;
12) доступность экологической информации;
13) обеспечение национальных интересов при использовании природных ресурсов и воздействии на окружающую среду;
14) гармонизация экологического законодательства Республики Казахстан с принципами и нормами международного права;
15) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности и обязательность оценки воздействия на окружающую среду и здоровье населения при принятии решений о ее осуществлени
Билет 3. Экологическое правоотношение и эколого-правовые институты
Экологическое право имеет свою внутреннюю организацию, структуру. Как и всякая отрасль права, экологическое право состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют его систему. Оно делится на Общую и Особенную части.
Общая часть охватывает нормы права, содержащие наиболее общие положения, которые имеют основополагающее, определяющее значение для экологического права в целом и применяются в процессе реализации всех других норм, регулирующих отношения в сфере использования и охраны природы.
Нормы Общей части закрепляют задачи, принципы и объекты правового регулирования, определяют сферу и характер регулируемых общественных отношений, круг участвующих в них субъектов, правовые основы функционирования экономического механизма охраны окружающей природной среды, осуществления экологической функции российского государства.
В рамках Общей части выделяются правовые институты, регулирующие группы однородных общественных отношений в области использования и охраны окружающей природной среды, например, институты права собственности на природные ресурсы, права природопользования, экологических прав граждан, государственного экологического управления и контроля, ответственности за экологические правонарушения.
Особенную часть экологического права составляют нормы, институты и подотрасли, которые устанавливают правовой режим отдельных видов природных ресурсов, природных комплексов и других объектов экологического права. Нормы Особенной части регулируют использование и охрану земель, лесов, недр, животного мира, охрану атмосферного воздуха, окружающей человека среды, режим особо охраняемых природных территорий. Так, нормы, определяющие правовой режим использования и охраны лесов, образуют подотрасль лесного права, вод - водного права и т.д.
Основные нормы и институты экологического права формируются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие общества и природы.
Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.
Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права. Иными словами, предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды.
Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию, экологических отношений. Все чаще гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования.
Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной ср
Билет 4. Экологические правоотношения – это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированной нормами экологического и смежных отраслей права[49].
Главным аспектом правоотношения в целом и экологических правоотношений в частности является взаимодействие субъектов, наделенных конкретными правами и обязанностями, поэтому любое правоотношение носит общественный и публичный характер.
Структура экологических правоотношений включает в себя объекты, субъекты правоотношения и его содержание.
Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть по участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др.
Классификацию экологических правоотношений – как считает Б.В.Ерофеев, - целесообразно сделать, прежде всего, по видам экологических общественных отношений[50]. С этой целью выявляются следующие виды экологических правоотношений:
1. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экологопользованием, - наиболее обширная и сложная группа, включающая в себя следующие их разновидности:
- экологические правоотношения в сфере учета природных ресурсов. Сюда включаются правоотношения по ведению экологического государственного мониторинга, земельного, лесного, водного кадастров, кадастра объектов животного мира и др.;
- экологические правоотношения в сфере разрешительной системы экологопользования. Сюда можно отнести правоотношения по регистрации прав на природные объекты и сделок с ними, по регистрации прав на осуществление тех или иных видов предпринимательской деятельности в сфере экологопользования, по лицензированию водопользования, лесопользования и др.;
- экологические правоотношения в сфере охраны государственного режима экологического благополучия, которые выражаются в применении судебной или административной защиты прав как природопользователей, так и государства и его органов. Например, судебное взыскание с браконьеров стоимости выловленной рыбы, стоимости причиненного незаконной порубкой леса древесины и расходов на лесовосстановление и т.д.;
Особенностью правоотношений данного вида является обязательное участие в них в качестве одного из субъектов государства и его органов, которые совершают рачительные, пресекательные и восстановительные действия по обеспечению экологического благополучия в стране.
2. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере осуществления правомочий собственности на природные ресурсы, в составе которых можно выделить:
- правоотношения по приобретению природных объектов или определенных элементов этих объектов в собственность. Например, купля-продажа земельных участков, приватизация земель в установленном законом порядке, передача государством в собственность гражданину или юридическому лицу части земельного массива с находящимися на нем природными объектами (водоемами, лесными участками и др.);
- правоотношения по осуществлению собственником своих правомочий по эксплуатации земельного участка и находящихся на нем природных ресурсов;
- правоотношения по прекращению права собственности на тот или иной природный объект, осуществляемые путем сделок купли-продажи, мены и других сделок, а также изъятием и принудительным выкупом нерационально используемых земель.
Особенностью этих правоотношений является то, что одной из сторон в них всегда выступает собственных земельного участка или находящихся на нем земельных ресурсов.
3. Экологические правоотношения, складывающиеся в сфере вещных прав на землю и находящиеся на нем природные ресурсы, которые выражаются либо в праве пожизненного наследуемого владения земельным участком, либо в праве постоянного (бессрочного) пользования им, либо в праве ограниченного пользования (сервитута) соседним земельным участком.
В отличие от экологических правоотношений, складывающихся в сфере осуществления правомочий собственника, данная группа правоотношений не относится к числу абсолютных правоотношений. Правомочия землевладельцев и землепользователей в отношении своих земель и расположенных на них природных ресурсах значительно уже правомочий собственника.
Независимо от того, в какой сфере складываются экологические правоотношения, они подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные экологические правоотношения складываются по поводу конкретных материальных объектов, находящихся под эколого-правовой охраной.
Процессуальные экологические правоотношения складываются по поводу обеспечения порядка природоохранной деятельности.
Наконец, независимо от сферы, в которой складываются экологические правоотношения, их можно подразделить на регулятивные и охранительные.
К числу регулятивных следует отнести экологические правоотношения, складывающиеся непосредственно в сфере осуществления природоохранительных мероприятий.
К числу же охранительных экологических правоотношений следует отнести такие, которые связаны с применением ответственности за невыполнение установленных законом правил по охране окружающей среды.
Правовой институт — это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений [1; 169]. По мнению В.В. Лазарева, институт права — это элемент системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений. Правовой институт представляет собой обособленный блок отрасли права, которому свойственны: а) однородность фактического содержания - каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений либо отдельных поступков, действий людей; б) юридическое единство правовых норм. Нормы, входящие в правовой институт, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного вида отношений правовой режим регулирования; в) нормативная обособленность, т.е. обособление образующих правовой институт норм в главах, разделах, частях, иных структурных частях закона либо иного нормативного правового акта; г) полнота регулируемых отношений [1; 169].
Институты классифицируют на материальные и процессуальные, отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные) [2; 352].
В настоящее время нет необходимости отстаивать самостоятельное место экологического права в системе отраслей права, а в отношении института охраны окружающей среды на транспорте сложилась непонятная обстановка.
5. Понятие природных ресурсов. Национальные и международные объекты природы
Приро́дные ресу́рсы — это естественные ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве. Одна из центральных проблем науки — обеспечение населения необходимыми ПР сейчас и в будущем, анализ и оценку которых производят география и экономика.В широком смысле — все блага природы, служащие интересам человека: в узком— совокупность природных ресурсов как источников материального производства.
Классификация
По происхождению:
Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, земельные,животного мира)
Ресурсы природно-территориальных комплексов (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)
По видам хозяйственного использования:
Ресурсы промышленного производства
Энергетические ресурсы (горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)
Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)
Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)
По виду исчерпаемости:
Исчерпаемые
Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы);
Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);
Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы);
Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).
По степени заменимости:
Незаменимые;
Заменимые.
По критерию использования:
Производственные (промышленные, сельскохозяйственные);
Потенциально-перспективные;
Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории).
Объекты охраны окружающей среды подразделяются на национальные (внутригосударственные) и международные (общемировые).
К национальным (внутригосударственным) объектам относятся земля, воды, недра, дикие животные и другие элементы природной среды, которые находятся на территории государства. Национальными объектами государства распоряжаются свободно, охраняют и управляют ими на основании собственных законов в интересах своих народов.
Международные объекты охраны окружающей среды - это объекты, которые находятся в пределах международных пространств: Космос, атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных). Эти объекты не входят в юрисдикцию государств и не являются чьим-либо национальным достоянием. Они осваиваются и охраняются на основании различных Договоров, Конвенций, протоколов, отражающих совместные усилия международного сообщества.
Существует еще одна категория международных объектов природной среды, которая охраняется и управляется государствами, но взята на международный учет.
Во-первых, природные объекты, представляющие уникальную ценность и принятые на международный контроль (заповедники, национальные парки, резерваты, памятники природы).
Во-вторых, исчезающие и редкие животные и растения, занесенные в Международную Красную книгу.
В-третьих, разделяемые природные ресурсы, постоянно или значительную часть года, находящиеся в пользовании двух или более государств (реки Дунай, Балтийское море и др.).
Одним из важнейших объектов международной охраны является Космос. Ни одна страна в мире не имеет каких-либо прав на космическое пространство. Космос - достояние всего человечества. Этот и другие принципы отражены в международных Договорах по использованию космического пространства.
6. Понятие и общая характеристика источников экологического права.
Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:
- иметь объективно выраженную форму - форму документа, издаваемого соответствующим компетентным органом;
- не всякий документ может быть признан нормативно-правовым актом, а лишь такой, который принят уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов;
- однако и уполномоченные органы государства могут принимать не всякие нормативно-правовые акты, а лишь акты такой формы, которая определена законом. Мажилис — законы и постановления, Президент — указы, Правительство — постановления и распоряжения, министерства и ведомства — приказы и инструкции и т.п.;
- наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества.
Виды источников экологического права
Источники экологического права можно классифицировать по следующим основаниям:
1) по юридической силе их можно подразделить на законы и подзаконные нормативно-правовые акты:
- законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принятые высшими органами представительной власти Республики Казахстан – Мажилисом РК;
- подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы нормативного характера, принятые
Президентом РК, Правительством РК, а также министерствами и ведомствами РК, органами местной власти, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов;
2) по предмету правового регулирования: всеобщие, общие и специальные.
Всеобщие: Конституция РК, УК РК, КоАП и т.п., то есть нормативно- правовые акты, устанавливающие основы всех общественных отношений в той части, где содержатся правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Общие: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие наиболее общие экологические отношения (Закон «Об охране окружающей природной среды и др.).
Специальные: нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отдельный вид экологических отношений (Закон «Об особо охраняемых природных территориях» и др.).
3) по направленности правового регулирования все источники можно подразделить на материальные и процессуальные.
Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования тех или иных природных объектов и их охраны;
Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и являются формой её обеспечения.
4) по способу систематизации — на кодифицированные и не кодифицированные.
К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена систематизация нормативного материала и он приведен в соответствие с системой регулируемых общественных отношений. Такие нормативно-правовые акты отличаются высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права.
Подавляющее большинство эколого-правовых нормативных актов относится к числу не кодифицированных, которые регулируют отдельные сферы охраны природной среды. Систематизация таких нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, то есть объединения их в каком-либо издании по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.
Виды источников экологического права: Конституция РК, международные договоры РК, законы РК, нормативно-правовые акты Президента РК, Правительства РК, ведомственные нормативно-правовые акты, нормативно-правовые акты органов местного государственного управления, локальные акты, правовой обычай.
Судебные решения не являются источниками экологического права, но имеют большое значение с точки зрения расширения содержания экологических правовых норм, их толкования.
Задачами экологического законодательства РК являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей.
7. Понятие право собственности на объекты природы.
Право собственности на природные ресурсы:
- в объективном смысле: совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы;
- в субъективном смысле: совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.
Под правом собственности на природные ресурсы субъективно понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.
Субъективное право собственности на природные ресурсы оп-ределяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства (его предпосылками и результатами), ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества.
Соответствующее правило закреплено Указом Президента и Постановлением Правительства РК: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. Количественные и качественные характеристики в их динамике находят отражение в отраслевых (природоресурсных) и комплексных (территориальных) кадастрах. Как правило, в процессе природопользования человеком потребляются отдельные, удовлетворяющие его потребности свойства природного ресурса. Важно, чтобы при этом не нарушались, не умалялись, т. е. сохранялись, другие потребительские свойства того или другого природного ресурса и чтобы при распоряжении собственностью, определении судьбы природного ресурса, исходя из его кадастровой оценки, соответствующие условия природопользо-вания находили четкое отражение в лицензиях и договорах, закреп-ляющих право пользования ими.
Отношения собственности на природные ресурсы регулируются Конституцией РК, Гражданским кодексом РК, природно-ресурсным и природоохранительным законодательством РК.
Объекты права собственности на природные ресурсы
Вопрос об объектах права собственности на природные ресурсы можно рассматривать в двух аспектах:
- какие именно природные ресурсы в соответствии с законодательством являются объектами права собственности;
- какие природные ресурсы являются объектами частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.
Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.
В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также особо охраняемых природных территорий) не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако, исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности.
Субъекты права собственности на природные ресурсы
Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы:
а) расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности - частной, государственной, муниципальной и иной;
б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням - республиканская и местная.
Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, РК, Республика Казахстан и административные - территориальные единицы. Представляется, что этот перечень субъектов исчерпывающий. Применительно к субъекту государственной собственности на природные ресурсы важен вопрос о том, кто от имени государства осуществляет правомочия собственника? С учетом того, что собственник обладает триадой полномочий (владение, пользование и распоряжение), каково содержание понятия управления?
Очевидно, под управлением в данном случае понимается распоряжение природными ресурсами. Природоресурсное законодательство (земельное, водное, горное и др.) часто наделяет правомочием распоряжения соответствующими природными ресурсами специально уполномоченные государственные органы (в части управления использованием и охраной земель, вод, недр и т. д.). Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РК и специально уполномоченные государственные органы.
Помимо государства, появились три новых вида субъекта права собственности на природные ресурсы - физические и юридические лица, муниципалитеты.
Субъекты права собственности на природные ресурсы:
1) физические лица;
2) юридические лица;
3) Республика Казахстан;
4) административные - территориальные единицы.
8. Государственная собственность на объекты природы.
Право государственной собственности на природные ресурсы
Государственная собственность на природные ресурсы является доминирующей в структуре закрепленных законодательством форм собственности, что представляется оправданным подходом по всем основаниям темы. Право государственной собственности установлено на землю, воды, недра, леса, объекты животного мира и другие объекты. При этом встает главный вопрос - о разграничении права государственной собственности на природные ресурсы между субъектами страны и ее субъектами. Соответственно к природным ресурсам РК могут относиться:
- земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению республиканских органов государственной власти;
- земельные участки, занятые энергетическими, транспортными и космическими системами (кроме российских), объектами ядерной энергетики, связи, метеослужбы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в собственности государства;
- земельные участки, водные и иные природные объекты государственных природных заповедников, национальных природных парков, природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий РК;
- виды растений и животных, занесенные в Красную Книгу РК;
- виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РК, а также животные, отнесенные к видам, попадающим под действие международных актов по их охране;
- месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
- водные объекты, расположенные на территории страны, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
- иные природные ресурсы.