Особенности привлечения к административной ответственности за экологические правонарушения

Согласно статье 319 Экологического кодекса Республики Казахстан к видам экологических правонарушений относятся экологические преступления, нарушения экологического законодательства, влекущие имущественную ответственность, а также административные правонарушения в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов. Тем самым, содержание статьи указывает на то, что совершение экологического правонарушения влечет уголовную, имущественную и административную ответственность.

В соответствии со статьей 2 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях основанием административной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения, предусмотренного в особенной части настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 28 КоАП РК, административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов выступают как основание административной ответственности за экологические правонарушения.

Так, главой 19 КоАП РК предусмотрен ряд правонарушений в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов.

Составы экологических проступков в основном сосредоточены в главе 19 КоАП РК. При этом необходимо отметить, что административные правонарушения, нарушающие экологическое законодательство, рассредоточены в других главах особенной части КоАП РК. Так, можно указать, что часть из них помещена в главе 13 «Административные правонарушения, посягающие на собственность», часть - в главе 21 «Административные правонарушения, посягающие на общественную безопасность и здоровье населения». Глава 13 КоАП РК первоначально включало 19 статей, в последующем в данной главе было исключено 5 и дополнено 2 статьи. Глава «Административные правонарушения, посягающие на собственность» содержит 16 статей, 3 из которых содержат составы административных правонарушений против охраны собственности, но дополнительным объектом посягательства здесь являются экологические права, ценности и блага, либо порядок управления и использования природных ресурсов.

Наряду с этим, система субъектов применения административных взысканий отражает сложность построения контрольно-надзорных органов. Помимо разрешения административного правонарушения, возможности обжалования административного постановления какого-либо ведомства, рассматривать административные правонарушения уполномочены следующие органы:

- органы внутренних дел;

- органы государственной противопожарной службы;

- органы транспортного контроля;

- уполномоченный орган в области промышленной безопасности;

- уполномоченный орган в области охраны окружающей среды;

- уполномоченный орган по изучению и использованию недр;

-органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- уполномоченный орган в области защиты растений;

- уполномоченные органы в области использования и охраны водного фонда;

- уполномоченные органы в области лесного, рыбного и охотничьего хозяйства;

- органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель;

- органы, осуществляющие государственный архитектурно-строительный контроль за качеством строительства объектов;

- органы пограничной службы.

Важное положение содержится в пункте 1 статьи 69 КоАП РК, по общему правилу лицо не подлежит привлечению к административной ответственности по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, однако за совершение административного правонарушения в области охраны окружающей среды лицо не подлежит привлечению к административной ответственности только по истечении шести месяцев со дня его совершения. Данное положение отражает опасность и сложность установления виновных лиц, а также доказывания вины и других существенных обстоятельств. По справедливому мнению большинства отечественных ученых определение санкции и юридической ответственности не тождественны.

В статье 45 КоАП РК, предусмотрены следующие виды административных взысканий:

· предупреждение;

· административный штраф;

· возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения;

· конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

· лишение специального права; лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий;

· приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя либо запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица;

· принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

· административный арест;

· административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

Однако два последних вида административных взысканий к юридическим лицам не применяется.

За содеянное правонарушение виновное лицо несет ответственность посредством наложения на него основного и дополнительного/ных/ взысканий.

Предупреждение, административный штраф и административный арест могут применяться только в качестве основных административных взысканий.

Лишение специального права, лишение или приостановление действия лицензии (специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства), приостановление или запрещение предпринимательской деятельности или отдельных ее видов, а также административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранцев или лиц без гражданства могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий.

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, конфискация, принудительный снос возведенного строения могут применяться только в качестве дополнительного административного взыскания.

В административном праве, помимо срока давности, касающегося совершения в течение последующего года административных правонарушений, не наблюдается жесткого ограничительного режима. Так как для лиц с непогашенной уголовной судимостью законодательством запрещено заниматься определенными видами деятельности, выдвигать свою кандидатуру на избрание в государственные органы государства. Размеры штрафов определяются двумя способами и выражаются в величине месячного расчетного показателя, установленного в соответствии с законом Республики Казахстан, либо из суммы нанесенного ущерба окружающей среде.

Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических и экологических требований по охране окружающей среды, нарушение требований к обращению с отходами производства и потребления, сбросу сточных вод, нарушение экологических норм и правил при использовании недр и переработке минерального сырья КоАП РК предусматривается наложение штрафа на юридических лиц, в некоторых случаях субъектов крупного предпринимательства, в размере суммы нанесенного окружающей среде вреда. Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников для юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, накладывается штраф в соответствующем размере с конфискацией незаконно срубленных деревьев и кустарников, транспортных средств и иных предметов нарушителя, явившихся орудием совершения указанных нарушений, или без таковой.

Следует констатировать, что существующие штрафные санкции, установленные административным законодательством, имеют своей целью охрану прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, окружающей среды, а также предупреждение их совершения. Однако они не могут способствовать восстановлению нарушенного экологического баланса. Нарушения экологического законодательства должны влечь применение мер наказания, адекватных их опасности, а также вреду, причиняемому окружающей природной среде и обществу.

Наши рекомендации