Глава i теоретические основы экологического воспитания в начальной школе
ВВЕДЕНИЕ
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.
В этой связи огромное значение имеет воспитание экологической культуры и ответственности. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Становление и теоретическое осмысление экологии, проблем в науке, их актуальность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с раскрытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов («природоохранительное просвещение», «природоохранительное образование», «экологическое образование», «экологическое воспитание»).
Таким образом, актуальность проблемы экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано следующими причинами:
- необходимостью повышения экологической культуры человека;
- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;
- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Актуальность исследования обусловлена противоречиями между:
- потребностью общества в экологически воспитанной личности, проявляющей экологическую культуру и практическое участие в решении проблем, связанных с природоохранной деятельностью и недостаточным уровнем подготовки такой личности школьника в условиях общеобразовательной школы;
- необходимостью использования методического обеспечения воспитания экологической культуры в школе и бессистемным применением немногочисленных методических разработок по вопросам экологического воспитания учащихся начальных классов в реальной практике педагогического процесса.
Цель исследования:курсовой работы: теоретически обосновать сущность экологического воспитания младших школьников.
Объект исследования:процесс экологического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: сущностные характеристики и педагогические условия экологического воспитания младших школьников.
Гипотеза исследования:процесс экологического воспитания младших школьников будет более успешным, если:
- исследована природа экологического воспитания и культуры в педагогике, психологии и методике, выявлены её сущностные характеристики и особенности;
- используются технологии экологического воспитания в школе;
- выявлены педагогические условия реализации экологического воспитания младших школьников: экологическое воспитание осуществляется в рамках формирования базовой культуры личности, а также морально-нравственного воспитания; экологическое воспитание осуществляется в урочной и внеурочной деятельности; разработано методическое обеспечение экологического воспитания младших школьников.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выяснить сущность понятий: «экологическая культура», «экологическое воспитание», «технология экологического воспитания»;
2. Раскрыть технологические аспекты технологии экологического воспитания младших школьников;
3. Определить педагогические условия организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в начальных классах;
4. Разработать методические и практические рекомендации, способствующие более успешному экологическому воспитанию младших школьников..
Новизна исследования определяется научным подходом к раскрытию основных положений темы исследования и предполагает следующие педагогические находки:
- обоснованы и уточнены сущностные характеристики понятия «экологическое воспитание» - целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умение и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом.
- раскрыты педагогические условия экологического воспитания и формирования экологической культуры младших школьников: экологическое воспитание осуществляется в рамках формирования базовой культуры личности, а также морально-нравственного воспитания; экологическое воспитание осуществляется в урочной и внеурочной деятельности; разработано методическое обеспечение экологического воспитания младших школьников.
- разработано методическое обеспечение организации экологического воспитания в начальных классах (конспекты уроков, внеклассных мероприятий, план воспитательной работы).
Теоретическая значимость исследованиязаключается в том, что его результаты способствуют решению актуальной научной проблемы - повышению эффективности процесса экологического образования в начальной школе с учетом возрастных особенностей младших школьников в целостном педагогическом процессе.
Практическая значимостьзаключается в разработкеметодических материалов системного экологического воспитания младших школьников, а именно конспектов уроков по окружающему миру на темы «Что изображают на карте?», «Реки и озера», «Природные зоны холодного пояса», «Леса умеренного пояса » и другие, конспект внеклассного внеурочного мероприятия «Викторина: «Кто в лесу живет, и что в лесу растет», и другие практические рекомендации. Предлагаемые материалы полезны для учителей начальных классов, методистов, родителей, а также студентов педагогических колледжей для целостного формирования экологической культуры у младших школьников.
Структура работы: работа включает в себя 1.введение, где определяются объект, предмет, цель и задачи; 2.основного содержания работы, где раскрываются теоретические основы экологического воспитания и технология его осуществления практический аспект экологического воспитания; 3.заключения, посвященного основным выводам; 4.списка использованной литературы, насчитывающего 25 названий.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ