Методика полевых исследований и обработки результатов

При проведении ландшафтно-экологической практики наибольшее внимание уделяется полевым методам маршрутной ландшафтно-экологической съемки, сопряженной оценки антропогенной преобразованности и потенциальной природной устойчивости.

Выбирается учебный полигон. В пределах полигона закладываются ландшафтно-экологические профиля, пересекающие основные природно-ландшафтные структуры: моренно-зандровые, аллювиально-террасированные и пойменные ПТК.

По линии каждого ландшафтно-экологического профиля размещаются ключевые участки, на которых выполняются комплексные физико-географические исследования:

1) топографическая привязка участка;

2) изучение почвенного профиля;

3) геоботаническая съемка растительности;

4) оценка антропогенной нагрузки.

Полевая практика для каждого учащегося состоит из трёх видов работ:

1. Каждодневный маршрут с изучением различных биоценозов.

2. Работы, связанные с выполнением заданий по очистке природных объектов.

3. Самостоятельные исследовательские работы по темам, выбранным учащимися вместе с преподавателями.

Все маршруты привязаны к местности посредством топографической съёмки. В первый день работы все ребята определяют, сколько у них пар шагов в 100 метрах. Для этого на земле отмеряется с помощью рулетки 100-метровый отрезок, и учащиеся три раза проходят это расстояние своим обычным шагом, подсчитывают пары шагов, средний результат записывают в тетрадь-дневник. Туда же они переписывают основные топографические знаки, которыми придётся пользоваться на маршрутах.

К записи маршрутов предъявляются следующие требования:

- наблюдения нужно записывать в блокнот с бумагой в клеточку и твёрдой обложкой;

- карандаш должен быть простым, не химическим;

- записи следует вести на одной стороне листа, начиная с указания номера маршрута, даты, направления (конечный пункт), времени начала маршрута, описания погодных условий.

Расстояние на маршруте измеряется шагомерной съёмкой.

Описание почвенного покрова проводится по следующему плану:

А0– подстилка, состоящая из отмирающих частей растений;

А1– перегнойно-аккумулятивный горизонт, дерновый (большое содержание гумуса, максимальное количество корней);

Ап– распаханные почвы;

А2– подзолистый горизонт (цвет золы, беден элементами питания);

В – иллювиальный (коричневый или буро-красный цвет, накапливаются вымываемые сверху вещества, имеются включения металлов);

С – материнская порода;

Вg– иллювиальный с процессами оглеения (серого цвета с голубыми включениями);

G – глеевый (голубого цвета, развиты процессы оглеения в результате окисления железа);

Т – торфяно-болотный.

Кроме того, описываются: мощность почвы; структура: кубовидная (ореховатая, комковатая, зернистая), плитовидная (листоватая, пластинчатая, плитчатая, чешуйчатая), призмовидная (столбчатая, призматическая); механический состав; влажность (сырая, влажная, свежая, сухая); плотность (очень плотная, плотная, уплотненная, рыхлая); включения (корни, ракушки) и новообразования (железистые конкреции); характер перехода между горизонтами (резкий 1-2 см, ясный 2-5см, заметный 5-10 см, постепенный от 10 и более см); характер границы (ровный, волнистый, языковатый).

Название почвы дается следующим образом: дерново-подзолистая слабооподзоленная, супесчаная, развита на водно-ледниковых супесях.

Описание растительности

В каждом маршруте при прохождении определенного расстояния или при смене биоценозов делаются точки описания. На карте маршрута в этом месте ставится точка и указывается её номер, а в блокноте описывается биоценоз. Основные объекты описания - растительная ассоциация, её флористический состав, количественное соотношение видов, их фенологическое состояние, структура сообщества и другие характеристики.

Флористический состав, то есть список видов в данной ассоциации, за одно посещение полностью выявлен быть не может, но какие-то основные виды определяются или сразу с преподавателем или в дальнейшем по определителю.

После составления флористического списка выявляются количественные соотношения между видами, произрастающими на данном участке. Для этого применяется шкала оценок обилия Друде :

soc. (sociales) - растительность образует сплошной покров;

cop. 3 - очень обильно;

сор. 2 } (сopiosae) - обильно;

сор. 1 - довольно обильно;

sp. (sparsae) - рассеяно;

sol. (solitariae) - единично;

rr. (rarisime) - очень редко;

un. (unicum) - единственный экземпляр.

Установлены соответствия между оценками Друде и расстоянием между растениями :

cop. 3 - от 0 до 20 см;

сор. 2 - от 20 до 40 см;

сор. 1 - от 40 до 100 см;

sp. - от 100 до 150 см;

sol. - более 150 см.

Используется также такая шкала обилия:

5 - вид покрывает более 3/4 пробной площади;

4 - покрывает от 1/2 до 3/4 пробной площади;

3 - покрывает от 1/4 до 1/2 пробной площади;

2 - от 5 до 25 % пробной площади;

1 - менее 5 % пробной площади.

Пример точки описания:

Хвойный лес. Древостой сложен елью с примесью сосны и берёзы (8Е+1С+1Б). Высота елей 24-25 м, диаметр 40-45 см, расстояние между деревьями 5-6 м, возраст около 60-70 лет. Сомкнутость кроны 7-8. Подлесок почти не развит, с единичными экземплярами сосны, ивы, рябины, можжевельника. В подросте - ель, сосна, берёза: древостой развит слабо, общее покрытие 12 -20%

На маршруте обычно 4 -5 точек описания, так что учащиеся приобретают хороший навык описания растительных ассоциаций, быстро запоминают видовые названия растений.

Учащиеся перечерчивают маршрут в общие тетради, переписывают описание точек, определяют принесённые растения, перерисовывают контуры вновь встреченных птиц, работают с атласами, определителями, заполняют таблицы и графики.

Несколько раз в течении практики учащиеся должны описать площадки, заложенные в разных биотопах. Пробные площадки обычно размером 2 х 2 метра. Описывают два ученика. В описании они указывают дату, название ассоциации, общую характеристику рельефа, почву, размеры пробной площадки, ярусность древостоя. А так же описывают в таблице по специальному бланку.

Размер пробной площади 100 м2. описывается географическое положение, рельеф, гидрологические условия, вертикальная структура и характеристика ярусов.

Лесной фитоценоз включает в себя следующие ярусы:

1) древесный ярус,

2) ярус подлеска,

3) травяной ярус,

4) ярус мхов и лишайников.

В ходе описания составляются таблицы для характеристики каждого яруса:

Древесный ярус

Порода Диаметр, см (ср,min, max) Высота, м (ср,min, max) Плотность шт/га Возраст
Сосна        
Береза        
Дуб        

Подлесок

Виды Высота, м (ср, min-max) Плотность шт/га Проективное покрытие, %

Напочвенный ярус

Растения Средняя высота, см Проективное покрытие, %

Бланк для описания лесного фитоценоза

Номер участка  
Географическое положение  
Топографическое положение и окружение  
Общий характер рельефа  
Микрорельеф и его происхождение  
Почвы  
Условия увлажнения и УГВ  
Подстилка  
Влияние диких животных  
Влияние человека  
Сомкнутость крон древостоя  
Сомкнутость подлеска  
Общее проективное покрытие напочвенного яруса  
Размер пробной площади (м2)  
Оценка антропогенной нагрузки  

Оценка антропогенной нагрузки включает:

· густоту тропиночной и дорожной сети;

· выбитость растительного покрова;

· поврежденность древостоя;

· наличие признаков пирогенного воздействия;

· подтопление, вырубка леса.

После написания и заполнения всех таблиц, проведения наблюдений проводят камеральную обработку результатов:

· построение почвенных профилей с описанием горизонтов;

· построение комплексных ландшафтно-экологических профилей;

· выделение ландшафтных структур;

· составление карты экологического состояния ПТК.

Наши рекомендации