Система методов преподавания биологии

Метод в самой широкой трактовке — это способ достижения цели, т. е. совокупность приемов и опера­ций, используемых для достижения цели. Методы - основные способы работы учителя и учащихся, применяемые с целью усвоения последними знаний, умений и навыков. Существуют три группы методов обучения: словесные (один источник знания — слово), наглядные (два источника знаний — слово и наглядность) и практические (три источника знаний — слово, объект изучения и практическое обследование предмета). К группе словесных методов относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Группу наглядных методов представляют демонстрации опытов, наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует наблюдение, рассмотрение изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и приобретают знания. Практические методы используют во время лабораторных работ на уроке или практических занятиях, на экскурсии, в уголке живой природы, на школьном учебно-опытной участке. Чрезвычайное разнообразие и взаимосочетание методов обу­чения, их вариативность обеспечиваются различными методичес­кими приемами. Методическими приемами называют элемен­ты того или иного метода, выражающие отдельные действия учите­ля и учащихся в процессе обучения. Методи­ческие приемы разделили на три группы: логические, организационные и технические. Логические приемы интеллектуальной деятельности: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, постановка проблемы, доказательство и др. Организационными приемами учитель направляв внимание, восприятие и работу учащихся. К техническим приемам относится использование различного оборудования, улучшающего познавательную работу школьников.

Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии.

Учебно-познавательная деятельность связана с учебными умениями и навыками, которые могут быть общеучебными (характерны для всех предметов, н-р, работа с книгой, пособиями) и специальными (характерны для данного предмета). Умственные умения и навыки связаны с умениями, направленные на совершенствование процессов познания (называть, охарактеризовывать, обосновывать, делать выводы, определять, распознавать и т.д.). Практические умения и навыки делят на исследовательско-практические умения (умение проводить наблюдение, ставить опыты и т.п.) и прикладные умения (умение выращивать и выхаживать за растениями и животными, соблюдать правила гигиены, меры по охране природы). Общие умения характерны для любого вида деятельности. Специальные умения, т.е. ставить причинно-следственные связи организмов. Существует 5 этапов формирования умений и навыков: 1) знакомство учащихся с тем, как нужно выполнить действие, которым нужно овладеть; 2) восстановление или усвоение знаний, на основе которых будут вырабатываться умения и навыки; 3) показ образца данного действия; 4) практическое овладение действий, анализ ошибок; 5) самостоятельные и систематические упражнения по применения умения.

Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии.

Основные операции мышления: анализ – мысленное или фактическое разделение целого на части; синтез – мысленное или фактическое объединение составных частей изучаемого объекта в единое целое. Абстрагирование- мысленное выделение существенных свойств и отсечение несущественных в данный момент. Сравнение – это мыслительная операция, в процессе которой устанавливают признаки сходства и различия между предметами и явлениями. Алгоритм сравнения: 1) решить, что будут сравнивать и зачем; 2) разделить объект на части; 3) выделить признаки сходства-различия; 4) сделать вывод. Сравнение проводится для того, чтобы установить сходство и различие. Это важно при сравнении малосхожих и похожих объектов. Классификация распределение объектов по группам согласно сходству или различию между ними. При этом важен выбор основания, т.е. того признака, который лежит в основе классификации. Обобщение – это мыслительная операция, связанная с переходом от единичного особенному, а затем ко всеобщему. При этом выделяются наиболее общие существенные признаки и свойства, устанавливаются связи и отношения между ними. На основании обобщения формируются выводы, теории и законы. Систематизация – это приведение объектов в систему, расположенных в определенном порядке установления между объектами определенной последовательности. Смысловое соотнесение – нахождение связей между понятиями. Понятия могут иметь связи, основанные на разных типах отношений. Это могут быть родо-видовые отношения. Отношения части и целого. Отношение причина и следствие, последовательность, противоположность, рядоположения. Конкретизация – это мыслительный процесс, при котором единичное соотносится с общим. Она основывается на том, что должны уметь приводить примеры, факты.

Наши рекомендации