Кейс-метод по курсу «Экономика природопользования»

Кейс-метод был впервые предложен еще в начале прошлого столетия. Кейс трактуется и как история, базирующаяся на реальных фактах, событиях, информации, что подтверждается и подкрепляется внимательным изучением материала со стороны студентов (слушателей). Это и рассказ о «реальном мире», который делается с заранее определяемой преподавателем целью. Это и способ перенесения реального мира в аудиторию с тем, чтобы студенты получили возможность выработать решение реальной или реалистичной проблемы под руководством преподавателя. Обращается внимание и на осо­бую роль кейсов в развитии навыков и способностей самостоятельного принятия решений. Для этого студенты, изучая кейс, должны научиться думать и вести себя как профессионалы, играя роли, которые они, предположительно, будут играть в недалеком будущем в реальной жизни.

Кейсы, как и любая образовательная методика, не являются универсальными. Поэтому важно найти их релевантное место в процессе преподавания и образования. Этому может помочь анализ тех способностей, профессиональных характеристик и качеств, формированию которых помогает применение кейс-метода. К числу таковых относятся следующие: аналитические способности; умение собирать и оценивать необходимую информацию и данные; способность формулировать вопросы; коммуникативные способности и навыки; умение работать в группах, быть чувствительным по отношению к другим; умение разрешать проблемы и принимать решения. Особое внимание обращается на факт стимулирования данным методом формирования креативных, новаторских качеств у студентов. Подчеркивается роль данного метода для выработки творческого и независимого способа мышления, формирования черт лидера, готового принять на себя риск и отвечать за принимаемые решения.

Вместе с тем далеко не все задачи в области преподавания и образова­ния могут быть реализованы с помощью кейса, на что указывают и самые активные поклонники данного метода. Сложные концептуальные идеи, теоретические парадигмы, модели и т. п. лучше предварительно изучить, используя традиционные приемы (лекции, разбор в малых группах, под­готовка литературного эссе и т.п.), а затем уже для закрепления матери­ала, углубления знаний и раскрытия форм применения их на практике использовать кейс-метод. В этом случае целесообразно применение не «обычных» кейсов, которые еще именуются учебными, а так называемых учебно-исследовательских.

Все эти обстоятельства важно учитывать при отборе конкретных кейсов для их использования в образовательном процессе, а также при разработке преподавателями (студентами) собственных кейсов. К ос­новным разновидностям (вариантам) кейсов в соответствии с их функ­циями и назначением относятся следующие:

1. Кейсы, иллюстрирующие теорию с помощью ряда примеров.

2. Кейсы, иллюстрирующие теорию посредством разбора практи­ческой ситуации.

3. Кейсы, иллюстрирующие теорию посредством поиска ответов для разрешения практической ситуации.

4. Кейсы, служащие разбору и обсуждению практической ситуа­ции (примера), которые заменяют представление определенно­го теоретического вопроса.

5. Кейсы с обсуждением практической ситуации в целях углубле­ния и расширения теоретического анализа.

Также возможна классификация кейсов с учетом источников полу­чения и полноты представляемой информации. Однако независимо от избранной классификации, любой кейс должен удовлетворять ряду требований. А именно – кейс должен быть приближен к жизни, обес­печивать непосредственную связь с накопленными студентами (слу­шателями) знаниями и опытом. Он должен предоставлять возмож­ность интерпретации изучаемой ситуации с точки зрения участников. Кейс должен содержать проблемы и конфликты; быть обозримым и решаемым в имеющихся у преподавателя временных рамках, а также допускать различные варианты решения.

Основное внимание в учебном пособии уделяется трем типам кейсов – учебным, учебно-исследовательским и кейс-методу разбора конкретного опыта / практической ситуации в целях выработки навыков воспроизведения этого опыта на близком участникам обсуждения примере.

Различия между учебными и учебно-исследовательскими кейсами наряду с отмеченными выше моментами состоят также в следующем.

Учебно-исследовательский кейс, применяемый в академических и познавательных целях, как правило, содержит «правильные» ответы на анализируемую весьма сложную научно-прикладную проблему. В этом случае основной задачей кейса является обеспечение деятельного участия студентов в самом познавательном процессе, расширение и уг­лубление их знаний, а также выработка навыков по применению теоре­тических идей на практике для разрешения конкретной ситуации. В учебном кейсе, напротив, не содержится готовых ответов. Его участник, будучи снабжен необходимыми материалами, вариантами решения проблемы (например, с учетом зарубежного опыта), информацией и т. п., сам должен выработать и обосновать это решение. Основной задачей учебного кейса, таким образом, является получение ответа на вопрос, что бы сделал студент, будучи поставлен в обстоятельства, описанные в кейсе.

Для достижения основных целей, стоящих перед кейсом как актив­ным методом преподавания, он должен быть определенным образом структурирован. Основными этапами (фазами) реализации кейс-ме­тода являются следующие:

1. Знакомство с конкретной ситуацией (случаем).

2. Предоставление и осмысление информационных материалов (предложенных в кейсе, а также отобранных самостоятельно участниками).

3. Формулировка альтернативных вариантов решения.

4. Принятие решений в группах.

5. Презентация группами решений и их обсуждение.

6. Подведение итогов, включая сравнение решений групп и реше­ний, принятых в действительности, оценка участия.

В данном учебном пособии из указанных фаз по понятным причинам реализуются первые две-три при подготовке необходимого материала для реализации всех остальных (начиная от формулировки альтерна­тивных решений, обсуждения их в группах, принятия решения, их пре­зентации, защиты и итогового анализа). Для облегчения организации дискуссии и оценки уровня представленных вариантов решения про­блемы в материалы кейсов данного учебного пособия включены воз­можные вопросы и задания.

Что касается кейсов, которые относятся к классу «аналитический разбор конкретного опыта», то предлагаемые в нашей книге зада­ния, как правило, состоят в самостоятельном отборе и анализе сход­ных прикладных проблем и обосновании методов их решения. Так, в случае «зеленого маркетинга» задание может состоять в поиске и разборе аналогичной ситуации на примере деятельности рос­сийских компаний с применением использованных в данном кейсе ме­тодов, включая анализ рисков. То же относится и к заданию по реализации модели «чистое производство», а также к оценке эко-эффективности некоторого технологического процесса. В этом случае работа с кейсом может быть разбита на два занятия. На первом из них осуществляется анализ учебного материа­ла кейса, приведенного в нашей книге, а на втором – представление подготовленных участниками самостоятельных материалов, их раз­бор и оценка Аналогичные рекомендации относятся и к анализу опыта организации внутреннего экологического аудита, с той лишь разницей, что обсуждение подобного опыта может быть осуществле­но в форме защиты отчета по производственной практике, проходив­шей на одном из предприятий, сертифицированных по стандартам ISO 14000.

Наши рекомендации