Кейс-метод по курсу «Экономика природопользования»
Кейс-метод был впервые предложен еще в начале прошлого столетия. Кейс трактуется и как история, базирующаяся на реальных фактах, событиях, информации, что подтверждается и подкрепляется внимательным изучением материала со стороны студентов (слушателей). Это и рассказ о «реальном мире», который делается с заранее определяемой преподавателем целью. Это и способ перенесения реального мира в аудиторию с тем, чтобы студенты получили возможность выработать решение реальной или реалистичной проблемы под руководством преподавателя. Обращается внимание и на особую роль кейсов в развитии навыков и способностей самостоятельного принятия решений. Для этого студенты, изучая кейс, должны научиться думать и вести себя как профессионалы, играя роли, которые они, предположительно, будут играть в недалеком будущем в реальной жизни.
Кейсы, как и любая образовательная методика, не являются универсальными. Поэтому важно найти их релевантное место в процессе преподавания и образования. Этому может помочь анализ тех способностей, профессиональных характеристик и качеств, формированию которых помогает применение кейс-метода. К числу таковых относятся следующие: аналитические способности; умение собирать и оценивать необходимую информацию и данные; способность формулировать вопросы; коммуникативные способности и навыки; умение работать в группах, быть чувствительным по отношению к другим; умение разрешать проблемы и принимать решения. Особое внимание обращается на факт стимулирования данным методом формирования креативных, новаторских качеств у студентов. Подчеркивается роль данного метода для выработки творческого и независимого способа мышления, формирования черт лидера, готового принять на себя риск и отвечать за принимаемые решения.
Вместе с тем далеко не все задачи в области преподавания и образования могут быть реализованы с помощью кейса, на что указывают и самые активные поклонники данного метода. Сложные концептуальные идеи, теоретические парадигмы, модели и т. п. лучше предварительно изучить, используя традиционные приемы (лекции, разбор в малых группах, подготовка литературного эссе и т.п.), а затем уже для закрепления материала, углубления знаний и раскрытия форм применения их на практике использовать кейс-метод. В этом случае целесообразно применение не «обычных» кейсов, которые еще именуются учебными, а так называемых учебно-исследовательских.
Все эти обстоятельства важно учитывать при отборе конкретных кейсов для их использования в образовательном процессе, а также при разработке преподавателями (студентами) собственных кейсов. К основным разновидностям (вариантам) кейсов в соответствии с их функциями и назначением относятся следующие:
1. Кейсы, иллюстрирующие теорию с помощью ряда примеров.
2. Кейсы, иллюстрирующие теорию посредством разбора практической ситуации.
3. Кейсы, иллюстрирующие теорию посредством поиска ответов для разрешения практической ситуации.
4. Кейсы, служащие разбору и обсуждению практической ситуации (примера), которые заменяют представление определенного теоретического вопроса.
5. Кейсы с обсуждением практической ситуации в целях углубления и расширения теоретического анализа.
Также возможна классификация кейсов с учетом источников получения и полноты представляемой информации. Однако независимо от избранной классификации, любой кейс должен удовлетворять ряду требований. А именно – кейс должен быть приближен к жизни, обеспечивать непосредственную связь с накопленными студентами (слушателями) знаниями и опытом. Он должен предоставлять возможность интерпретации изучаемой ситуации с точки зрения участников. Кейс должен содержать проблемы и конфликты; быть обозримым и решаемым в имеющихся у преподавателя временных рамках, а также допускать различные варианты решения.
Основное внимание в учебном пособии уделяется трем типам кейсов – учебным, учебно-исследовательским и кейс-методу разбора конкретного опыта / практической ситуации в целях выработки навыков воспроизведения этого опыта на близком участникам обсуждения примере.
Различия между учебными и учебно-исследовательскими кейсами наряду с отмеченными выше моментами состоят также в следующем.
Учебно-исследовательский кейс, применяемый в академических и познавательных целях, как правило, содержит «правильные» ответы на анализируемую весьма сложную научно-прикладную проблему. В этом случае основной задачей кейса является обеспечение деятельного участия студентов в самом познавательном процессе, расширение и углубление их знаний, а также выработка навыков по применению теоретических идей на практике для разрешения конкретной ситуации. В учебном кейсе, напротив, не содержится готовых ответов. Его участник, будучи снабжен необходимыми материалами, вариантами решения проблемы (например, с учетом зарубежного опыта), информацией и т. п., сам должен выработать и обосновать это решение. Основной задачей учебного кейса, таким образом, является получение ответа на вопрос, что бы сделал студент, будучи поставлен в обстоятельства, описанные в кейсе.
Для достижения основных целей, стоящих перед кейсом как активным методом преподавания, он должен быть определенным образом структурирован. Основными этапами (фазами) реализации кейс-метода являются следующие:
1. Знакомство с конкретной ситуацией (случаем).
2. Предоставление и осмысление информационных материалов (предложенных в кейсе, а также отобранных самостоятельно участниками).
3. Формулировка альтернативных вариантов решения.
4. Принятие решений в группах.
5. Презентация группами решений и их обсуждение.
6. Подведение итогов, включая сравнение решений групп и решений, принятых в действительности, оценка участия.
В данном учебном пособии из указанных фаз по понятным причинам реализуются первые две-три при подготовке необходимого материала для реализации всех остальных (начиная от формулировки альтернативных решений, обсуждения их в группах, принятия решения, их презентации, защиты и итогового анализа). Для облегчения организации дискуссии и оценки уровня представленных вариантов решения проблемы в материалы кейсов данного учебного пособия включены возможные вопросы и задания.
Что касается кейсов, которые относятся к классу «аналитический разбор конкретного опыта», то предлагаемые в нашей книге задания, как правило, состоят в самостоятельном отборе и анализе сходных прикладных проблем и обосновании методов их решения. Так, в случае «зеленого маркетинга» задание может состоять в поиске и разборе аналогичной ситуации на примере деятельности российских компаний с применением использованных в данном кейсе методов, включая анализ рисков. То же относится и к заданию по реализации модели «чистое производство», а также к оценке эко-эффективности некоторого технологического процесса. В этом случае работа с кейсом может быть разбита на два занятия. На первом из них осуществляется анализ учебного материала кейса, приведенного в нашей книге, а на втором – представление подготовленных участниками самостоятельных материалов, их разбор и оценка Аналогичные рекомендации относятся и к анализу опыта организации внутреннего экологического аудита, с той лишь разницей, что обсуждение подобного опыта может быть осуществлено в форме защиты отчета по производственной практике, проходившей на одном из предприятий, сертифицированных по стандартам ISO 14000.