Система экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями

Экологическое право имеет свою внутреннюю организацию, структуру. Как и всякая отрасль права, экологическое право состоит из правовых норм, институтов и подотраслей, которые образуют его систему. Оно делится на Общую и Особенную части.

Общая часть охватывает нормы права, содержащие наиболее общие по­ложения, которые имеют основополагающее, определяющее значение для экологического права в целом и применяются в процессе реализации всех других норм, регулирующих отношения в сфере использования и охраны природы.

Нормы Общей части закрепляют задачи, принципы и объекты правово­го регулирования, определяют сферу и характер регулируемых обществен­ных отношений, круг участвующих в них субъектов, правовые основы функ­ционирования экономического механизма охраны окружающей природной среды, осуществления экологической функции российского государства.

В рамках Общей части выделяются правовые институты, регулирующие группы однородных общественных отношений в области использования и охраны окружающей природной среды, например, институты права собст­венности на природные ресурсы, права природопользования, экологических прав граждан, государственного экологического управления и контроля, от­ветственности за экологические правонарушения.

Особенную часть экологического права составляют нормы, институты и подотрасли, которые устанавливают правовой режим отдельных видов при­родных ресурсов, природных комплексов и других объектов экологического права. Нормы Особенной части регулируют использование и охрану земель, лесов, недр, животного мира, охрану атмосферного воздуха, окружающей человека среды, режим особо охраняемых природных территорий. Так, нор­мы, определяющие правовой режим использования и охраны лесов, образу­ют подотрасль лесного права, вод - водного права и т.д.

Под системой экологического права понимается структура ос­новных элементов, частей этой отрасли — подотраслей, институ­тов, норм. '

Экологическое право существует в трех качествах: как отрасль права, как учебная дисциплина и как научная дисциплина. По­этому вопрос о структуре целесообразно рассмотреть примени­тельно к каждому из них, так как их структура может и не совпа­дать. Она определяется практическими потребностями последова­тельного, рационального и наиболее полного решения задач, сто­ящих перед законодателем, преподавателем и ученым. При структуризации экологического права в зависимости от того, в каком качестве оно рассматривается, могут быть использованы разные основания.

Так, при определении внутренней структуры экологического права, объектом которого является окружающая среда, основой будет служить совокупность правовых норм, регулирующих кон­кретную, относительно обособленную группу общественных от­ношений. Здесь можно выделить группы норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы, права природо­пользования, организации государственного управления в сфере взаимодействия общества и природы, экологическое нормирова­ние, экспертизу, лицензирование, юридическую ответственность и др. Такие группы норм образуют основные институты экологи­ческого права.

При характеристике экологического права как комплексной отрасли (суперотрасли) важно иметь в виду наличие в его системе сформировавшихся и признанных отраслей права — земельного, горного, водного, лесного, фаунистического и воздухоохранитель-ного. Развитие этих отраслей и экологического права в целом свя­зано с реализацией дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений по природопользова­нию и охране окружающей среды применительно к отдельным природным объектам. Эти отрасли являются в значительной сте­пени самостоятельными по отношению к отрасли экологического права. В системе экологического права они могут рассматривать­ся как его подотрасли. Они имеют собственную внутреннюю структуру.

Если предметом экологического права являются отношения по охране окружающей среды от вредных химических, физичес­ких и биологических воздействий, то закономерно поставить вопрос о выделении в качестве самостоятельных структурных обра­зований тех правовых норм, которые регулируют охрану от хими­ческих воздействий, от физических воздействий и от биологичес­ких воздействий. Такой подход к структуризации права окружающей среды, являющегося сложной, комплексной отрас­лью, имеет большое научное и практическое значение. Так, тре­бования об охране окружающей среды от биологического загряз­нения содержатся в Законе об охране окружающей среды, лесном законодательстве, законодательстве о животном мире, санитар­ном, аграрном и ином законодательстве. В какой степени эти тре­бования взаимно согласованы, достаточны в контексте права на благоприятную окружающую среду? Предметный подход к ана­лизу структуры права позволяет дать комплексную оценку состо­яния законодательства в данной сфере, выявить пробелы и сфор­мулировать предложения по его совершенствованию. Если совокупность правовых норм, касающаяся охраны от химическо­го загрязнения, исследована достаточно полно, то анализу право­вого регулирования охраны окружающей среды от физического и биологического загрязнения в науке уделялось незаслуженно мало внимания.

А.П. Гетьман считает, что имеются основания рассматривать систему эколого-процессуальных норм как самостоятельную под­отрасль в системе экологического права1.

При определении структуры экологического права как учеб­ной или научной дисциплины применяется комбинация основа­ний, позволяющая наиболее полно и успешно решить стоящие перед ними задачи. При этом структура экологического права как учебной дисциплины может включать общую часть (куда входят в основном положения, обосновывающие наличие отрасли эколо­гического права, и институты данной отрасли), особенную часть (содержащую специфические правовые меры по обеспечению ра­ционального использования и по охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных террито­рий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и др.) и специальную часть (право окружающей среды в зарубежных государствах и между­народное право окружающей среды). Соответственно в зависимос­ти от потребностей конкретного вуза при изучении, к примеру, земельного, водного и иного природоресурсного права может оп­ределяться его общая, особенная и специальная части.

В последнее время в учебные планы наряду с экологическим иногда включается природоресурсное право. Это вполне оправ­данно, так'как в рамках курса природоресурсного права имеется возможность дать глубокие знания по правовому регулированию природопользования и охраны окружающей среды. Одновремен­но нельзя не обратить внимания на нелогичность включения при­родоресурсного права наряду с экологическим в номенклатуру специальностей на присвоение ученых степеней, утвержденных Государственной высшей аттестационной комиссией РФ. В соот­ветствии с концепцией российского экологического права приро­доресурсное право является структурной частью данной отрасли права.

Наши рекомендации