Механизмы субъектификации природных объектов
1. для того, чтобы природный объект мог обеспечить человеку переживание собственных личностных изменений, необходимо, чтобы от него поступали стимулы, способствующие установлению сравнительного параллелизма с человеком.
Из всей совокупности стимулов, получаемых человеком от природных объектов, выделяются те, которые способствуют возникновению «эффекта параллелизма», несут в себе потенциальное сравнение с человеком. Когда, например, мы видим, как кошка заботливо вылизывает своих котят, мы не можем не сравнивать ее с женщиной, мы осмысляем ее поведение в человеческих категориях. Когда мы видим воющую от боли собаку, у нас невольно возникает мысль: «Она страдает совсем, как я!».
Такие поведенческие проявления кошки и собаки заставляют (!) нас думать и чувствовать определенным образом, это сигнал: «Мы с тобой одной крови — ты и я!». Но как только сходство установлено, как только мы начали осмыслять их поведение в человеческих категориях, мы сразу же начинаем переживать собственную личностную динамику.
В этом случае человек осознанно или бессознательно видит природный объект как продолжение самого себя, наделяет его своими чертами, чувствами, желаниями.
А вот стимулы, поступающие, например, от письменного стола, потенциально не содержат значение параллелизма с человеком:
2. Природный объект оказывается способным выступать в качестве фактора, опосредствующего отношения личности к миру, потому, что природный объект становится для личности своего рода «референтным лицом», к которому она может обращаться за советом, поддержкой и т. д. Типичный пример - взаимодействие хозяина со своей собакой.
Большинство владельцев собак доверяют им свои личные тайны и даже подробности интимной жизни, обсуждают с животными свои проблемы, как если бы они были советчиками или исповедниками, относятся к ним как к судьям или моральным авторитетам и т. д.
3. И, наконец, способность природного объекта открываться в качестве субъекта совместной деятельности и общения поэтапно возникает в процессе практического взаимодействия с ним.
Субъектификация природного объекта возможна только в том случае, если взаимодействие с ним носит непрагматический характер, вызвано активностью личности, направленной именно на взаимодействие с природным объектом, когда для личности оно — самоценно.
Не первом этапе, под влиянием такого характера взаимодействия, реакции природного объекта на активность личности осмысляются ею не просто как реакции, а как своеобразные «ответы», поскольку человек в этом случае ожидает от природного объекта именно взаимодействия.
Таким красноречивым «ответом» является отказ скворцов поселиться в специально приготовленном для них скворечнике: человек старался, трудился, ждал от них «благодарности», а они взяли и не стали в нем жить! Владелец аквариума посыпал в него корм, и рыбки «радостно» начали его есть и т. п.
«Ответы» природного объекта на активность личности, направленную на взаимодействие с ним, могут подвергаться рефлексии, на основе чего вносятся коррективы в дальнейшую активность.
«Ответы» имеют принципиальное значение для субъектификации в рассматриваемом аспекте. Только благодаря им объекты неживой природы, растения, да и, в большинстве случаев, многие животные и могут вообще вступать во взаимодействие с человеком, являться партнерами по нему, а не быть лишь объектом его воздействия.
На втором этапе в результате рефлексии «ответов» у природного объекта постепенно вычленяется собственный предмет деятельности — в общем виде, свое выживание и благополучие — человек «вдруг» начинает его видеть. Теперь по отношению к «предмету своей деятельности» природный объект открывается человеку уже как субъект.
Например, владелец аквариума вдруг замечает, как рыбки специально очищают место на дне. Поинтересовавшись у специалистов, он узнает, что, оказывается, они готовят место, чтобы отложить икру, и им нужно положить половинку горошины, в которую они могли бы спокойно поместить свое будущее потомство.
Но природный объект еще не открывается как субъект именно совместной деятельности и общения, данная субъектная функция отражается лишь частично.
На третьем этапе появляется предмет совместной деятельности человека и объекта природы. Аквариумные рыбки и владелец аквариума начинают «вместе» заботиться о выживании и благополучии этих рыбок.
По существу, это есть предмет «деятельности» природного объекта, открывшийся человеку на втором этапе, к которому он теперь имеет высокую степень «причастности». Структура взаимодействия кардинально меняется: объект природы выступает и открывается человеку как полноправный субъект совместной деятельности,
Собака может включиться в собственно человеческую деятельность, стать реальным партнером по ней, открыть ее в этом качестве намного легче, чем рыбок: совершенно естественной представляется фраза пастуха, обращенная к его собаке: «Ты, наверное, устала за весь день, пока мы пасли коров». Он не мог бы к ней так обратиться, если бы она для него действительно не открывалась как субъект совместной деятельности и общения,
И, наконец, на высшем четвертом этапе возможно образование нового субъекта деятельности — группы: человек + субъектифицированный объект природы
В этом отношении очень показательно взаимодействие человека с целой группой объектов природы, например, акватеррариумом. Акватеррариум — это большой аквариум с надстроенным стеклянным колпаком, в котором посажены различные растения. Он является своего рода моделью природы: «аква» + «терра» (вода и земля).
Но такое описание, к сожалению, ни п малейшей степени не передает те необычайные впечатления, которые получаешь, когда на него смотришь: маленький грот в углу аквариума, в котором живет сомик; резвящиеся, как дети, рыбки барбусы; невозмутимо, как «вещь-в-себе», ползущий куда-то по своим делам краб; стволы бамбука, как бы вырастающие из дна и уходящие вверх, в колпак; с плеском стекающий в аквариум со специального пригорка на «суше» непонятно откуда берущийся ручеек; спрятавшиеся в листьях растений древесные лягушки (несколько меняющие свою окраску под их цвет), которых трудно обнаружить и потому очень интересно сосчитать всех, и т. д. При взаимодействии личности с такой группой природных объектов каждое животное и растение может играть для нее свою роль, занимать определенное место в «групповой иерархии».