Система экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями права
Система ЭП – это совокупность правовых норм (это первичные элементы) и институтов.
Также, в ЭП выделяют Общую и Особенную части, а также Специальную часть.
В общей части содержатся: предмет и метод, источники, правоотношения, право собственности на прир. ресурсы, право природопользования, правовые основы гос. регулирования, эк. экспертиза, ответственность за экологические правонарушения и др.
Особенная часть состоит: правовое регулирование использования и охраны земель; вод; атмосферного воздуха; недр; лесов; животного мира; особо охраняемых природных территорий и объектов; правовое регулирование обращения с опасными радиоактивными веществами и твердыми отходами; правовой режим экологически неблагополучных территорий.
Специальная часть ЭП посвящается основным чертам международной правовой охраны окружающей природной среды, загрязнению Мирового океана, а также космосу.
ЭП — это комплексная отрасль права РФ, совокупность норм права, регулирующих обществ. отношения в сфере охраны и рац. использованию прир.ресурсов, взаимодействия общ-а и природы с целью сбалансированного решения соц.-экономических задач, сохранения благоприятной ОС, биологич. разнообразия и прир.ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны ОС и обеспечения экологической безопасности. Базируется в осн. на преамбуле к ФЗ «Об охр.окр.среды» , в главе I которого определены понятия, объекты и принципы природоохранительного законодательства.
Это самостоятельная отрасль, комплексно регулирующая отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой. Как отрасль, ЭП имеет специальные задачи: сохранение окружающей среды, улучшение ее состояния и качества, обеспечение экологической безопасности населения территорий и др.
Соотношение с философией, экологией, социальной экологией, теорией права, социологией обозначается либо через взаимопроникновение идей, перенимание методов исследования, подкрепление выводов и аргументов, либо через систему соотношений используемых терминов, принципов. В любом случае оно очень сложно и отличается многообразием связей. В. В. Петров рассматривал соотношение экологического права с такими отраслями знания, как общая экология и производные от нее глобальная экология, экология человека и инженерная экология, впоследствии приобретшие статус социальной экологии. Социальную экологию он подразделял на экологические экономику, футурологию и урбанистику, а также экологию народонаселения и сюда же относил правовую экологию. А. С. Шестерюк обращает внимание на связь экологического права с социальной философией, теорией эволюции, концепцией биосферы, подчеркивая значение экологического права как синтезирующей науки.
14.Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, - предусмотренные Конституцией РФ и иными законами, по существу служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.
15. Экологические права граждан – это закрепленные в законе и гарантированные системой права возможности в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования естественной среды.
Статья 42 Конституции РФ закрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных между собой экологических права человека:
1) право на благоприятную окружающую среду;
2) право на достоверную информацию о ее состоянии;
3) право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Содержание экологических прав граждан состоит из трех частей:
1) возможность действовать определенным образом в своих интересах;
2) право требовать от субъектов исполнения их юридических обязанностей (совершать те или иные действия или воздерживаться от их совершения;
3) обращаться за защитой нарушенного права к государственным органам.
В Законе « Об охране окружающей среды», который занимает центральное место в системе экологического законодательства РФ, приняты основные положения следующего содержания:
Статья 11 Закона провозглашает права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды:
1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
2. Граждане имеют право:
— создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
— направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах проживания, мерах по ее охране;
— принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иные непротиворечащие законодательству РФ акциях;
— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
— оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
— обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
— осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
3. Граждане обязаны:
-сохранять природу и окружающую среду;
-бережно относиться к природе и природным богатствам;
-соблюдать иные требования законодательства.
16.Экологические права и обязанности общественных объединений во многом совпадают с правомочиями граждан, однако ввиду их коллективного характера деятельности они могут разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды. В ст. 12 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" они наделены правом за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности, оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды, запрашивать экологическую информацию.
Экологические общественные организации могут организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды.
Экологические организации могут организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу, а также рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы в порядке, определенном Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".