Тематика контрольных работ. Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания
Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания.
1. Определение развивающей экологической среды.
2. Экологический подход к содержанию животных в детском саду.
3. Экологический подход к содержанию комнатных растений.
4. Организация зеленой зоны в помещении и на участке детского сада.
5. Создание и поддержание необходимых условий жизни для живых существ - главный метод экологического воспитания детей.
Наблюдение - метод чувственного познания природы.
1. Сущность наблюдения. Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы.
2. Требования к проведению наблюдений.
3. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы.
4. Наблюдения за ростом и развитием живых существ.
5. Наблюдения с использованием опытов.
6. Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей.
Тематика практических занятий
Курс 6 семестр заочное отделение
Занятие №1
1) Экологическая тропа. Планировка. Организация работы на экологической тропе.
2) Аквариум как условие экологического воспитания дошкольников.
3) Ознакомление детей с земноводными и пресмыкающимися.
4) Ознакомление детей с млекопитающими в разных возрастных группах.
5) Огород. Его планировка. Подбор культур. Биология и агротехника выращивания. Методика руководства работой в разных возрастных группах.
6) Плодовый сад - условие экологического воспитания дошкольников. Требования к подбору и размещению культур. Участие детей в уходе за растениями плодового сада.
7) Цветник на участке детского сада. Виды цветника. Планировка. Подбор декоративных культур с учетом эстетических требований, сроков цветения.
Занятие №2
1. Игра как метод экологического воспитания дошкольников. Игровые обучающие ситуации, типы. Их место и роль.
2. Дидактические игры и их роль в ознакомлении детей с природой. Творческие игры и руководство ими в разных возрастных группах.
3. Общая характеристика словесных методов и приемов ознакомления с природой. Рассказ воспитателя. Его значение и место в формировании экологических знаний. Требования к рассказу воспитателя.
4. Роль природоведческой книги в экологическом воспитании детей, требования. Методика работы по экологическому воспитанию.
5. Беседа как метод экологического воспитания. Виды бесед. Методика проведения, содержание и требования к проведению бесед в разных возрастных группах.
6. Занятие как основная форма экологического воспитания: общая характеристика. Типы занятий. Методика проведения.
Тематика контрольных работ
1.Я. А. Коменский об использовании природы в воспитании детей. Викторова
2.К. Д. Ушинский об использовании природы в первоначальном обучении и воспитании. Владимирова
3.Проблема ознакомления детей с природой в трудах Е.Н. Водовозовой и Е. И. Тихеевой. Данилова
4.Вклад Ф. М. Одоевского в становление методики экологического образования детей. Дюкина
5.Взгляды Л. Н. Толстого на проблему ознакомления детей с природой. Егорова
6.Идеи Ж. Ж. Руссо об ознакомлении детей с природой. Желтухина
7.Разработка вопросов ознакомления детей с природой в трудах Ф. Фребеля и М. Монтессори. Земдиханова
8.А. Сухомлинский об экологическом воспитании детей. Иванова
9.Формирование системы представлений детей дошкольного возраста о природе как основы экологического сознания. Игнатьева
10.Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста в процессе формирования представлений о неживой природе. Лощинина
11.Развитие наблюдательности детей дошкольного возраста в процессе экологического образования. Матвеева
12.Формирование познавательного отношения к природе у детей дошкольного возраста. Мешкова
13.Воспитание эмоционально-положительного отношения детей младшего дошкольного возраста к природе. Михайлова
14.Влияние знаний о живом организме на воспитание бережного и заботливого отношения к природе. Михеева
15.Экологическое образование детей дошкольного возраста. Пайкова
16.Эколого-эстетическое воспитание детей средствами природы. Петрова
17. Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования и моделей. Пименова
18.Воспитание положительного отношения к труду в природе у детей дошкольного возраста. Саинова
19.Воспитание интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Семёнова
20.Воспитание у дошкольников гуманного отношения к природе. Смирнова
21. Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей.Педагогические условия экологического образования детей.
22. Критерии экологической воспитанности дошкольников.
23. Своеобразие и значение уголка природы в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
24. Значение участка дошкольного учреждения как базы экологического образования детей дошкольного возраста.
25. Место и значение разных видов игр в системе работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
26. Развивающее значение опытов в эколого-педагогической работе с детьми и этапы проведения опытов.
27. Место экскурсий, целевых и повседневных прогулок в системе работы по экологическому образованию детей.
28. Сущность и особенности элементарной поисковой деятельности дошкольников.
Вопросы к экзамену
1. Педагогические условия экологического образования детей.
2. Критерии экологической воспитанности дошкольников.
3. Своеобразие и значение уголка природы в экологическом образовании детей дошкольного возраста.
4. Значение участка дошкольного учреждения как базы экологического образования детей дошкольного возраста.
5. Место и значение разных видов игр в системе работы по экологическому образованию детей дошкольного возраста.
6. Развивающее значение опытов в эколого-педагогической работе с детьми и этапы проведения опытов.
7. Место экскурсий, целевых и повседневных прогулок в системе работы по экологическому образованию детей.
8. Сущность и особенности элементарной поисковой деятельности дошкольников.
9. Технология экологического воспитания: общий подход. Технологии разных авторов
10. Технология экологического воспитания в младшей группе ДОУ.
11. Технология экологического воспитания в средней группе ДОУ.
12. Технология экологического воспитания в старшей группе ДОУ.
13. Технология экологического воспитания в выпускной группе ДОУ.
14. Развивающая экологическая среда. Экологическое пространство. Понятие. Виды и их характеристика.
15. Экологическая тропа. Планировка. Организация работы на экологической тропе.
16. Аквариум как условие экологического воспитания дошкольников.
17. Ознакомление детей с земноводными и пресмыкающимися.
18. Ознакомление детей с млекопитающими в разных возрастных группах.
19. Огород. Его планировка. Подбор культур. Биология и агротехника выращивания. Методика руководства работой в разных возрастных группах.
20. Плодовый сад - условие экологического воспитания дошкольников. Требования к подбору и размещению культур. Участие детей в уходе за растениями плодового сада.
21. Цветник на участке детского сада. Виды цветника. Планировка. Подбор декоративных культур с учетом эстетических требований, сроков цветения.
22. Роль наглядных методов в экологическом воспитании детей. Виды, значение, методика работы в разных возрастных группах.
23. Наблюдение — основной метод экологического воспитания детей дошкольного возраста (сущность, виды, требования, структурные компоненты). Методика проведения в разных возрастных группах
24. Организация и проведение циклических наблюдений за обитателями уголка природы.
25. Календарь природы. Методика работы в разных возрастных группах.
26. Фиксация впечатлений и закрепление знаний о природе: виды. Ведение календарей природы в разных возрастных группах.
27. Модель, виды моделей, краткая характеристика. Моделирование. Значение моделирования в экологическом воспитании.
28. Несложные опыты, их воспитательная ценность и роль в формировании экологической культуры. Содержание и методика проведения опытов.
29. Общая характеристика практических методов ознакомления детей дошкольного возраста с природой (их место и значение, виды).
30. Роль труда в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Своеобразие, воспитательно-образовательное значение. Педагогические и гигиенические требования к труду детей в природе. Формы труда.
31. Организация труда в уголке природы в разных возрастных группах (дежурства, поручения, коллективный труд).
32. Игра как метод экологического воспитания дошкольников. Игровые обучающие ситуации, типы. Их место и роль.
33. Дидактические игры и их роль в ознакомлении детей с природой. Творческие игры и руководство ими в разных возрастных группах.
34. Общая характеристика словесных методов и приемов ознакомления с природой. Рассказ воспитателя. Его значение и место в формировании экологических знаний. Требования к рассказу воспитателя.
35. Роль природоведческой книги в экологическом воспитании детей, требования. Методика работы по экологическому воспитанию.
36. Беседа как метод экологического воспитания. Виды бесед. Методика проведения, содержание и требования к проведению бесед в разных возрастных группах.
37. Занятие как основная форма экологического воспитания: общая характеристика. Типы занятий. Методика проведения.
38. Экскурсии. Виды. Содержание, структура. Подготовка воспитателей и детей. Методика проведения экскурсий. После экскурсионная работа.
39. Значение и место прогулок (походов) в систематизации знаний детей о природе. Методика проведения прогулок (походов) в разных возрастных группах.
40. Комплексные мероприятия экологического воспитания: природоохранные акции, праздники, досуги.
41. Нетрадиционные методы экологического воспитания детей (эколого-психологический тренинг, использование элементов ТРИЗ...).
42. Диагностика усвоения экологических знаний детьми (цель, виды, особенности и требования к проведению диагностики, методика и обработка результатов).