Рекомендации по развитию КСО
ОАО «РЖД» одна из крупнейших компаний в своей отрасли не только на территории России, но в мировом масштабе. Устойчивое развитие компании и успех реализации ее корпоративной социальной ответственности зависят от способности компании управлять нефинансовыми рисками.
Нефинансовые риски компании – результат наступления рискового события, вытекающего из взаимодействия компании с заинтересованными сторонами, а также действий заинтересованных сторон, которые могут отрицательно сказаться на деятельности компании в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, т.е. привести к ущербу (в т.ч. и финансовому), потере выгоды.
Нефинансовые риски характеризуют ту неопределенность, которая связана как с отношением, поведением заинтересованных сторон, их ожиданиями, так и с влиянием деятельности компании на заинтересованные стороны. К нефинансовым рискам ОАО «РЖД» относит риски политические, правовые, природно-климатические и техногенные, риски экономические, социальные, экологические, риски, связанные с потребителями, и репутационные.
Задачей ОАО «РЖД» по управлению рисками является своевременное выявление, предупреждение, контроль и минимизация негативных последствий рисков в различных сферах деятельности компании, возникающих (или которые могут возникнуть) при взаимодействии с заинтересованными сторонами. В целях управления рисками компания учитывает как возможные неблагоприятные события (угрозы), так и благоприятные события (возможности). Управляя рисками, компания тем самым определяет для себя новые перспективы развития в области социальной ответственности.
Для управления рисками компания разработала ряд регламентирующих документов, направленных на обеспечение выполнения требований законодательства и своих обязательств: коллективный договор ОАО «РЖД», кодекс деловой этики ОАО «РЖД», функциональная стратегия управления рисками в ОАО «РЖД», функциональная стратегия управления финансами ОАО «РЖД», об основных принципах корпоративного управления, которым следует ОАО «РЖД» в своей деятельности, планах по совершенствованию практики корпоративного управления, типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта дочернего и зависимого общества ОАО «РЖД», экологическая политика ОАО «РЖД», экологическая стратегия ОАО «РЖД» и др.
Возможности и потенциал компании по обеспечению устойчивого развития и управлению нефинансовыми рисками характеризуются наличием в компании:
• квалифицированного персонала и развитой системы менеджмента (в экономике, экологии и социальной сфере);
• активной кадровой политики, направленной на обеспечение престижа профессий железнодорожного транспорта путем повышения конкурентоспособности заработной платы по сравнению с другими отраслями экономики и формирование мотивационных механизмов для закрепления высокопрофессиональных кадров;
• мощной материально-технической базы;
• государственной поддержки развития компании;
• эффективного оборудования и технологий, в т.ч. природоохранного назначения;
• стимулирования новых научных разработок, направленных на снижение воздействия на окружающую среду;
• опыта в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности;
• участием в работе государственных органов, определяющих политику в области развития железнодорожного транспорта, в разработке законодательных и нормативных актов.
Основной механизм управления рисками – распределение рисков по группам заинтересованных сторон, анализ их интересов, разработка мер по согласованию их интересов и интересов компании и построение прежде всего взаимовыгодного взаимодействия с теми из них, которые существенно влияют на значимость риска для компании.
Что касается социальных и благотворительных программ, то и тут Компания старается охватить как можно больше направлений. Успевая уделить внимание каждому из них. У этой деятельности имеется два направления, первое – социальные инвестиции. Именно в этом направлении осуществляется помощь детям, живущим в детских домах, помощь образовательным и медицинским учреждениям, проводятся стипендиальные программы и различные социальные конкурсы. Цель таких конкурсов - повысить эффективность региональных организаций (муниципальных и общественных), которые работают в социальной сфере, для динамичного развития территорий.
Так как Компания имеет широкий географический охват, она может задействовать огромное число людей, что особенно важно – детей. Также, Компания, оказывает материальную и организационную поддержку различным общественным организациям и объединениям.
Второе направление - программы спонсорства и традиционной благотворительности. Здесь Компания оказывает адресную поддержку социально-незащищенным слоям населения, оказывает помощь народам Крайнего Севера, организует донорские акции.
В качестве рекомендаций по усовершенствованию КСО в ОАО «РЖД» можно считать:
· дальнейшее усовершенствование действующей КСО,
· содействие с другими социально-ответственными организациями,
· распространение практики КСО.
Заключение
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
Проведенный анализ, помог увидеть, что в Российской практике успешно применяются принципы КСО, более того, уже существуют компании, которых можно считать образцовыми в данном направлении. Одной из таких компаний является ОАО "РЖД".
ОАО "РЖД" осуществляет свою деятельность уже более десяти лет, за этот период Компания успела сформировать социально-ответственное поведение, как в отношении работников, так и в отношении окружающего Компанию внешнего сообщества, и, конечно же, в отношении окружающей среды.
Компания успешно взаимодействует со всеми заинтересованными сторонами, ориентируя свою социальную деятельность на их интересы. ОАО "РЖД" активно внедряет и использует различные программы поддержки и спонсорства, помогая различным слоям населения.
В целом, политика Компании включает последовательную работу по внедрению в деловую практику принципов устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. ОАО "РЖД" соблюдает все принципы социальной хартии российского бизнеса и по праву считается образцовой компанией в этом направлении.
Приложения
Приложение 1.
Технические характеристики ОАО "РЖД"
Эксплуатационная длина железных дорог | 85,2 тыс. км |
Протяженность электрифицированных линий | 43,3 тыс. км |
Доля в грузообороте транспортной системы России | 45,3%* |
Доля в пассажирообороте транспортной системы России | 26,4% |
*С учетом трубопроводного транспорта. | |
Парк подвижного состава | |
Вид | Количество, тыс. |
Грузовые локомотивы (электровозы и тепловозы) | 11,1 |
Грузовые вагоны всех типов* | 242,2* |
Маневровые локомотивы (тепловозы) | 6,1 |
Пассажирские локомотивы (электровозы и тепловозы) | 3,1 |
Пассажирские вагоны дальнего следования | 24,1 |
Пассажирские вагоны пригородных поездов | 15,6 |
Библиографический список
1. [Электронный ресурс] РЖД – официальный сайт. // URL:http://rzd.ru/.html
2. [Электронный ресурс] Кодекс деловой этики / РЖД – официальный сайт. // URL:http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704&layer_id=5104&refererLayerId=5104&id=6582
3. [Электронный ресурс] Нефинансовая отчетность ОАО «РЖД» // Российский союз промышленников и предпринимателей, 2015. URL: http:// http://www.rspp.ru/simplepage/157
4. Фиглин Л. Модель управления качеством социальной ответственности организации/ Л.Фиглин // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 2.
[1] Фиглин Л. Модель управления качеством социальной ответственности организации/ Л.Фиглин // Проблемы теории и практики управления. — 2003. — № 2.
[2]Официальный сайт ОАО «РЖД» Электронный ресурс [http://rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=628]