Рекомендации по развитию временной ориентации

Рекомендации по развитию словарного запаса детей

Словарный запас ребенка развивается за счет того, что пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, но не использует в речи) переходят в активный словарь (слова, которые ребенок использует в речи).

Основной причиной того, что словарный запас ребенка не развивается, является то, что окружающие взрослые понимают малыша с полуслова – ему не нужно использовать больше слов, у него нет в этом потребности.

Стимулируйте развитие речи ребенка: задавайте вопросы, просите грамотно и полно на них отвечать, уточняйте значения слов.

Существует три основных способа перевода слов из пассивного словаря в активный: обобщение, конкретизация и классификация.

Обобщение. Вы просите ребенка назвать одним словом несколько предметов. Например, ваш малыш говорит: «Я люблю, когда мне дарят машинку или мяч или мозаику». Попросите его подобрать обобщающее слово: «Я люблю, когда мне дарят разные игрушки».

Особенно это важно делать, когда ребенок заменяет обобщающие слова названием какого-то предмета. Например: «Когда холодно на улице, мы надеваем разные куртки».

Стоит поправить ребенка, уточнив, что на улицу мы надеваем не «разные куртки», а верхнюю одежду: пальто, плащи и др.

Конкретизация. Здесь вы, наоборот, просите уточнить значение слова. Например, если ребенок называет обувью и сандалии, и сапоги, и ботинки, поправляйте его и просите назвать сам предмет.

Классификация тесно взаимосвязана с конкретизацией и обобщением. Детей нужно учить отличить предметы разных классов друг от друга. Так, например, поправляйте ребенка, если он сказал, что пластилин – это игрушка. Пластилин – это школьная принадлежность, такая же, как карандаши, ручка и линейка.

  • Развитию словарного запаса способствует игра «Кто больше назовёт», когда взрослый и ребенок соревнуются в том, чтобы назвать больше слов на заданную тему (например, «Мебель», «Что бывает деревянным», «Что можно увидеть в лесу», «Что можно назвать пушистым» и т.п.).
  • Учите ребенка подбирать к словам антонимы и синонимы. Поиграйте в «Слова наоборот»: вы называете слово («день»), а ребенок подбирает противоположное по значению («ночь»).
  • Спросите ребенка, например, как по-другому сказать, что дом большой (огромный, громадный, немаленький дом) и т.д.


Рекомендации по развитию временной ориентации - student2.ru

Рекомендации по развитию пространственной ориентации

• Играя с ребенком в мяч, спрашивайте, где он находится. Например, мяч может находиться над головой, под ногой, в правой руке, катиться вправо, вперед, назад и т.д.

• Устройте со своим ребенком соревнование: кто найдет больше определений тому, где находится какой-то предмет в комнате.

Например: где находится ваза?

- Ваза стоит на столе.

- Ваза стоит справа от часов.

- Ваза стоит под люстрой и т.п.

• Поставьте несколько игрушек в случайном порядке на разную высоту (на стол, на стул и на пол или на три полки) и обсудите, где находится, например, машинка по отношению к другим игрушкам.

Например:

  • машинка стоит справа от мишки,
  • машинка стоит ниже куклы,
  • машинка стоит выше паровозика и т.п.

• Используйте в этой игре такие предлоги, как «над», «под», «между», «в», «на», «среди», «справа, слева», «ниже, выше», «перед», «за» и др.

• Если вы встречаете в книге иллюстрацию, на которой нарисовано много предметов, то спрашивайте ребенка, что по отношению к чему на ней расположено. Например, задавайте ему такие вопросы:

  • «Что растет справа от ёлки?»
  • «Кто стоит перед домиком?»,
  • «Над чем нарисовано солнышко?»,
  • «За чем спрятался зайчик?».

Рекомендации по развитию временной ориентации

• Учить названия дней недели можно с помощью игры в мяч. Вместо того чтобы считать, сколько раз ребенок набил мяч, перечисляем дни недели: понедельник, вторник и т.д. После воскресенья снова идет понедельник. Взрослый может считать, сколько «недель» смог набить ребенок. Так же можно выучить и последовательность месяцев в году.

• Обращайте внимание ребенка на изменения в природе, связанные с наступлением времён года. Делайте рисунки осени, зимы, лета и весны, включая в них как можно больше признаков того или иного времени года. Спрашивайте у ребенка, что происходит с погодой, деревьями, животными, птицами, насекомыми в разное время года, что делает люди, во что мы одеваемся и т.п.

  • Что делают птицы весной?
  • Что делает медведь зимой?
  • Что происходит с деревьями осенью?
  • Когда самый длинный день и самая короткая ночь?
  • Когда на улице мороз?

• Купите или сделайте сами для ребенка циферблат с двигающимися стрелками. Лучше всего сделать на циферблате два круга: внешний (часовой) и внутренний (минутный) с делениями для всех 60 минут.

Наши рекомендации