Развитие экологического предпринимательства
Тема: Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
1.Рыночные отношения в сфере природопользования.
2.Провалы рынка.
3. Торговля квотами как новое направление экономического регулирования
Рыночные отношения в сфере природопользования
В отличие от административно-экономического регулирования рыночные отношения в экологии означают полную свободу предпринимателей заключать договоры между собой, самостоятельно принимать решения о взаимоотношениях с экологическими банками и биржами, перераспределять, перепродавать лицензии на загрязнение. Государства всегда и везде ограничивают рыночные отношения. Это объясняется тем, что государство представляет и защищает интересы общества в целом, а предприниматели ориентируются прежде всего на свою выгоду. Следует отметить, что даже в странах с развитой рыночной экономикой не удается эффективно решать экологические проблемы только рыночными методами, поэтому везде рыночные методы сочетаются с государственным регулированием.
Основными рыночными формами регулирования природопользования являютсяразвитие рынка экологических товаров, работ, услуг, торговля правами на выбросы, создание банков и бирж на загрязнение.
Развитие экологического предпринимательства.
Важным звеном в обеспечении экологической безопасности является развитие экологического предпринимательства – деятельности по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предотвращение вреда здоровью и благосостоянию населения и окружающей природной среде.
Направления экологического предпринимательства: деятельность по обеспечению экологической безопасности субъектов хозяйственной деятельности; формирование рынка экологических товаров и услуг.
а) деятельность по обеспечению экологической безопасности субъектов хозяйственной деятельностивключает производство оборудования по улавливанию загрязняющих веществ из выбросов и сбросов предприятий, ресурсо- и энергосберегающего оборудования, техники для утилизации отходов производства и потребления, приборов и средств контроля компонентов природной среды, по экологической реабилитации нарушенных земель, по благоустройству окружающей среды.
Среди факторов, влияющих на уровень развития экологического предпринимательства, можно отметить форму собственности, наличие стимулирующих и административных регулирующих мер со стороны государства, влияние внешнего рынка, уровень экологической культуры и информированности менеджмента компаний.
б) формирование рынка экологических товаров и услуг - производство и поставка экологически безопасных товаров, в том числе продуктов питания. Экологически чистые продукты, полученные без применения химических удобрений, кормов, ядохимикатов находят сейчас все больше приверженцев как среди производителей, так и среди потребителей пищевой продукции. В мире отмечается тенденция увеличения «готовности платить» потребителей за чистые продукты питания.
Сегодня объемы производства природоохранной продукции и технологий достигают 2 трлн. руб., а темп их роста - 7 % в год. Вклад экологического предпринимательства в ВВП стран «Большой Восьмерки» оценивается на уровне 10 - 24 %.За последнее десятилетие мировой рынок экопродуктов вырос в 3 раза. Эксперты оценивают мировой рынок экологических товаров как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долларов) и один из самых динамично растущих. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. Тем не менее, объем российского рынка экопродуктов составляет не более 0,1% от всего товарооборота продуктов питания. наценка на органические продукты составляет от 50 до 100% ( для справки: в Европе- около30%).
По данным информационного агентства «Альянс-Медиа» за последние 5 лет число жителей России, готовых платить больше за экологически чистые продукты, выросло на 19,5%, при этом доля таких потребителей в Москве увеличилась на 29%.
Наличие спроса формирует готовность производителей производить требуемую продукцию. В последние годы на рынке продуктов Европы имеется более 3000 продуктов с маркировкой «Вio», т.е. произведенных по экологическим требованиям ЕЭС. По популярности этот экологический знак опережает любой другой, с момента его введения в 2001 г. Его получают в среднем 20 продуктов в день. При этом правила его присвоения достаточно жесткие: растения не должны обрабатываться химикатами или быть генномодифицированными, а животные должны выращиваться только на естественных кормах. Большое значение экологически чистому производству европейцы придают в случае покупки молока и молочных продуктов.
В России это направление до сих пор не развито. Сегодня модернизация предприятий на порядок дороже платы за загрязнения.
Предпринимателине видят преимуществ в признании их продукции экологически чистой и безопасной. Интересы российских экопроизводителей защищены недостаточно. Отсутствие поддержки не дает им возможности развивать производство и реализацию своей продукции, просто выживать, ибо рынки захватывают крупные сетевые структуры и корпорации. Производители говорят: мы не можем поставлять свою продукцию в сети, потому что сеть у нас ее не берет.
О некоторых производителях экологически чистой и безопасной продукции и технологиях можно узнать на сайте http://www.ecochistyproduct.ru. Есть сортировка по регионам и по видам продукции. По Северо-западному ФО всего 8 производителей:
- ЗАО «Агромясопром» (г. Вологда) производит 2 вида колбасы и сосиски с ряженкой;
- ОАО «Великоновгородский мясной завод» - ассортимент из 9 видов колбас и сосисок;
- Вельский Райпотребсоюз ООО «Колбасный цех Вельский РПС» (Архангельская обл., г. Вельск) колбаса полукопченая «Краковская», «Сходненская»,
колбаса варено-копченая «Сервелат»;
- ООО «ДЕЛАН ТК» (г. Архангельск) – питьевая вода;
- ЗАО «Корона ПК» (г. Боровичи, Новгородской обл.) – под торговой маркой «Государь» выпускает пельмени с мясом молодых бычков, некоторые виды блинчиков;
- ООО Птицефабрика «Няндома – Бройлер» (Архангельская область, город Няндома) Мясо цыплят – бройлеров; полуфабрикаты из мяса цыплят-бройлеров; субпродукты цыплят; консервы из субпродуктов птицы «Субпродукты птицы с луком»; консервы птичьи «Печень птицы натуральная с овощами»; консервы «Фарш колбасный куриный»; консервы мясные «Мясо цыпленка в собственном соку»;
- ОАО «ПРИГОРОДНЫЙ» (Республика Коми, г.Сыктывкар) - Масло сладкосливочное несоленое «Крестьянское» 72,5 %; Творог классический 9%, огурцы свежие;
- ООО Птицефабрика «Череповецкий бройлер» (Вологодская область, Череповецкий район, д. Климовское) – мясо, п/ф из мяса, колбаса, ветчина.
2) Торговля правами на выбросы это экономические отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами по поводу излишних/недостающих квот на загрязнение ОС, возникающих в результате осуществления ими мероприятий по снижению объема осуществляемого ими загрязнения.
В качестве инструмента экологической политики используется ограничение на допустимый уровень загрязнения, то есть продажа прав на загрязнение окружающей среды, распределение ограниченного количества квот на загрязнение определенными веществами между хозяйствующими субъектами — источниками загрязнения.
Т.е., разрешения (квоты) на выброс распределяются между отдельными предприятиями. От каждого предприятия требуется выполнение некоего предела (лимита), оговоренного в квоте.
У каждого хозяйствующего субъекта или групп субъектов, в ходе деятельности которых осуществляется загрязнение окружающей среды, существует возможность:
- уменьшить это загрязнение, затратив средства на изменение технологического процесса производства или установив очистные сооружения;
- купить право на ограниченное загрязнение окружающей среды.
Соотношение стоимости прав на загрязнение и затрат на уменьшение загрязнения окружающей среды дает его оптимальный объем.
У разных хозяйствующих субъектов разные расходы на уменьшение уровня загрязнения. В том случае, если предприятие сокращает объемы выброса некоторого загрязняющего вещества ниже установленного уровня, оно имеет право поместить излишки от сокращения выбросов в так называемый «банк выбросов» (иначе излишки называют кредиты на выбросы). В дальнейшем такие предприятия могут использовать свои кредиты на выбросы для собственной реконструкции, модернизации или расширения, а также продать их другому предприятию, нуждающемуся в таких «кредитах». Причем купить выставляемое на аукцион право на выброс может как соседнее предприятие, так и экологический фонд города или республики, что приводит к улучшению экологической ситуации в регионе. Единственным условием такой продажи является нахождение этих предприятий в одном географическом районе.
Цена кредитов на выбросы определяется соотношением спроса и предложения: чем меньше предложений на рынке кредитов на выбросы, тем больше они стоят, и наоборот. Цены за кредиты будут подниматься до уровня, при котором покупатели не захотят платить за излишки сокращения выбросов и предпочтут или не расширять производство или перенесут свое производство в более «дешевые» районы. Спрос в этом случае снизится, и цены стабилизируются.
Такие излишки сокращения выбросов могут быть созданы различными способами:
- установкой более эффективного очистного оборудования;
- переходом на малоотходные производственные технологии;
- реконструкцией или закрытием как предприятия в целом, так и отдельных производств.
Излишки сокращения выбросов могут стать кредитом на выбросы в том случае, если сокращение выбросов удовлетворяет следующим требованиям:
-носит постоянный характер (не сезонный, периодический или временный характер);
- является добавочным к результатам фактического снижения выбросов согласно требуемому нормативному уровню;
-поддается количественному выражению или измерению.
Достоинства: такой подход позволяет:
сократить суммарный выброс данного загрязняющего вещества при меньших издержках;
сделать предприятия более инициативными в выборе методов снижения выбросов и точечных источников выбросов, где эти методы будут применяться;
стимулировать инвестиции в более совершенное очистное оборудование и малоотходные производственные технологии.
3) Принцип «пузыря» или принцип «ячейки» (бабл-принцип), применяемый в США с декабря 1986 года, позволяет рассматривать производства, расположенные на одной площадке, как один гипотетический источник загрязнения. Концепция «пузыря» - это трактовка множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем. В этом случае устанавливается суммарный ПДВ, контролируется соблюдение общей величины выброса. Природоохранные службы предприятия, исходя из эколого-экономической целесообразности, разрабатывают планы снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в целом по промышленной площадке.
Это позволяет снижать суммарный выброс данного загрязняющего вещества, а не его выбросы на каждом точечном источнике. Задача регулирования в этом случае состоит в наиболее рациональном распределении между загрязнителями воздушной среды (ограниченных объемом «пузырька») возможностей выбросов различных видов загрязняющих веществ. Предприятия, получившие разрешение на применение бабл-принципа, могут снижать выброс определенных загрязняющих веществ на тех его точечных источниках, где природоохранные мероприятия приносят максимальный результат, например, снижают объем выбросов на единицу затрат. Таким образом, предприятия имеют экономию средств при одновременном сохранении качества воздушной среды и сохранении или снижении существовавшего уровня суммарного выброса.
Если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличении масштаба, то за счет больших предприятий можно достичь требуемого сокращения выбросов, которое будет финансироваться за счет других фирм, находящихся в «пузыре», не вкладывающих средств в собственное очистное оборудование. На этом пути можно получить существенную экономию природоохранных издержек при заданном качестве окружающей среды. Например, если на одной территории расположены крупная электростанция и ряд мелких котелен, то бывает выгоднее улавливать окиси серы и азота именно на крупном источнике, а не пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого источника. В таком случае средства расходуются экономно, они не распыляются по мелким объектам. Принцип «пузыря» создает внешние рамки для торговли правами на загрязнение на уровне региона.
4) Банки прав на загрязнениепредставляют собой развитие предыдущего подхода. Фирмы, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загрязнение. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим запас «прав», продающим и покупающим их. Эти банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования. Банки могут также предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты, т. е. временные права на увеличение выбросов. Предприниматель не должен платить столь значительную сумму, какую он платит, покупая права на выбросы. С точки зрения природы это тоже хорошо, так как предприниматель знает, что очень скоро (по истечении срока предоставления кредита) ему надо сократить выбросы. Если же он купит разрешение на загрязнение, то стимулов сократить свои выбросы у него будет
меньше.
Такие «банки выбросов» организуются при региональных органах охраны и контроля природной среды. Например, «банк выбросов» действует при управлении качеством воздуха штата Южная Каролина. В этом банке хранятся кредиты на выбросы твердых частиц, СО, NOx, SOx, летучих органических соединений. Подобные банки могут организовываться в межрегиональные банковские системы, объединяющие «банки выбросов» разных регионов. Этот подход облегчает потенциальным покупателям кредитов на выбросы поиск подходящих продавцов, значительно сокращает издержки на такой поиск.
5) Биржи прав на загрязнение.При расширении рынка прав на загрязнение возникает необходимость в посреднических организациях типа бирж, где бы осуществлялись сделки по купле-продаже прав на выбросы.
В настоящее время механизм рыночного перераспределения квот на выбросы между предпринимателями реализуется в ряде североамериканских штатов через уполномоченные экологические банки и биржи прав на загрязнение.
Предложения по глобальному рыночному перераспределению квот на выбросы в атмосферу были выдвинуты по итогам Киотского протокола, подписанного в 1997 г. рядом ключевых стран, ответственных за эмиссию парниковых газов - прежде всего углекислого газа. Эти страны принимали на себя обязательства по сокращению выбросов углекислого газа минимум на 5% от уровня 1990 г. примерно за десятилетие.
Классификация рынков прав на загрязнение
По уровням управления | ||||
Межстрановый | Национальный | Региональный | Корпоративный | Личный |
Киотский Протокол, Европейская система торговли единицами выбросов (EU ETS) | Рынки парниковых газов Германии, Австралии и др. Программы США «Кислотные дожди» и др. | Предложение автора по созданию комплексного рынка квот загрязнение | Опыт Бритиш Петролеум (BP) по организации внутрикорпоративных рынков квот на загрязнение | Предложения по введению личных углеродных карт в Великобритании |
В результате анализа различных подходов к управлению природопользованием можно сделать следующие выводы:
- применение рыночных подходов в природоохранной деятельности позволяет решать одновременно несколько экологических проблем, ввиду их взаимозависимости;
- традиционные административно-правовые подходы имеют право на существование, если они дают положительный эффект.
Рыночный подход позволяет достигнуть более высокого уровня охраны природной среды при тех же удельных издержках на борьбу с загрязнением, стимулирует инициативу предприятий в отношении удобных им методов охраны природной среды. В результате предприятия будут стремиться принимать решения, связанные с меньшими издержками, применять новые технологии борьбы с загрязнением окружающей среды.
Большинством специалистов признается, что рыночные методы — весьма перспективное направление развития механизма управления природоохранной деятельностью. В то же время они не могут заменить другие методы полностью. Каждый из рассмотренных подходов к управлению природопользованием имеет свои положительные и отрицательные стороны, а следовательно, свою область применения, зависящую от экономического развития и традиций управления в стране.
Провалы рынка
Успешное развитие экономики определяется эффективным функционированием рынка. В сфере природопользования это означает, что дефицитные ресурсы должны использоваться таким образом, чтобы выгоды от них были максимальными, за вычетом затрат, связанных с их использованием. В значительной степени нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов и окружающей среды может быть увязано с неправильным функционированием рынков, их дефектами или полным отсутствием. Цены, складывающиеся на таких рынках, не отражают истинные социальные издержки и выгоды использования ресурсов. Такие цены вводят в заблуждение относительно дефицитности ресурсов и обеспечивают недостаточные стимулы для управления, эффективного использования и сохранения природных ресурсов.
Ухудшение состояния окружающей среды в рыночной экономической системе объясняется с точки зрения провалов рынка.
Провалы рынка – 1)неспособность рыночных механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально-экономические проблемы, несовершенство рыночных институтов и инструментов; фиаско рыночных отношений, не обеспечивающих рациональное распределение и использование ресурсов, свидетельствующее о необходимости государственного вмешательства в экономику.
Источники провалов рынка:
А) Внешние эффекты.
Почти везде, где существуют экстерналии, распределение ресурсов неэффективно. Уровень производства товаров, генерирующих негативные экстерналии, избыточен. Производственная кривая предложения не отражает в данном случае уровень предельных общественных издержек, она показывает лишь предпринимательские издержки, которые производители несут непосредственно.
Задача разработчиков политики в тех случаях, когда это возможно, заключается в интернализации («замыкании») внешних эффектов посредством возложения на самих нарушителей полных издержек, понесенных другими в результате их действий.