Аттестационная служба Украины
Украина целенаправленно идет по пути интеграции своего технического законодательства в области автомобильного транспорта с европейским законодательством. Известно, что в 2000 году принят Закон Украины о присоединении к Женевскому Соглашению 1958 г. Работы по сертификации ДТС начали проводиться с 1993г. В 1996 г. в Украине введена обязательная сертификация ДТС.
Государственное предприятие "ГосавтотрансНИИпроект" (адрес Киев, проспект Победы, 57) аккредитовано в 1994 Госстандартом Украины как Административный орган с сертификации ДТС и запасных частей.
По приказу Министерства транспорта Украины от 10.01.99 №7 ГП "ГосавтотрансНИИпроект" назначен аттестационной службой, ответственной в Украине за проведение проверки соответствия АТС международных перевозчиков требованиям резолюций ЕКМТ (CEMT / CM / FINAL и Директивы 96/96 / ЕС) и выдачу сертификатов соответствия АТС требованиям пригодности к эксплуатации. Это сделано с целью создания отечественной системы проверки. Руководителем Аттестационной службы Украины является А.М.Редзюк.
Справка. Аттестационная служба (АС) Украины поддерживает связи с подобными службами соседних государств-участников ЕКМТ - России, Польши, Беларуси. Стоимость работ по проверке соответствия одного автопоезда и выдачи сертификатов составляет (у.е.): в России - 144; в Польше
- 154; в Беларуси - 94. Институт установил стоимость работ за один автопоезд 99 у.е., а при заключении договора на 5 и более автопоездов - 89 у.е. за один автопоезд. Таким образом, все действительные члены АСМАП Украины, которые имеют пять и более автопоездов, могут обслуживаться по расценкам, на 38% ниже, чем в России, на 42% ниже, чем в Польше, на 5% ниже, чем в Беларуси.
На сегодняшний день проверку соответствия АТС в Украине выполняют две аккредитованные испытательные лаборатории ГП "ГосавтотрансНИИпроект", лаборатории в Киевской области, Полтаве, Кривом Роге, Мукачево, Львове и СТО, принадлежит ЗАО "ТрансКинг" (м. Луганськ ).
Примечание. Постановления КМУ №606 и №607 предусматривают, что к 2012 гг. До проведения техосмотра будут допускаться как аккредитованные лаборатории, так и аттестованные, а после 2012 гг. - Только аккредитованные. Процедуры аттестации и аккредитации несколько похожи, но уровень требований при аккредитации значительно выше. Аккредитация проводится на соответствие требованиям международного стандарта ISO 17025, который устанавливает очень жесткие требования к этому виду деятельности. Процедура аккредитации достаточно сложная и длительная (не менее полугода), требует оформления большого количества документов. Аттестация отличается от аккредитации тем, что не обязательно соблюдать требования стандарта ISO 17025, хотя объемы документов практически одинаковые. В Киеве есть только три лаборатории, аккредитованные Национальным агентством по аккредитации Украины, две из которых (лаборатории ГП "ГосавтотрансНИИпроект") имеют возможность полного объема проведения испытаний, а в третья такой возможности нет.
В настоящее время в нашей стране зарегистрировано более 27 тыс. Автомобилей, выполняющих международные перевозки грузов и принадлежат 2,7 тысячам участников АсМАП Украины. Участники Ассоциации настойчиво работают над обновлением подвижного состава. По статистическим данным в конце 2008 г. 61% автомобилей соответствуют техническим и экологическим нормам Евро-3, 18% - нормам Евро-4, 16% - нормам Евро-5, 5% - нормам Евро-2.
Для обеспечения защиты окружающей среды, а также более высокого уровня безопасности на дорогах 13 ноября 1997 в рамках ЕЭК ООН было принято Соглашение о принятии единых условий периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров, известная как Венская соглашение 1997 г.
Украина присоединилась к Венскому соглашению Указом Президента от 28.02.2006 г. с №159 / 2006. Соглашение вступило в силу в Украине с 18 марта 2007 г. Как страна, которая присоединилась к Венскому соглашению, Украина может потребовать у перевозчиков-нерезидентов, которые пересекают ее территорию, наличия МТСО - Международного сертификата технического осмотра (Certificat International de Controle Technique ).
Предписание №1 к Венскому соглашению содержит требования, которое касаются преимущественно негативных экологических факторов: выбросов вредных веществ в отработанных газов и шумности. Предусмотренная инструментальная проверка проводится для определения дымности отработавших газов автомобилей с дизелями и содержания оксида углерода в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями.
По приказу Минтранссвязи от 9.01.2009 г.. №8 ГП "ГосавтотрансНИИпроект" назначен Центром технического осмотра колесных транспортных средств по Венской соглашением 1997 г. С 15 января 2009 г. центр начал работу по обеспечению украинских автоперевозчиков по их заявкам Международными сертификатами технического осмотра .
Для АТС, которые ежегодно проходят проверку на соответствие требованиям ЕКМТ пригодности к эксплуатации, МТСО будут оформляться на основании действующих сертификатов пригодности к эксплуатации. Для АТС, которые не имеют сертификатов, МТСО вида ваты при очередной проверке на соответствие требованиям ЕКМТ. Для проведения проверки перевозчики могут обратиться в одну из испытательных лабораторий Аттестационной службы Украины. Ориентировочно к 15 июля 2009 г. украинские перевозчики должны быть обеспечены МТСО.