Анализ данных констатирующего эксперимента по выявлению уровня представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста
На первый вопрос: «Назови животных, живущих в нашей республике» (по картинкам) -
3 балла мы поставили Илье, Антону, Свете Насте. Они правильно и самостоятельно назвали животных, живущих в нашей республике.
2 балла получили Наташа, Карина, Олег, Рома, Петя, Вова, Полина, так как дети отвечали с помощью наводящих вопросов воспитателя, называли от 3 до 4-5 живых объектов.
1 балл получили Марина, Саша, Никита, Илья, потому что называли до 2-3 объектов с помощью воспитателя, проявляли неуверенность.
На второй вопрос: «Как называют детёнышей у этих животных?» -
3 балла не получил никто, так как дети не знают, как называют детёнышей у животных.
2 балла получили Илья, Антон, Олег – отвечали правильно, с незначительной помощью воспитателя.
1 балл мы поставили Марине, Наташе, Свете, Насте, Карине, Саше, Никите, Роме, Пете, Вове, Полине, Ростику, так как дети отвечали только с помощью воспитателя, в ответах проявляли неуверенность.
На третий вопрос: «Какие части тела есть у этих животных?» -
3 балла мы также никому не поставили, потому что дети затруднялись ответить.
2 балла мы поставили Илье, так как он ответил с помощью воспитателя, что есть лапы и уши.
1 балл получили все дети, кроме Ильи. Они не знают, части тела у животного.
На четвертый вопрос: «Какие птицы осенью улетают в теплые края? Почему?» -
3 балла получила Карина. Она самостоятельно назвала птиц: лебедей, ласточек, гусей и пояснила, что им нечего кушать зимой, птицы не могут найти себе корм.
2 балла поставили Полине, она с помощью картинок показала птиц, улетающих в теплые края: гусей, журавлей, ласточек, лебедей.
1 балл мы поставили всем детям, кроме Карины и Полины.
Света, Олег, Никита, Петя, Ростик не смогли ответить на вопрос; Рома, Саша и Илья назвали по одному виду птиц, затруднялись ответить, почему птицы улетаю в теплые края; Настя сказала, что птицам холодно у нас, поэтому они улетают, но не назвал самих птиц; Марина и Наташа ответили неправильно; Карина, Вова и Полина называли по одному виду птиц, но поясняли, что птицы улетают, так как им зимой нечем питаться.
На пятый вопрос: «Как передвигаются животные?»
2 балла мы поставили Пете, он назвал зайца и лису и сказал что заяц прыгает, а лиса бегает.
1 балл получили все дети. Кроме Пети. Дети говорят 1 животного с помощью воспитателя.
На шестой вопрос: «Какие птицы постоянно живут с нами? Найди их на картинках» -
3 балла мы поставили Илье и Антону – они самостоятельно назвали и выбрали птиц: воробьев, ворон, голубей, синиц, сорок.
2 балла получили Марина, Настя, Карина, Олег, Рома, Петя, Полина, так как с помощью воспитателя могут назвать от 3 до 5 видов птиц.
1 балл получили Наташа, Света, Саша, Никита, Вова, Ростик, потому что они называют от 1 до 2-3 живых объектов, в ответах проявляют неуверенность. Дают неправильные ответы.
На седьмой вопрос: «Чем покрыто тело у животного?» -
3 балла получили Марина и Карина, так как правильно называют животного и чем покрыто тело у него. Задания выполнили быстро и с интересом.
2 балла у Насти, Ромы, Олега, Карины, Антона, Светы, Илья, Саша, Петя, Вова, Полина - они называли лишь животного и с помощью наводящих вопросов ответили чем покрыто тело животного.
1 балл у Никиты, Ростика – ответили только с помощью воспитателя.
На восьмой вопрос: «Чем питаются животные?» -
3 балла у Марины, Насти – называли чем питаются животные самостоятельно.
2 балла у Ильи, Антона, Светы, Карины, Саши, Ромы, Пети, Вовы, Полины – в основном называют животного, но допускают ошибки и путают пищу у животных.
1 балл у наташи, Олега, Никиты, Ростика – ответы детей не конкретны, не могут без помощи воспитателя назвать пищу у животных.
На девятый вопрос: «Где находят пищу животные, птицы?» -
3 балла у Антона, Марины, Олега, Саши – правильно ответили на вопрос. Назвали много животных и различных птиц.
2 балла у Ильи, Наташи, Карины, Ромы, Пети, Полины- называли с помощью воспитателя, ответы детей поверхностны и не конкретны.
1 балл у Светы, Насти, Никиты, Вовы, Ростика.Настя и Никита называют 2-3 животных с помощью воспитателя; у Светы, Вовы, Ростика – представления неустойчивы, в ответах проявляют неуверенность. Не могут конкретно сказать где находят пищу.
На десятый вопрос: Какие звери на зиму впадают в спячку? Почему?
3 балла у Ильи, Насти, Олега, Саши – ответили правильно, без помощи воспитателя. Дети знают и понимают, что зимой медведям нечего есть, так как везде снег.
2 балла у Светы – ответила, что зимой впадают в спячку медведи и у них рождаются медвежата.
1 балл у Антона, Марины, Наташи, Никиты, Ромы, Пети, Вовы, Полины, Ростика – они ответили, что медведь впадает в спячку, но никто не сказал почему?
На одиннадцатый вопрос: «Почему у некоторых животных хвост короткий, а у кого то длинный?»-
3 балла у Карины – она хорошо ответила на вопрос, много привел примеров и назвала причину длины хвоста.
2 балла у Насти, Полины – дети говорят у которого животного какой длины хвост, но не могут назвать причину этого.
1 балл у всех, кроме Карины, Насти и Полины - затруднялись ответить.
На двенадцатый вопрос: «Почему оленя называют северным? Где он живет? Чем он питается?» -
3 балла у Ильи, Антона, Олега, Саши – сказали, что олень живет на севере, питается мхом.
2 балла у Марины, Наташи, Карины, Пети, Полины – ответили, что олень живет на севере, но не знают чем питаются олени.
1 балл у Светы, Насти, Никиты, Ромы, Вовы, Ростика – отвечали с помощью воспитателя.
На тринадцатый вопрос: «Как защищаются от опасности разные звери в лесу?» -
3 балла у Антона, Марины, Насти, так как они самостоятельно называли и выбирали объекты живой природы. Хорошо выявляли связи и зависимости в живой природе.
2 балла 1 Ильи и Наташи, так как ответы не содержат уверенности, поверхностны и не конкретны.
1 балл у Светы, Карины, Олега, Саши, Никиты, Ромы, Пети, Вовы, Полины, Ростика, так как дети отвечали с помощью воспитателя, испытывали затруднения. ( см. Приложение 1)
Данные анализа представлений детей о животных занесены в таблицу № 1.
Результаты представлений о животных у средних дошкольников
Таблица № 1
№ п/п | И, Ф ребенка | Вопросы | Бал-лы | Сред. балл | Уро-вни разв. | ||||||||||||
Илья | с | ||||||||||||||||
Антон | с | ||||||||||||||||
Марина | 1,7 | с | |||||||||||||||
Наташа | 1,3 | н | |||||||||||||||
Света | 1,3 | н | |||||||||||||||
Настя | 1,8 | с | |||||||||||||||
Карина | 1,8 | с | |||||||||||||||
Олег | 1,7 | с | |||||||||||||||
Саша | 1,6 | н | |||||||||||||||
Никита | н | ||||||||||||||||
Рома | 1,3 | н | |||||||||||||||
Петя | 1,5 | н | |||||||||||||||
Вова | 1,2 | н | |||||||||||||||
Полина | 1,6 | н | |||||||||||||||
Ростик | н | ||||||||||||||||
Общий балл | |||||||||||||||||
% усвоения | 66,6 | 35,5 | 35,5 | 57,7 | 64,4 | 62,2 | 64,4 | 35,5 | 42,2 | 62,2 | 52,1 |
На основании этой таблицы мы составили диаграмму № 1.
Уровни развития представлений мы занесли в таблицу № 2.
Уровни развития представлений у детей старшего дошкольного возраста
Вывод: В первой серии эксперимента ответы на вопросы показали, что представления о животных нашего края у детей среднего дошкольного возраста находятся на низком и среднем уровне. Низкий уровень развития имеют 40% детей, средний уровень развития имеют 60% детей, а с высоким уровнем развития нет ни одного ребенка. Ответы детей показывают, что они довольно плохо знают животных нашего края, не самостоятельны при ответах на вопросы.