II. Изучение нового материала.
1. Б е с е д а.
– Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? Почему?
– А к какому царству живой природы можно отнести грибы? (К царству растений.) Почему?
– А какие части растений нам известны? Есть ли они у грибов?
– А еще мы знаем, что растения создают нужные для своего роста органические вещества. А грибы так «не умеют».
– Можем ли мы отнести грибы к миру растений? А к миру животных?
– Так что же такое – грибы?
– Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
– Рассмотрите гриб. Что вы можете сказать о его строении?
– Из чего состоит надземная часть? (Из ножки и шляпки.)
– Все грибы, которые вы знаете, называются шляпочными.
Шляпка играет важную роль в жизни гриба. В шляпке созревают грибные споры, которые разносятся ветром, попадают на землю, образуя новые грибы. По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. Вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть, имеют название «плодовое тело».
– А теперь посмотрим на подземную часть гриба. На что она похожа?
(Состоит из нитей, как паутина.)
– Какое название вы бы ей дали?
– А на самом деле подземная часть гриба называется грибницей (или мицелием).
– Мы выяснили, что грибы – это особое царство живой природы. Каким же образом они питаются?
– Прочитайте об этом в учебнике на с. 118.
– Как питаются грибы?
– Какую пользу для почвенного слоя они оказывают?
2. Р а с с к а з с э л е м е н т а м и б е с е д ы. Симбиотические связи.
– В каких местах следует искать подосиновики, подберезовики, опята, маслята? Как вы думаете, почему?
– Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще всего находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых лесах, рыжики – под соснами и елями.
Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Если грибницу белого гриба перенести на грядку, то плодовое тело образовываться не будет, потому что рядом нет сосны или ели.
– Прочитайте третий абзац на с. 118. Расскажите, какую пользу приносят грибы животным.
III. Итог урока.
– Что нового вы узнали о грибах?
Домашнее задание:прочитать текст (с. 118–119).
У р о к 28
грибы съедобные и несъедобные
Цели: формировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; познакомить с правилами сбора грибов с целью сохранения видов от исчезновения.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
– Путешествуя в лесу, мы насобирали целую корзинку грибов. Но мама сказала, что мы принесли и ядовитые грибы. Надо перебрать их и разложить в две корзинки.
Учитель выкладывает на стол муляжи (или рисунки) грибов. По желанию учащиеся по одному подходят к столу и кладут «гриб» в нужную корзинку.
– Проверим, не попадет ли в «суп» ядовитый гриб.
Достаем «гриб» из корзинки, называем его и сверяем по таблице.
– Что делать с ядовитыми грибами?
II. Изучение нового материала.
1. Р а с с к а з у ч и т е л я. Сведения о ядовитых грибах.
Не все грибы – наши друзья. Есть и злейшие враги – ядовитые грибы. Если человек съест их, может наступить отравление, а иногда и смерть. Поэтому запомните:
а) если ты не знаешь, какой гриб перед тобой, – не бери его;
б) ядовитые грибы надо знать в «лицо». И в первую очередь узнавать бледную поганку. Один из главных признаков бледной поганки – чехольчик на нижней части ножки (рассматривается рисунок в учебнике). Цвет шляпки у поганки белый или зеленоватый, желтый, оливковый.
Мухомор тоже очень ядовитый гриб. Спутать этот гриб с другими невозможно – он очень заметный. Мухомор имеет красную шляпку на белой ножке.
– Какие еще ядовитые грибы вы знаете?
– Все ли ядовитые грибы так опасны?
– Как лесные жители пользуются грибами?
– В грибах живут мелкие насекомые; мелкие животные и птицы пьют воду, которая собирается в шляпках грибов, крупные животные используют мухоморы как лечебное средство от некоторых болезней.
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 120).
3. Р а с с к а з у ч и т е л я. Правила сбора грибов.
Грибное царство огромно, но грибные богатства наших лесов не безграничны. Для иного грибника набрать побольше – главная цель похода в лес, к которой он стремится любой ценой.
Для настоящего грибника поход за грибами – радостная встреча с лесом. Каждый гриб он осторожно срежет, да еще и полюбуется им, а потом только положит в корзинку. Знают грибники и поговорки, чтобы лучше попадались грибы: «Кто пораньше встает, тот и грибки себе берет, а сонливым и ленивым дается лишь крапива», «Не ходи в лес с ведром – не губи лесное добро. Клади их в лукошко – пускай подышат немножко».
– А это что за объявление:
Варите, солите и жарьте грибы,
Только грибницу не трогайте вы!
Она словно нить глубоко под землей,
Испортишь ее, не будет другой.
– Как же надо собирать грибы?
– Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далеком от города. Грибы надо не рвать, а аккуратно срезать ножом или выкручивать. Помните и не собирайте в лукошко грибы перезрелые, дряблые, червивые.
III. Итог урока.
– Чем опасны ядовитые грибы?
Домашнее задание:прочитать текст (с. 120–123); найти стихи, загадки о грибах.
У р о к 29
великий круговорот жизни
Цели:познакомить учащихся с круговоротом жизни на Земле и основными звеньями этого круговорота; показать движение энергии в круговороте веществ в природе.
О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением круговорота веществ в экосистеме.
Ход урока