Формирование развития экологических представлений дошкольников посредствам авторских игровых методик
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, мы поставили перед собой цель создать все необходимые условия для экологического образования наших воспитанников. Одним из важнейших условий, на наш взгляд, являлось использование в работе разнообразных форм организации экологического воспитания детей и разнообразия методических приёмов.
Мы в своей работе в основном использовали все формы и методы работы, которые есть на сегодня в методике экологического воспитания дошкольников, но одним из самых действенных средств посчитали игру. Экологические игры в нашей группе имели место и на занятиях, и в деятельности взрослого с детьми (в наблюдениях, в трудовой деятельности, в содержании праздников и развлечений) и в самостоятельной экологически ориентированной деятельности детей.
Использовались разные виды экологических игр: дидактические, подвижные, игровые обучающие ситуации (ИОС), соревновательные экологические игры. Значительное место в самостоятельной деятельности детей занимали творческие сюжетно-ролевые игры с экологическим содержанием.
В работе по программе «Детство» мы использовали соревновательные экологические игры в основном на занятиях, в ходе работы заметили у детей интерес к этому виду игр и особенно к викторинам. Это побудило нас углублённо поработать над вопросом использования викторин в экологическом образовании старших дошкольников.
В начале учебного года в подготовительной группе мы в своей работе с викториной поставили задачи формирования у детей всех трёх компонентов осознанно-правильного отношения к природе:
- познавательного,
- гуманного,
- эстетического.
Формирование познавательного отношения — это дальнейшее расширение представлений о природе, систематизации знаний, развитие уже имеющихся обобщений, установление новых более сложных по структуре связей в природе в соответствии с программой «Детство». Формирование интереса к явлениям природы, стремление глубже познать их, интереса к овладению знаниями, любознательности.
Формирование гуманного отношения — сочувствия живому, содействия, стремления проявлять заботу о животных, растениях, готовность к оказанию помощи тем, кто испытывает дефицит каких-либо условий.
Формирование эстетического отношения — способности воспринимать красоту объектов и явлений природы, проявлять эстетические переживания, эмоционально откликаться.
Прежде всего, необходимо было отработать некоторую систему использования викторин в экологическом воспитании детей нашей группы. Первое направление использования экологических викторин, которые мы наметили, это было исследование их по темам.
Необходимо было определить, на каком этапе работы над темой можно использовать викторины. Помня, что викторина требует наличия у детей определённых представлений, определённых обобщений, стали активно их использовать в занятиях обобщённого типа: в сравнительных беседах, итоговых обобщающих беседах по определённой теме и в комплексных занятиях.
Например, в занятии «Волк и лиса — хищники» одна из частей занятия викторина - соревнование между двумя командами с использованием предметных картин волка и лисы: «Кто больше назовёт признаков отличия и сходства». В сравнительной беседе «Бурый и белый медведь» вторая часть - викторина «Медведь бурый — медведь белый». В обобщающих беседах: «Животный мир зимой» - часть занятия викторина «В лесу не просто жить» (о способах приспособления животных к зимним условиям). «Насекомые» - часть занятия викторина «Что мы знаем о насекомых» и т. д.
Использовали викторины и в экологических тематических праздниках и развлечениях как итог работы над темой. Примерами таких праздников и развлечений может быть тематический вечер: игра-прогулка «Лекарственные растения», часть развлечения — викторина «Зелёная аптека» (май).
Следующее направление использования викторин — по сезонам. Как часть занятия использовали викторины в занятиях обобщающих и комплексных: «Осень золотая», «Прошла зима холодная». «Весна идёт — весне дорогу» и др. Кроме того викторина имела место обязательно в праздниках и развлечениях, посвящённых сезону «Осенняя сказка», «Рождественские посиделки», «Ах, лето красное...».
Уместными оказались викторины и при проведении природоохранительных акций. Проведены в подготовительной группе две акции, посвящённые заботе о птицах: в декабре «Поможем зимующим птицам», в апреле - «Птицы прилетели». Дети совместно с родителями изготавливали кормушки, а весной дополнительно было изготовлено и помещено на деревьях два скворечника. После завершения работы проводились викторины «Зимующие птицы», «Летят перелётные птицы».
После трудовых дел у детей был особый подъём, особый интерес и активность во время проведения викторины, дети демонстрировали не только знания о зимующих и перелётных птицах, но и сочувствие, желание помогать, заботиться о птицах.
Использовали викторины и во время прогулок, это помогало сделать более интересными наблюдения, разнообразить содержание прогулок, вызвать желание ухаживать за объектами природы. Так очень удачной была викторина «Сохраним цветы» после наблюдения за цветами на участке. После наблюдения за деревьями была проведена викторина «Деревья вокруг нас». У детей повысился интерес и желание к уходу за клумбами на участке, они с удовольствием принимали участие в посадке цветов на своём участке и на участке малышей, неоднократно наблюдали проявление заботы о деревьях, дети спрашивали нас, не надо ли перекопать землю вокруг деревьев на участке, делали замечания более младшим детям при неосторожном обращении с деревьями и кустами.
В завершении работы в мае проведены две экологические викторины по более общим темам, как итог по освоению программного содержания в подготовительной группе: «Знатоки природы» и «Природу надо охранять». Проводились они совместно с родителями в виде развлечений, где основной и единственной часто была экологическая викторина.
Таким образом, у нас сложилась определённая система использования викторин. Но, кроме того, чтобы создать атмосферу игры, сохранять дух соревновательности, вызвать желание у каждого ребёнка активно участвовать в игре и продемонстрировать свои знания, умения, навыки, получать удовлетворение от этого, необходимо было тщательно продумывать методику руководства викторинами.
Прежде всего, необходимо было определить тему и содержание викторины. Вопросы должны были полностью отвечать теме викторины и базироваться на тех знаниях и представлениях, которые получили дети в процессе работы над темой или по сезону. Кроме того мы поняли, что тема и содержание викторины должны быть полностью увязаны с темой и программным содержанием занятия, праздника, экскурсии и т.д. Поэтому мы очень тщательно подходили к подбору вопросов к каждой викторине. Следующим нашим шагом было подготовить детей к участию в викторине. Несмотря на то, что викторина строится только на уже имеющихся знаниях детей, мы заметили, чем лучше подготовлены дети, тем увереннее и полнее их ответы, тем активней становится их участие и интересней проходит сама игра. Поэтому мы всегда заранее предлагали родителям побеседовать дома с детьми, давали примерное содержание таких бесед, советовали, что можно почитать по заданной теме (из художественной или справочной литературы) старшему дошкольнику. За несколько дней до викторины с подгруппами детей вне занятий проводили небольшие беседы, рассматривание иллюстраций, чтение отрывков, иногда готовили значки, эмблемы, повторяли стихи. О дне викторины мы сообщали заранее детям и родителям.
Более подробная информация о работе с родителями представлена в приложении 3.
Известно, что викторина — это игра в ответы на определённую тему, но чтобы она была для детей именно игрой, а не превращалась в обыкновенную беседу, она должна соответствовать всем особенностям игры. Содержать в себе все элементы игры — игровую задачу, игровые действия, игровые правила, содержать в себе элементы занимательности. Быть интересной детям, проходить в хорошем темпе. Для этого кроме хорошей подготовленности детей мы использовали целый арсенал приёмов, характерных для руководства соревновательными играми. Ведущими всегда выступали сами, участники, как правило, дети без исключения, однако при личном участии каждого ребёнка, а иногда в зависимости от состава команд мы дифференцировали вопросы (давали по необходимости более лёгкие).
Перед началом игры нацеливали детей на игру, подчёркивая как игровую, так и дидактическую задачу, определяли участников команды или личное участие каждого ребёнка. Команды на занятиях, на прогулках выбирали по рядам или считалкой, или это команда девочек - мальчиков. К подбору команд для участия в викторинах на праздниках подходили более тщательно. Команды формировали заранее, или проводили какое-то отборочное соревнование, или обсуждали состав команд, при этом учитывали мнение и симпатии детей, и предлагали сами состав команд, ориентируясь на уровень экологического развития детей, степень их активности и некоторые личностные качества.
Начиналась викторина, как правило, с какого-то организующего момента, например, с речёвки, загадок, художественного слова.
Вспоминали правила игры. За каждый правильный ответ команда или игрок получали поощрение - очко, у нас это или фишка, или мелкие игрушки, или баллы в цифрах. На занятиях делали это сами – игрушки, на праздниках и развлечениях — настоящее жюри. Всё это очень стимулирует детей, делает игру интересной, вызывает желание дать как можно больше правильных ответов и победить.
Но в процессе работы мы поняли, что для дошкольников только этих приёмов мало, нужны ещё какие-то приёмы в ходе игры, которые стимулировали бы их активность, поддерживали эмоциональный настрой и интерес к игре. Для этого мы попробовали использовать дополнительные игровые приёмы, в частности вводили сказочных и игровых персонажей Незнайку, Буратино, Зайчонка и др. Эти игрушки были нашими помощниками, делали поощрения, давали очки, иногда мы обращались к игровому персонажу, спрашивали, всё ли он понял из ответа.
Такой приём особенно был удачным на занятиях и на прогулках.
Учитывая особенности детей дошкольного возраста, мы широко использовали в викторинах и наглядный материал: картины, модели, на основе которых дети должны были дать правильный ответ, сделать умозаключение, вывод.
Очень оживляло викторину художественное слово. Мы использовали его в разных вариантах. Иногда как заставку в начале игры. Например: викторина «Что нужно знать об охране природы» началась со слов из песни М. Пляцковского «Это называется природой».
Мы любим лес в любое время года,
Мы любим речек медленную речь,
Всё это называется природа
Давайте же её всегда беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета...
Давайте же с природою дружить.
Иногда художественное слово составляло основу вопроса и ответа. Например, надо было закончить стихотворную строку, начатую первой командой в викторине «О весне»
- Как молоком облитые... (стоят сады вишнёвые),
- В лесу, где столпились берёзки гурьбой... (подснежника глянул глазок голубой).
Иногда это был вопрос от ведущего или от одной команды другой угадать, из какого стихотворения, из какой книги, из какой песни о природе слова (викторина «Знаешь ли ты книги и песни о природе»). Ставились вопросы, на которые дети должны были ответить пословицей.
Вносят разнообразие в викторины и загадки. Мы использовали их в начале викторины как организующий момент и в ходе викторины как один из вопросов по теме.
Включали и вопросы на знания народных изречений и народных примет, или сами, предлагали команде закончить изречение или команды по очереди предлагали закончить изречение:
Земля... (заботу любит);
Много снега... (много хлеба, много травы);
Много леса... (не губи);
Мало леса... (береги) и т. д.
Большой интерес у детей вызывал такой приём как словотворчество в процессе викторины. Детям давалось задание придумать и дать ответ, не повторяясь, к заданному слову, например — рыжая (лиса). Ответы были самые разнообразные и использовались необычные слова (рыжулька, рыжик, рыжечка, рыжехвостик), они вызывали у детей много радости и смех, это вносило оживление и поддерживало интерес к викторине. Использовали и такие задания на словотворчество как – подобрать рифмы к заданному слову природоведческого характера, которые давала или сама, или команды друг другу.
Например: мёд-огород; мёд-лёд; мёд-кот; лесок-колосок.
Пробовали задания - составлять рифмованную строчку к заданному слову. Это было для наших детей сложнее, но всё же они справились и с таким заданием.
Так, например, к словам «мёд - огород» дети придумали:
«Медведь любит мёд; А заяц — огород; Пчела даёт мёд; А овощи -огород».
Включали в викторину и словесные дидактические игры. И считаем, что их вполне можно использовать для расширения и активизации словаря, для обогащения представлений о признаках и свойствах объектов природы.
Мы использовали дидактическую игру «Кто больше назовёт» слов - действий, слов - определений о животных, птицах, деревьях, дожде, снеге (в соответствии с темой викторины). Дети давали такие ответы:
Дождь — льёт, идёт, моросит, накрапывает, хлещет, шумит, стучит;
Снег — идёт, падает, кружится, летает, блестит, тает, сверкает,
скрипит, переливается и т. д.
Другие примеры использованных нами игр представлены в приложении 4.
После проведения формирующего этапа исследования, мы провели контрольное исследование для подтверждения выдвинутой нами гипотезы о том, что процесс экологического воспитания дошкольников будет более естественным и эффективным, если будет разработан комплекс авторских игровых занятий, в которых следует использовать сочетание передачи новой информации с ее использованием, закреплением в практической деятельности детей.