Формы организации особо охраняемых природных территорий
Особо охраняемые природные территории
Вопросы:
- Понятие об особо охраняемых природных территориях.
- Формы организации особо охраняемых природных территорий
Особо охраняемыми природными территориями (ООПТ)называются участки биосферы (суши, акватории, с соответствующими слоями атмосферы и литосферы), полностью или частично, постоянно или временно исключенные из традиционно интенсивного хозяйственного использования и предназначенные для сохранения экологического равновесия, поддержания среды жизни человека и его здоровья, охраны природных ресурсов, ценных естественных и искусственных объектов и явлений, имеющих историческое, хозяйственное или эстетическое значение. ООПТ по конфигурации могут быть монолитными, кружевными или лоскутными. ООПТ состоят из двух основных групп: высшей (заповедники и национальные парки) и низшей (заказники, леса первой группы и др.) степеней охраны.
Формы организации особо охраняемых природных территорий.
А. Заповедник— особо охраняемая законом или обычаями территория или акватория, исключенная людьми из любой хозяйственной деятельности (в том числе рекреационной) ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны биологических видов и слежения за природными процессами. В России государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, сохраняющими и изучающими естественный ход природных процессов и явлений, генетический фонд растительного и животного мира, отдельные виды и сообщества растений и животных, типичные и уникальные экологические системы . В понятии заповедника оттеняется неприкосновенность территории, ее насильственная изоляция от людей (поэтому словосочетания «музей-заповедник», «заповедно-охотничье хозяйство» — языковые бессмыслицы: «музей-заповедник» буквально означает «храм сбора достопримечательностей, запрещенный для посещения»)
Заповедники представляют собой научные лаборатории по охране природы, где проводятся многолетние исследования естественных природных процессов и определяются допустимые пределы воздействия человека на окружающую среду. Заповедники должны иметь природные условия, репрезентативные для определенной зоны, сектора, чтобы существовал эталон, с которым сравниваются результаты исследований на территориях с эксплуатируемыми угодьями. В нашей стране при создании сети заповедников использовались следующие принципы:
■ выбираемые территории должны быть в наименьшей степени изменены хозяйственной деятельностью человека;
■ природный ландшафт этих территорий должен включать редкие виды растений и животных;
■ заповедники служат образцами (эталонами) природных зон или более мелких таксономических единиц;
■ размеры заповедника должны быть достаточны для обеспечения саморегулирующихся природных процессов;
■ в первую очередь заповедуются эталоны тех ландшафтов, которым угрожает исчезновение.
Статус государственных заповедников предусматривает запрет на их территориях любой деятельности, противоречащей задачам охраны природы:
■ действий, изменяющих гидрологический режим земель;
■ изыскательских работ и добычи полезных ископаемых;
■ рубок (в том числе санитарных и рубок ухода), заготовок лекарственных растений, ягод, грибов и другого растительного сырья;
■ сенокошения и выпаса скота, размещения ульев и пасек;
■ строительства и размещения промышленных и сельскохозяйственных объектов, зданий и сооружений, коммуникаций (за исключением необходимых для функционирования заповедника);
■ промысловой, спортивной и любительской охоты;
■ интродукции живых организмов в целях их акклиматизации;
■ применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
■ транзитного прогона домашних животных;
■ нахождения, проезда и прохода посторонних лиц и автотранспорта вне дорог общего пользования;
■ сбора зоологических, ботанических и минералогических коллекций (кроме предусмотренных планами научных исследований заповедника);
■ пролета самолетов и вертолетов ниже 2 тыс. м, преодоления самолетами звукового барьера над территорией заповедника;
■ иной деятельности, нарушающей естественное развитие природных процессов.
К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации насчитывалось 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,711 млн га, в том числе сухопутной (с внутренними водоемами) — 27,238 млн га, что составляет 1,59% всей территории России. Заповедники расположены в 19 республиках, пяти краях, 35 областях, одной автономной области, семи автономных округах. При создании заповедников не всегда выдерживались названные выше научные принципы: на некоторые заповедники, например, возложены функции разведения редких животных (зубры, бобры, пятнистые олени и др.) с искусственной подкормкой и другими видами вмешательства в природный процесс. В конце XX в. общая площадь заповедников значительно возросла в основном в связи с организацией крупных заповедников в тайге и тундре Сибири и Дальнего Востока. Из-за недостатка средств уровень охраны заповедников, особенно вновь созданных, пока далек от необходимого: на одного сотрудника в среднем приходится 3 тыс. га заповедных площадей, а в некоторых новых заповедниках 30-60 тыс. га. Заповедники с наименьшей степенью изменения природных комплексов, крупнейшие по площади, наиболее строго охраняемые, включены в программу ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и получили статус биосферных. В мире насчитывается около 300 таких заповедников в 60 странах, из них 26 в России. В биосферных заповедниках охраняются природные комплексы и генофонд, имеющие всемирное значение, реализуются программы глобального мониторинга фоновых параметров окружающей среды.
Заповедники разных видов были в СССР и остаются в России основной формой особо охраняемых природных территорий. За рубежом близкой по задачам формой организации особо охраняемых природных территорий являются природные резерваты. С 1980-х годов в нашей стране, кроме заповедников, стали создаваться национальные природные парки — наиболее распространенная в мире форма особо охраняемых природных территорий, предусматривающая более дифференцированный режим охраны и использования. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации имелось 35 национальных парков общей площадью 6,968 млн га (0,41% площади Российской Федерации). Согласно российскому законодательству, к национальным паркам по задачам и статусу близки природные парки, находящиеся в ведении регионов. К началу 1997 г. в России было 10 природных парков; создание природных парков осуществляется или планируется на ближайшие годы во многих субъектах Федерации.
Б. Национальные парки (природные парки)— природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В национальных парках запрещается разведка и разработка полезных ископаемых, строительство магистральных дорог, трубопроводов, ЛЭП и других коммуникаций, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с парками, предоставление садоводческих и дачных участков, рубки главного пользования и проходные. Только на специально отведенных территориях допускается спортивная охота и любительское рыболовство, организация туристских стоянок, разведение костров, массовые спортивные и зрелищные мероприятия. Разнообразие функций достигается за счет подразделения территорий парков на функциональные зоны, различающиеся по своему режиму и характеру использования:
■ заповедные зоны, в пределах которых запрещается любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование;
■ особо охраняемые зоны, которые отличаются от заповедных тем, что здесь допускается строго регулируемое посещение;
■ зона охраны историко-культурных объектов;
■ зоны познавательного туризма, предназначенные для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка, при условии ограничения числа посетителей и передвижения их в составе организованных групп, по специально оборудованным маршрутам;
■ рекреационные зоны, созданные для различных форм отдыха;
■ зоны обслуживания посетителей, с местами ночлега, палаточными городками и другими объектами туристского сервиса;
■ хозяйственные зоны, где функционируют сами парки и необходимые объекты. Вокруг парков и заповедников могут создаваться охранные зоны, которые остаются в распоряжении землепользователей и не изымаются из хозяйственной деятельности, но формы этой деятельности ограничиваются так, чтобы не наносился ущерб природоохранным функциям парков. Когда национальные или природные парки создаются в местах проживания малочисленных коренных народов, допускается выделение территорий для традиционного экстенсивного природопользования (оленеводства, охоты, рыболовства), кустарных промыслов.
В. Государственные природные заказники— территории, имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Режим охраны заказников разнообразен, их сеть обширна и в связи со спецификой задач постоянно пересматривается. К 31 декабря 2002 г. было 69 государственных природных заказников федерального значения (общая площадь 12,489 млн га, или 0,73% площади России) и 2854 заказника регионального значения (общая площадь 72,756 млн га, или 4,26% площади России).
Заказники представляют собой территории или акватории, в пределах которых постоянно или временно, полностью или частично запрещены некоторые виды хозяйственной деятельности, чтобы обеспечивать охрану одного или многих биологических видов, экосистем, одного или нескольких компонентов окружающей среды либо среды в целом. Различают следующие виды заказников:
■ комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения
ландшафтов;
■ биологические (ботанические и зоологические), где сохраняется и восстанавливается численность редких и исчезающих видов;
■ палеонтологические, сохраняющие места нахождений ископаемых остатков флоры и фауны;
■ гидрологические, предназначенные для сохранения водных объектов и экосистем;
■ геологические — с геологическими образованиями и сопряженными с ними формами рельефа.
Хозяйственная деятельность допускается только в той мере, в какой она не препятствует выполнению основной функции заказника. В некоторых охотничьих хозяйствах организуются системы скользящих заказников, когда поочередно в разных частях хозяйства на несколько лет устанавливается запрет охоты.
Г. Памятники природы— это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены:
■ живописные местности;
■ эталонные участки нетронутой природы;
■ участки культурного ландшафта (старинные усадьбы, парки, аллеи, каналы, древние копи т.п.);
■ места произрастания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов животных и растений;
■ лесные массивы и участки леса, особенно ценные своими характеристиками (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений);
■ природные объекты, играющие большую роль в поддержании гидрологического режима;
■ уникальные формы рельефа и связанные с ними природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, мореные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);
■ геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;
■ геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с выразительными следами сейсмических явлений;
■ местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
■ участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, водохранилища и пруды;
■ природные гидроминеральные комплексы;
■ термальные и минеральные источники, месторождения лечебных грязей;
■ береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты и т.п.);
■ объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и деревья, имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов, эндемиков, реликтов, валуны, ледники, водопады, вулканы, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты, историко-мемориальные комплексы).
Памятники природы изымаются из хозяйственного использования, на территориях, где они расположены, запрещается всякая деятельность, наносящая им ущерб. Собственники, владельцы и пользователи земель, на которых находятся памятники природы, обязаны их охранять. Режим охраны и допустимые виды использования памятников природы определяются с учетом их особенностей и состояния и фиксируются в паспорте. Паспорта памятников природы разрабатываются природоохранными органами и утверждаются местными органами власти.
К 31 декабря 2002 г. в России было 36 памятников природы федерального значения общей площадью 23,8 тыс. га и более 9 тыс. памятников природы регионального значения (общая площадь 4,053 млн га, или 0,24% площади России).
Д. Курортные и лечебно-оздоровительные зоныне предполагают изъятия территорий и объектов из хозяйственного использования, но ограничивают его формы. Вводятся ограничения или запреты на въезд автотранспорта, размещение промышленных предприятий, электростанций, применение удобрений и пестицидов, формы лесопользования. Режим охраны определяется характером курорта. Объектом охраны могут быть подземные воды, водоемы, леса и т.д. К 31 декабря 2002 г. в Российской Федерации лечебно-оздоровительными местностями и курортами признаны 116 территорий общей площадью 2 040 444 га — 0,12% территории Российской Федерации, в том числе федерального значения — 23 (636 409 га), регионального значения — 74 (1 376 945 га), местного значения — 19 (27 090 га).
Е.Этнические территории— особая разновидность особо охраняемых природных территорий, на которых объектом охраны становятся традиционные формы природопользования этнических групп: оленеводство, охота, рыболовство, кустарные промыслы, традиционный образ жизни. Статус этнической территории предполагает отказ от современных интенсивных форм ведения хозяйства, содействие возрождению традиционной духовной и материальной культуры.Функции особо охраняемых природных территорий.Существует большое количество территорий с особо ограниченным режимом природопользования, на которых охрана ландшафтов и их компонентов, экосистем или их частей направлена на достижение не экологических, а иных, преимущественно хозяйственных, культурно-исторических, рекреационных и других целей, а режим охраны устанавливается в соответствии с функциями ООПТ. Это зеленые зоны городов, водоохранные зоны рек, лесозащитные полосы, округа санитарной охраны подземных вод и др. С учетом этих категорий выделяются следующие основные функции особо охраняемых природных территорий.
Заповедно-эталонная функция означает, что выполняющая ее территория предназначается для сохранения информации о нетронутой природе, ее исследования, организации мониторинга и поддержания экологического равновесия в наиболее уязвимых местах, имеющих ключевое значение для сохранения природы крупных регионов. Эту функцию осуществляют заповедники и резерваты, памятники природы и частично заказники.
Объектозащитная функция — поддержание экологического равновесия для обеспечения функционирования хозяйственных или иных объектов. Эту функцию выполняют охранные лесополосы у железных и автомобильных дорог, водных объектов, охранные зоны национальных парков.
Ресурсозащитная функция — охрана природных комплексов ради сохранения природных ресурсов, используемых в хозяйстве. Эту функцию выполняют заказники, заповедно-охотничьи хозяйства, округа санитарной охраны подземных вод.
Средозащитная функция — поддержание экологического равновесия ради обеспечения щадящей прижизненной эксплуатации всех природных ресурсов в комплексе. Для этого существуют зеленые зоны городов, курортные зоны, национальные парки и др.
Ж. Всемирное природное и культурное наследие.На XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. была заключена Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, которая вступила в силу 17 декабря 1975 г. Главная задача этой конвенции, участниками которой сегодня является 190 государство, — документация памятников и природных ландшафтов, обладающих высокой ценностью, привлечение сил мирового сообщества к сохранению уникальных объектов культуры и природы. Подписавшие данное соглашение обязуются защищать находящиеся в пределах государства объекты мирового значения. Объекты выбираются таким образом: страна выносит на обсуждение ЮНЕСКО свои предложения, а независимая комиссия экспертов решает вопрос о приеме или отклонении.
Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 г. были организованы Комитет и Фонд всемирного наследия, на который была возложена обязанность сохранения и популяризации всемирного наследия, а также ведения Списка объектов, имеющих «выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства, науки, эстетики, консервации или природной красоты», и «Списка всемирного наследия, находящегося под угрозой». Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия (далее — Список) — своеобразный фонд уникальных памятников культуры и природы. Из природных территорий первыми получили статус объекта всемирного наследия Галапагосские острова (Эквадор), национальные парки: Йеллоустоунский (США), «Наханни» (Канада) и «Симен» (Эфиопия). За последние годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: в настоящее время Список ежегодно увеличивается на 30-35 единиц и сейчас насчитывает 754 объекта, в том числе 149 объектов природного, 582 культурного и 23 природно-культурного наследия «выдающегося универсального значения». Что касается концентрации объектов по континентам, то больше всего объектов всемирного природного наследия официально зарегистрировано в США (12), Австралии (10) и Канаде (8), при этом два объекта для США и Канады являются общими. Наибольшее количество культурных объектов в Списке имеют Италия и Испания (более 30 каждая). Каждое государство, подписавшее Конвенцию, признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям культурного и природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается прежде всего на него.
Россия присоединилась к Конвенции в 1988 г. В соответствии с требованиями Конвенции, памятники, включенные в Список, должны представлять исключительную ценность для всего человечества. Отбор производится по предоставлению государства — участника Конвенции на основании независимой международной экспертизы Межправительственным советом охраны памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) в части, касающейся культурных памятников, и Международным союзом охраны природы и природных ресурсов (МСОП) в отношении природных объектов. Решение о включении объектов в Список всемирного наследия принимается на сессиях Комитета всемирного наследия. Критериями для выдвижения объектов в «Список всемирного наследия» являются:
■ подлинность объекта;
■ сохранность;
■ готовность государства содержать и сохранять объект;
■ обеспеченность правовой базой для сохранения.
Но главный критерий — уникальность объекта для культуры всего мира.
Деятельность по сохранению наследия опирается на правовую базу: в 2002 г. в России принят «Закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».
З. Природное наследие.Термин природное наследиевошел в широкий научный обиход в начале 1970-х годов в отличие от термина культурное наследие, который появился на несколько десятилетий ранее.
Собственно определения природного наследия в Конвенции не содержится, в качестве такового в ней (ст. 2) названы объекты, причисляемые к этой категории:
■ природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки;
■ геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения;
■ природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты.
Согласно статье 2 Конвенции, для отнесения объекта к всемирному природному наследию (далее — ВПН) и для включения его в Список требуется полное соответствие, по крайней мере, одному из следующих критериев. «Объект должен:
■ представлять наглядный пример отражения основных этапов в
истории Земли, включая следы древней жизни, серьезные гео-
логические процессы, которые продолжают происходить в развитии форм земной поверхности, существенные геоморфологические или физиографические особенности рельефа, или
■ представлять наглядный пример важных и длительных экологических и биологических процессов, происходящих в эволюции и развитии наземных, речных, прибрежных и морских экосистем и сообществ растений и животных, или
■ включать уникальные природные явления или территории исключительной природной красоты и эстетического значения, или
■ включать природные ареалы большой важности и значения с точки зрения сохранения в них биологического разнообразия, в том числе ареалы исчезающих видов, представляющие выдающееся мировое достояние с точки зрения науки и сохранения природы» (официальный перевод текста Конвенции).
Существует термин природно -культурное наследие для объектов, имеющих универсальное значение