Метод правового регулирования экологического права
Понятие экологического права. Экологическое право как отрасль права
Экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармоничных отношений между обществом и природой, в интересах людей, живущих в нашем общем и единственном доме — на Земле.
Всякая система представляет собой множественность составляющих ее элементов, которые объединены системообразующими факторами.
Благодаря действию системообразуюших факторов экологического права «правовая работа», с одной стороны, разделена между конкрет-ными отраслями и нормами права, каждая из которых выполняет свою определенную функцию, не дублируя другие, а с другой — на случай возникновения коллизий между нормами предусмотрен определенный антиколлизионный механизм. Так, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, приня-тым в соответствии с частями первой и второй ст. 76 Конституции РФ. В случае возникновения противоречия междуфедеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Консти-туции РФ).
Метод экологического права, направленный на достижение гармонии отношений общества и природы, базируется на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу, и с учетом этого конгломерата закономерностей законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отноше-ния.
Экологическое право как наука
Научное обоснование концепции экологического права еще не выра-жено. Однако можно определить основные пути становления экологиче-ского права как науки:
а) исторический подход к исследованию проблем эколого-правового регулирования;
6) логический подход, предполагающий исследовать вначале общие закономерности, а затем переходить к изучению частных явлений;
в) экономический подход к изучению регулируемых отношений, пред-полагающий охват всех сторон и связей исследуемых явлений.
Экологическое право как наука представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как (отрасли права, а также об экологиче-ском праве как учебной дисциплине.
Предмет экологического права
Предметом правового регулирования могут быть лишь те общественные отношения, которые обладают определенными признаками.
1. Эти отношения должны иметь волевой характер, то есть их возник-новение, изменение и прекращение определяется в значительной степени волей людей. В качестве предмета правового регулирования могут выступать общественные отношения, поддающиеся правовому регулиро-ванию (миграции животных - нет) и имеющие «правовую природу».
Вместе с тем не всякие поддающиеся правовому регулированию обще-ственные отношения составляют предмет экологического права. Правовое вмешательство российского государства в экологические общественные отношения является средством достижения экологического благополучия Российской Федерации. Это вмешательство необходимо, когда возникают определенные общественные противоречия. Например, в Лесной кодекс РСФСР была включена ст. 35, допускающая возможность переводить леса из одной группы в другую лишь до начала строительства объекта.
2. Эти отношения должны складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (по сути это окружающая нас природа), а также многообразных как внутренних, так и внешних экономических связей. (литосферу, гидросферу и атмосферу)
3. Эти отношения должны быть направлены на регулирование сово-купности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечива-ющих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.
Если общественные отношения складываются по использованию объ-ектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов при-роды, то данные отношения не всегда следует признавать предметом экологического права. Например, общественные отношения, складываю-щиеся по поводу мелиоративных работ, являются предметом экологиче-ского права; непосредственную же эксплуатацию мелиоративных систем (насосов для перекачки воды, узлов, механизмов и частей мелиоративных машин) нельзя отнести к предмету экологического права, поскольку это отношения имущественного характера.
Предмет экологического права — это складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные от-ношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффектив-ного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.
Метод правового регулирования экологического права
Специфика метода обусловлена спецификой предмета (Предмет -складывающиеся в сфере действия эколого-правовых норм исторически обусловленные производственные от-ношения между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления, эффектив-ного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений) экологического права, поэтому комплекс экологических общественных отношений, состав-ляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования.
В экологическом праве ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы. Метод экологизации порожден особенностями предмета экологическо-го права, заключающегося в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необхо-димо подчиняться данным законам, т. е. экологизировать каждое действие, сопряженное с вторжением в природную среду.
Метод экологизации включает следующие элементы: 1. Закрепление в законодательстве тех элементов эколо-гической системы страны, которые экологически и экономически значимы и использование которых либо воздействие на которые нуждается в пра-вовом регулировании и обеспечении. (необходимо придать правовой статус экологическим связям природных объектов, имеющим большую значимость; уровням плодородной силы земли; закрепить ланд-шафтный подход в отводе земель и формировании регионов и т. п.) 2. Закрепление в законодательстве структуры тех органов, которые осуществляют конкретное регулирование использования природ-ных объектов, контролируют сохранность и воспроизводство экологиче-ской системы страны. (закреплена общероссийская служба охраны природы и управления природопользованием (Министер-ство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ), межведомст-венные и ведомственные службы.) 3. Закрепление в действующем законодательстве круга экологополь-зователей, а также лиц (физических и юридических), которые своими жизнеобеспечительными функциями неизбежно влияют на экосистему страны. (в законодательстве определены пользователи земли, недро-пользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи живо-тного мира (ст. 27 Закона о недрах; ЛК РФ). 4. Четкая регламентацияправил экологопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта экологопользования, а с другой - правовым статусом экологопользователл. Так, пользование дикой фау-ной (охота) регламентировано, с одной стороны, с учетом особенностей дикой фауны (дикие кабаны, лоси, куропатки и т. п.), а с другой — уставной правоспособностью организации, которой выделены данные охотничьи угодья (промысловая, научно-исследовательская и т. п.). 5. Установление юридической ответственности за нарушения правил экологопользования. Так, законом предусмотрена дисциплинарная (ст. 135 КЗоТ РСФСР), административная (ст. 46—48, 50—87 КоАП РСФСР и др.), уголовная (ст. 246—262 УК РФ и др.), материальная (ст. 118—121 КЗоТ РСФСР и ст. 1064 ГК РФ и др.) и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и т. п.) ответственность.
Перечисленные пять элементов составляют содержание метода эколо-гического права.
Метод правового регулирования экологического права - способ правового воздействия на экологические общественные отношения путем законодательного закрепления элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установление четкой регламентации правят экологопользования и юриди-ческой ответственности за нарушение правомочий субъектов экологи-ческих правоотношений.