Демографическая политика Республики Беларусь

Негативные демографические тенденции, проявившиеся в Республике Беларусь в конце ХХ в., обусловили проведение нашим государством активной демографической политики. Она находит свое воплощение в принятом в 2002 г. Законе «О демографической безопасности Республики Беларусь», осуществлении Национальной программы демографической безопасности на 2006-2010 гг. и утверждении новой на 2011-2015 гг.. Основными направлениями демографической политики Республики Беларусь выступают:

- в области рождаемости и семьи – воспитание у родителей ответственности за рождение и воспитание здорового ребенка; создание реальных условий женщинам для гармоничного сочетания материнских функций с профессиональными обязанностями; усиление адресности государственной помощи семьям; повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания населения репродуктивного возраста;

- в области смертности – внедрение современных стандартов качества медицинских услуг населению независимо от места проживания и материальных возможностей семьи; просветительская и образовательная деятельность по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения;

- в области миграции – оптимизация межгосударственных перемещений населения с учетом их масштабов и направлений на основе сочетания государственных и личных интересов граждан; повышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции, рационализация направлений миграционных потоков с учетом социально-экономического развития страны.

Для охраны материнства и детства в Беларуси создан Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», открыт Республиканский детский кардиохирургический центр, действует Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии, вводятся в строй новые клинические больницы, оснащенные самым современным оборудованием, совершенствуется педиатрическая помощь, создана гинекологическая служба для детей и подростков и т.д. Многое сделано для лечения бесплодия.

Благодаря принятым мерам показатель материнской смертности в Беларуси соответствует уровню развитых стран, существенно снизилась младенческая смертность, которая является наиболее низкой среди стран СНГ. В стране осуществляется государственная социальная защита матери и ребенка, национальное законодательство учитывает и наиболее уязвимые категории детей (инвалидов, сирот, детей, оставшихся без попечения родителей), интересы многодетных семей.

Государство проявляет большую заботу о пенсионерах, которых насчитывается более 2,5 миллионов. В республике функционирует разветвленная система территориальных центров социального обслуживания населения, которые оказывают помощь гражданам, в том числе и одиноким, находящимся в трудной жизненной ситуации, постоянно растут размеры пенсий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Когда происходит формирование глобалистики как науки?

1. в конце 19 в 3. в сер. ХХ в.

2. в нач. ХХ в 4. в конце 60-х годов ХХ в.

2. Предмет глобалистики – это:

1. происхождение и пути решения глобальных проблем

2. формы глобалистского сознания

3. критерии глобальности

4. связь человека, общества и природы

3. Становление глобалистики как науки связано:

1. с окончанием «холодной войны»

2. с критическим осмыслением нарастания угроз человечеству со стороны НТП

3. с появлением ядерного оружия

4. с изменениями климата

4. Глобальные проблемы являются, прежде всего, следствием

1. национальных и этнических различий в мире

2. мощного развития производительных сил в эпоху НТР

3. урбанизации

4. повышения уровня жизни

5. К глобальным проблемам, связанным со сферой международных отношений, относится:

1. энергетическая

2. борьба с голодом и недоеданием

3. преодоление экономической отсталости развивающихся стран

4. сохранение культурного многообразия человечества

6. К проблемам природно-экономического характера не относится:

1. экологическая 3. демографическая

2. сырьевая 4. климатическая

7. Экологический кризис – это:

1. необратимые изменения окружающей среды, которые произошли в результате деятельности человека;

2. состояние окружающей среды, которое становится все более непригодным для жизни человека;

3. резкое сокращение биологического разнообразия планеты;

4. гибель всего живого на Земле, включая человека.

8.. Главной причиной экологического кризиса является:

1. развитие промышленности

2. увеличение антропогенной нагрузки на биосферу

3. стихийные бедствия

4. космические катастрофы

9. Экологическая этика – это:

1. система мер, предусматривающая преодоление экологического кризиса;

2. система норм, определяющих отношение человека к природе в процессе его деятельности;

3. процесс, обеспечивающий поддержание стабильных условий существования жизни на Земле;

4. сознательная человеческая деятельность в соответствии с поставленной целью.

10. Рациональное природопользование предполагает:

1. снижение качества, растрату и исчерпание природных ресурсов;

2. экономную эксплуатацию природных ресурсов с учетом интересов будущих поколений;

3. снижение восстановительных возможностей природы;

4. загрязнение окружающей среды

11. Координацию деятельности по решению наиболее острых глобальных экологических проблем осуществляет:

1. Глобальный экологический фонд;

2. ЮНЕП;

3. Гринпис

4. Всемирная метеорологическая организация.

12. Учет редких животных и растений, которым угрожает исчезновение, обеспечивает:

1. Всемирная федерация по защите животных;

2. Гринпис;

3. Международный союз охраны природы и природных ресурсов;

4. Совет по охране птиц

13. «Демографический взрыв» середины ХХ в. характеризует:

А. резкое возрастание численности населения в развивающихся странах;

Б. резкое возрастание численности населения в развитых странах.

1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны

2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны

14. Старение населения как одна из демографических проблем имеет место

А. в развитых странах

Б. в развивающихся странах

1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны

2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны

15. Основным социальным последствием «демографического взрыва» середины ХХ в. является:

А. рост нищеты и социальной напряженности в обществе

Б. углубление диспропорций в развитии между развитыми и развивающимися странами

1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны

2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны

16. Специфика демографических проблем стран Запада:

А. отсутствие воспроизводства населения

Б. старение населения

1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны

2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны

17. В настоящее время миграционные процессы являются фактором

А. социальных изменений в отдельном государстве

Б. социальных изменений во всем мире

1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны

2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны

18. Миграция в развитые страны способствует:

А. обострению этнических и религиозных конфликтов

Б. решению экономических проблем

1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны

2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны

19. Крупнейшим международным источником финансирования деятельности в области народонаселения является:

1. Всемирная организация здравоохранения 3. Совет безопасности ООН

2. ЮНФПА 4. Европейский Союз

20. Какая из глобальных проблем прямо и непосредственно связана с политикой?

1. демографическая 3. проблема войны и мира

2. экологическая 4. НТР

21. Война – это:

А. высшая, наиболее острая форма политического противоборства враждующих сторон

Б. продолжение политики государства иными, насильственными средствами

1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны

2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны

22. Огромную опасность сегодня для мира представляют:

А. оружие массового уничтожения

Б. современные обычные вооружения

1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны

2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны

23. К принципам мирного существования не относится:

1. отказ от применения военной силы как средства решения спорных вопросов

2. равноправие и взаимопонимание между государствами

3. возможность вмешиваться в дела друг друга

4. учет интересов друг друга

24. Система международной безопасности может быть:

А. глобальной

Б. региональной

1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны

2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны

25. Военные доктрины могут отражать

А. политику миролюбивого государства

Б. политику агрессивного государства

1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны

2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны

Вопросы к экзамену

«Политические проблемы современной глобалистики»

1. Глобалистика в системе научного знания

2. Основные формы глобалистского сознания в истории развития научной мысли

3. Учение о ноосфере

4. Понятие глобальных проблем современности и их критерии

5. Основные классы и типы глобальных проблем

6. Истоки и основные причины обострения глобальных проблем современности во вт.пол 20-нач. 21 в.

7. Взаимосвязь глобальных проблем современности

8. Понятие войны и мира. Органическая связь войны и политики

9. Типы и виды войн

10. Особенности войн 21 века

11. Небывалое обострение проблем войны мира во второй пол. 20 века

12. Принципы мирного сосуществования и создания системы международной безопасности

13. Типы военных доктрин современных государств

14. Сущность информационных войн и их основные компоненты

15. Понятие и сущность «конфликтов низкой интенсивности»

16. Понятие экологического кризиса и его причины

17. Основные проявления экологического кризиса

18. Экологический императив и развитие представлений о рациональном природопользовании

19. Деятельность ООН и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды

20. Экологическая политика государства, ее основные цели и задачи

21. Возникновение и достижения НТР в решении экологических проблем

22. Формирование системы международного экологического сотрудничества

23. Роль институтов гражданского общества в решении экологических проблем

24. Особенности продовольственной проблемы в современном мире

25. Комплексный характер решения глобальной продовольственной проблемы и ее политическое значение

26. Демография как наука

27. «Демографический взрыв» 50-60 годов 20 в. В странах третьего мира и его последствия.

28. Демографические проблемы развитых стран Запада

29. Понятие миграции. Основные виды миграции и попытки ее государственного регулирования

30. Деятельность ООН по решению демографических проблем

31. Демографическая политика современных государств

32. Сущность и особенности современно научно-технической революции

33. Основные направления научно- технической революции

34. Концепции технологического пессимизма

35. Всемирный характер основных социальных последствий научно-технической революции

36. Необходимость развития международного сотрудничества в научно-технической сфере

37. Прогнозирование и глобальное моделирование

38. Концепции технократического оптимизма и их обоснование

39. Противоречия использования достижений НТР в решении глобальных проблем

40. Возрастание роли геополитики

Рецензия

на учебно-методический комплекс по курсу «Политические проблемы современной глобалистики», разработанный в ЧУО «БИП–Институт правоведения» доцентом кафедры философии и политологии

Лиходиевской Л.Н.

Рецензируемый учебно-методический комплекс в определенной степени восполняет недостаток учебно-методической литературы для студентов специальности «Политология». Он подготовлен в соответствии с рабочей программой курса «Политические проблемы современной глобалистики», утвержденной кафедрой и учебно-методическим советом института.

В представленном учебно-методическом комплексе раскрывается место глобалистики как самостоятельного направления в системе политологического знания, исследующего глобальный мир и его проблемы. Автор акцентирует внимание на сущности таких важнейших проблем современности, как проблема война и мира, экологические и демографические проблемы. При этом рассматриваются теоретические аспекты вопросов, связанные с трактовкой используемых понятий, причинами и проявлениями наиболее опасных глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человеческой цивилизации. С современных позиций характеризуется сущность информационной войны, излагаются проблемы обеспечения международной безопасности, особенности происходящих в мире миграционных процессов.

В рецензируемой работе важное место уделено отражению деятельности современных государств и международных организаций, направленной на решение экологических и демографических проблем, предотвращение войны на основе развития всестороннего международного сотрудничества. Достаточно обстоятельно охарактеризована многогранная роль Организации Объединенных Наций как инициатора и организатора проведения международных форумов, посвященных решению сложнейших вопросов современности.

В контексте глобальных проблем современности автор характеризует экологическую и демографическую ситуацию в Республике Беларусь, раскрывает последовательное осуществление нашей страной продуманной экологической и демографической политики, которая осуществляется в соответствии с рекомендациями и при поддержке международных организаций.

Учебно-методический комплекс содержит и необходимые методические материалы: тематику лекций, семинарских занятий и курсовых работ, перечень экзаменационных вопросов, список литературы и вопросы для самопроверки.

Рецензируемый учебно-методический комплекс может быть полезным дидактическим пособием для студентов-политологов и рекомендован к публикации.

Доцент кафедры политологии

Белорусского государственного университета

Кандидат исторических наук наук, доцент Слуцкая Л.В

Наши рекомендации