Демографическая политика Республики Беларусь
Негативные демографические тенденции, проявившиеся в Республике Беларусь в конце ХХ в., обусловили проведение нашим государством активной демографической политики. Она находит свое воплощение в принятом в 2002 г. Законе «О демографической безопасности Республики Беларусь», осуществлении Национальной программы демографической безопасности на 2006-2010 гг. и утверждении новой на 2011-2015 гг.. Основными направлениями демографической политики Республики Беларусь выступают:
- в области рождаемости и семьи – воспитание у родителей ответственности за рождение и воспитание здорового ребенка; создание реальных условий женщинам для гармоничного сочетания материнских функций с профессиональными обязанностями; усиление адресности государственной помощи семьям; повышение качества, расширение форм и видов медицинского обслуживания населения репродуктивного возраста;
- в области смертности – внедрение современных стандартов качества медицинских услуг населению независимо от места проживания и материальных возможностей семьи; просветительская и образовательная деятельность по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения;
- в области миграции – оптимизация межгосударственных перемещений населения с учетом их масштабов и направлений на основе сочетания государственных и личных интересов граждан; повышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции, рационализация направлений миграционных потоков с учетом социально-экономического развития страны.
Для охраны материнства и детства в Беларуси создан Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя», открыт Республиканский детский кардиохирургический центр, действует Республиканский научно-практический центр детской онкологии и гематологии, вводятся в строй новые клинические больницы, оснащенные самым современным оборудованием, совершенствуется педиатрическая помощь, создана гинекологическая служба для детей и подростков и т.д. Многое сделано для лечения бесплодия.
Благодаря принятым мерам показатель материнской смертности в Беларуси соответствует уровню развитых стран, существенно снизилась младенческая смертность, которая является наиболее низкой среди стран СНГ. В стране осуществляется государственная социальная защита матери и ребенка, национальное законодательство учитывает и наиболее уязвимые категории детей (инвалидов, сирот, детей, оставшихся без попечения родителей), интересы многодетных семей.
Государство проявляет большую заботу о пенсионерах, которых насчитывается более 2,5 миллионов. В республике функционирует разветвленная система территориальных центров социального обслуживания населения, которые оказывают помощь гражданам, в том числе и одиноким, находящимся в трудной жизненной ситуации, постоянно растут размеры пенсий.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. Когда происходит формирование глобалистики как науки?
1. в конце 19 в 3. в сер. ХХ в.
2. в нач. ХХ в 4. в конце 60-х годов ХХ в.
2. Предмет глобалистики – это:
1. происхождение и пути решения глобальных проблем
2. формы глобалистского сознания
3. критерии глобальности
4. связь человека, общества и природы
3. Становление глобалистики как науки связано:
1. с окончанием «холодной войны»
2. с критическим осмыслением нарастания угроз человечеству со стороны НТП
3. с появлением ядерного оружия
4. с изменениями климата
4. Глобальные проблемы являются, прежде всего, следствием
1. национальных и этнических различий в мире
2. мощного развития производительных сил в эпоху НТР
3. урбанизации
4. повышения уровня жизни
5. К глобальным проблемам, связанным со сферой международных отношений, относится:
1. энергетическая
2. борьба с голодом и недоеданием
3. преодоление экономической отсталости развивающихся стран
4. сохранение культурного многообразия человечества
6. К проблемам природно-экономического характера не относится:
1. экологическая 3. демографическая
2. сырьевая 4. климатическая
7. Экологический кризис – это:
1. необратимые изменения окружающей среды, которые произошли в результате деятельности человека;
2. состояние окружающей среды, которое становится все более непригодным для жизни человека;
3. резкое сокращение биологического разнообразия планеты;
4. гибель всего живого на Земле, включая человека.
8.. Главной причиной экологического кризиса является:
1. развитие промышленности
2. увеличение антропогенной нагрузки на биосферу
3. стихийные бедствия
4. космические катастрофы
9. Экологическая этика – это:
1. система мер, предусматривающая преодоление экологического кризиса;
2. система норм, определяющих отношение человека к природе в процессе его деятельности;
3. процесс, обеспечивающий поддержание стабильных условий существования жизни на Земле;
4. сознательная человеческая деятельность в соответствии с поставленной целью.
10. Рациональное природопользование предполагает:
1. снижение качества, растрату и исчерпание природных ресурсов;
2. экономную эксплуатацию природных ресурсов с учетом интересов будущих поколений;
3. снижение восстановительных возможностей природы;
4. загрязнение окружающей среды
11. Координацию деятельности по решению наиболее острых глобальных экологических проблем осуществляет:
1. Глобальный экологический фонд;
2. ЮНЕП;
3. Гринпис
4. Всемирная метеорологическая организация.
12. Учет редких животных и растений, которым угрожает исчезновение, обеспечивает:
1. Всемирная федерация по защите животных;
2. Гринпис;
3. Международный союз охраны природы и природных ресурсов;
4. Совет по охране птиц
13. «Демографический взрыв» середины ХХ в. характеризует:
А. резкое возрастание численности населения в развивающихся странах;
Б. резкое возрастание численности населения в развитых странах.
1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны
2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
14. Старение населения как одна из демографических проблем имеет место
А. в развитых странах
Б. в развивающихся странах
1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны
2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
15. Основным социальным последствием «демографического взрыва» середины ХХ в. является:
А. рост нищеты и социальной напряженности в обществе
Б. углубление диспропорций в развитии между развитыми и развивающимися странами
1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны
2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
16. Специфика демографических проблем стран Запада:
А. отсутствие воспроизводства населения
Б. старение населения
1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны
2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
17. В настоящее время миграционные процессы являются фактором
А. социальных изменений в отдельном государстве
Б. социальных изменений во всем мире
1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны
2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
18. Миграция в развитые страны способствует:
А. обострению этнических и религиозных конфликтов
Б. решению экономических проблем
1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны
2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
19. Крупнейшим международным источником финансирования деятельности в области народонаселения является:
1. Всемирная организация здравоохранения 3. Совет безопасности ООН
2. ЮНФПА 4. Европейский Союз
20. Какая из глобальных проблем прямо и непосредственно связана с политикой?
1. демографическая 3. проблема войны и мира
2. экологическая 4. НТР
21. Война – это:
А. высшая, наиболее острая форма политического противоборства враждующих сторон
Б. продолжение политики государства иными, насильственными средствами
1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны
2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
22. Огромную опасность сегодня для мира представляют:
А. оружие массового уничтожения
Б. современные обычные вооружения
1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны
2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
23. К принципам мирного существования не относится:
1. отказ от применения военной силы как средства решения спорных вопросов
2. равноправие и взаимопонимание между государствами
3. возможность вмешиваться в дела друг друга
4. учет интересов друг друга
24. Система международной безопасности может быть:
А. глобальной
Б. региональной
1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны
2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
25. Военные доктрины могут отражать
А. политику миролюбивого государства
Б. политику агрессивного государства
1. Верный ответ: А 3. Оба варианта верны
2. Верный ответ: Б 4. Оба варианта не верны
Вопросы к экзамену
«Политические проблемы современной глобалистики»
1. Глобалистика в системе научного знания
2. Основные формы глобалистского сознания в истории развития научной мысли
3. Учение о ноосфере
4. Понятие глобальных проблем современности и их критерии
5. Основные классы и типы глобальных проблем
6. Истоки и основные причины обострения глобальных проблем современности во вт.пол 20-нач. 21 в.
7. Взаимосвязь глобальных проблем современности
8. Понятие войны и мира. Органическая связь войны и политики
9. Типы и виды войн
10. Особенности войн 21 века
11. Небывалое обострение проблем войны мира во второй пол. 20 века
12. Принципы мирного сосуществования и создания системы международной безопасности
13. Типы военных доктрин современных государств
14. Сущность информационных войн и их основные компоненты
15. Понятие и сущность «конфликтов низкой интенсивности»
16. Понятие экологического кризиса и его причины
17. Основные проявления экологического кризиса
18. Экологический императив и развитие представлений о рациональном природопользовании
19. Деятельность ООН и ее специализированных учреждений в области охраны окружающей среды
20. Экологическая политика государства, ее основные цели и задачи
21. Возникновение и достижения НТР в решении экологических проблем
22. Формирование системы международного экологического сотрудничества
23. Роль институтов гражданского общества в решении экологических проблем
24. Особенности продовольственной проблемы в современном мире
25. Комплексный характер решения глобальной продовольственной проблемы и ее политическое значение
26. Демография как наука
27. «Демографический взрыв» 50-60 годов 20 в. В странах третьего мира и его последствия.
28. Демографические проблемы развитых стран Запада
29. Понятие миграции. Основные виды миграции и попытки ее государственного регулирования
30. Деятельность ООН по решению демографических проблем
31. Демографическая политика современных государств
32. Сущность и особенности современно научно-технической революции
33. Основные направления научно- технической революции
34. Концепции технологического пессимизма
35. Всемирный характер основных социальных последствий научно-технической революции
36. Необходимость развития международного сотрудничества в научно-технической сфере
37. Прогнозирование и глобальное моделирование
38. Концепции технократического оптимизма и их обоснование
39. Противоречия использования достижений НТР в решении глобальных проблем
40. Возрастание роли геополитики
Рецензия
на учебно-методический комплекс по курсу «Политические проблемы современной глобалистики», разработанный в ЧУО «БИП–Институт правоведения» доцентом кафедры философии и политологии
Лиходиевской Л.Н.
Рецензируемый учебно-методический комплекс в определенной степени восполняет недостаток учебно-методической литературы для студентов специальности «Политология». Он подготовлен в соответствии с рабочей программой курса «Политические проблемы современной глобалистики», утвержденной кафедрой и учебно-методическим советом института.
В представленном учебно-методическом комплексе раскрывается место глобалистики как самостоятельного направления в системе политологического знания, исследующего глобальный мир и его проблемы. Автор акцентирует внимание на сущности таких важнейших проблем современности, как проблема война и мира, экологические и демографические проблемы. При этом рассматриваются теоретические аспекты вопросов, связанные с трактовкой используемых понятий, причинами и проявлениями наиболее опасных глобальных проблем, ставящих под угрозу само существование человеческой цивилизации. С современных позиций характеризуется сущность информационной войны, излагаются проблемы обеспечения международной безопасности, особенности происходящих в мире миграционных процессов.
В рецензируемой работе важное место уделено отражению деятельности современных государств и международных организаций, направленной на решение экологических и демографических проблем, предотвращение войны на основе развития всестороннего международного сотрудничества. Достаточно обстоятельно охарактеризована многогранная роль Организации Объединенных Наций как инициатора и организатора проведения международных форумов, посвященных решению сложнейших вопросов современности.
В контексте глобальных проблем современности автор характеризует экологическую и демографическую ситуацию в Республике Беларусь, раскрывает последовательное осуществление нашей страной продуманной экологической и демографической политики, которая осуществляется в соответствии с рекомендациями и при поддержке международных организаций.
Учебно-методический комплекс содержит и необходимые методические материалы: тематику лекций, семинарских занятий и курсовых работ, перечень экзаменационных вопросов, список литературы и вопросы для самопроверки.
Рецензируемый учебно-методический комплекс может быть полезным дидактическим пособием для студентов-политологов и рекомендован к публикации.
Доцент кафедры политологии
Белорусского государственного университета
Кандидат исторических наук наук, доцент Слуцкая Л.В