Структура и общие требования. Методические указания
Методические указания
По организации и выполнению самостоятельной внеаудиторной работы
ПД.03 Биология
19.02.10. «Технология продукции общественного питания»
38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Ульяновск
РАССМОТРЕНЫ
на заседании МК ________________
________________________________
Протокол №
Председатель МК________________
Составитель: Шадрина К.С., преподаватель.
Содержание
Введение
1. Структура и общие требования
2. Перечень внеаудиторной самостоятельной работы
3. Характеристика и описание заданий
4. Рекомендуемая литература (основная и дополнительная)
Введение
Методические указания по выполнению самостоятельной работы являются частью учебно-методического комплекса по учебной дисциплине ПД.03 Биология
Разработаны в соответствии с ФГОС СПО по программе подготовке специалистов среднего звена 19.02.10 «Технология продукции общественного питания», 38.02.05. «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».
Составлены в соответствии с содержанием рабочей программы, в соответствии с локальным актом техникума «Положение о самостоятельной работе» от 05. 09.2013г.
ПД.03 Биология является дисциплиной (курсом) естественнонаучного цикла
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
Цели и задачи самостоятельной работы:
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Освоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
−− понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
−− способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
−− владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
−− способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
−− готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
−− обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
−− способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
−− готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
• метапредметных:
−− осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
1 Экзамен проводится по решению профессиональной образовательной организации либо по желанию студентов при изучении учебной дисциплины «Биология» как профильной учебной дисциплины.
−− повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
−− способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том
числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
−− способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
−− умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые
объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
анализировать информацию о живых объектах;
−− способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
−− способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественнонаучного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
−− способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
−− владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
−− владение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, из-
мерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
−− сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
−− сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям их решения
Рабочей программой УД ПД.03 Биология предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
ü создание мультимедийной презентации;
ü составление схем;
ü доклад;
ü создание моделей;
ü решение задач
ü реферат.
В методических указаниях рассмотрены формы, даны рекомендации обучающимся по самостоятельному выполнению, примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы по каждому заданию, рекомендуемая литература (основная и дополнительная), требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы, критерии оценки результатов выполнения самостоятельной работы.
Структура и общие требования
Самостоятельная работа обучающихся по изучению учебной дисциплины предполагает:
· систематизации и закрепления полученных теоретических знаний, практических умений, формированию общих и профессиональных компетенций студентов;
· углубления и расширения теоретических знаний;
· формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
· развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
· формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
Методические указания ориентируют обучающихся на самостоятельный разбор изучаемого материала и поиск возможных вариантов ответа на обозначенные контрольные вопросы по каждой из тем.