Практического тура III (областного) этапа XХIII Всероссийской биологической олимпиады школьников. 2007 год.
Задания
Практического тура III (областного) этапа XХIII Всероссийской биологической олимпиады школьников. 2007 год.
Класс.
разделение пигментов методом бумажной хроматографии
Оборудование и материалы: спиртовая вытяжка, химический стакан, капиллярная трубка, полоски хроматографической бумаги, колбочка со спиртом.
Ход работы:
1. С помощью капиллярной трубки нанесите спиртовую вытяжку на стартовую линию, проведенную простым карандашом на расстоянии 2 см от основания полоски. После полного высыхания повторите операцию, нанося каплю вытяжки рядом с предыдущей. Проведите 10 повторов операции, после чего поместите полоску хроматографической бумаги с нанесенной вытяжкой в химический стакан, в который предварительно налейте 2 мл спирта. Работа проводится до четкого разделения пигментов.
2. Наклейте хроматограмму и подпишите находящиеся на ней пигменты.
3. Объясните, почему пигменты располагаются на разном уровне. ____________________________________________ ________________________
4.Перечислите основные и вспомогательные пигменты фотосинтеза, находящиеся на хроматограмме. ___________ ____________
______________________________________________________________________________________________________________________________
5. Почему пигменты имеют различную окраску? _____________________________________
________________________________________
Фамилия __________________________ Сумма баллов______________
Имя __________________________
Территория _______________________ Подписи членов жюри
Шифр ___________________________ ____________________
Задания
Практического тура III (областного) этапа XХIII Всероссийской биологической олимпиады школьников. 2007 год.
Класс.
выделение и гидролиз казеина молока
Оборудование и материалы: пробирки, воронки, стеклянные палочки, водяная баня, фильтровальная бумага, молоко, уксусная кислота, карбонат натрия, сульфат меди, фенолфталеин, азотная кислота, молибденовый реактив.
Ход работы:
1. В пробирку наливают примерно по 4 мл молока и воды. Осаждают казеин добавлением 2-3 капель уксусной кислоты, выпавший осадок отфильтровывают. Осадок переносят с фильтра стеклянной палочкой в чистую пробирку, добавляют 2 мл карбоната натрия. Содержимое пробирки кипятят на водяной бане 10 минут, после чего проводят качественные реакции на продукты гидролиза – белок и фосфат.
В одну чистую пробирку наливают 3-4 капли гидролизата и 1-2 капли сульфата меди. Наблюдают изменение окраски. Во вторую пробирку к 10 каплям гидролизата приливают 1 каплю фенолфталеина и несколько капель азотной кислоты до обесцвечивания раствора. После этого вносят 20 капель молибденового реактива. Раствор доводят до кипения. Наблюдают изменение окраски или появление осадка.
2. Почему при подкислении среды казеин выпадает в осадок? Что произойдет с частицами осадка при добавлении избытка кислоты? ____________________________________________
________________
________________
________________
________________
________________
3. Какие изменения наблюдаются при проведении реакции с сульфатом меди? О чем это свидетельствует? ________________________________________________________________
________________
________________
________________
4. Какие изменения наблюдаются при проведении реакции с молибденовым реактивом? О чем это свидетельствует?__________________________________________________________
________________
________________
________________
5. Вспомните структурную классификацию белков и определите к какой группе относится казеин.__________
6. Какие функции выполняет казеин молока? _________________________________________
________________
________________
________________
7. Объясните биологический смысл присутствия фосфата в казеине молока. ______________
________________
________________
________________
Фамилия __________________________ Сумма баллов______________
Имя __________________________
Территория ________________________ Подписи членов жюри
Шифр ___________________________ __________________________
Задания
практического тура III (областного) этапа XХIII Всероссийской биологической олимпиады школьников. 2007 год.
Класс