Теоретического тура муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по экологии. 2010-11 уч. год

ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ОЛИМПИАДЫ

Учащиеся 9 –х классов выполняют задания 1-30, 31, 35

Учащиеся 10 –х классов выполняют 1-30, 31, 32, 34, 35

Учащиеся 11 –х классов выполняют все задания.

Продолжительность: теоретический 2,5 часа; защита проектов 10 мин. на одного учащегося.

1. 1-30 задания состоят из тестовых заданий, каждое содержит один правильный и три неправильных, ошибочных ответа. Они предназначены для того, чтобы замаскировать правильный ответ. Ошибочность ответов может заключаться в неправильности или неполноте толкования содержания, объёма или связей экологических понятий.

2. 31-35конкурсное задание теоретического тура заключается в выборе единственного правильного варианта ответа из четырёх предложенных с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в специально отведённом на бланке месте правильный ответ, но и письменно обосновать свой выбор, опираясь на свои знания и опыт.

31-33 – необходимо выбрать и обосновать только правильный ответ

34-35 - необходимо выбрать и обосновать правильный ответ, обосновать неверные ответы

3. Для решения тестовой задачи используйте такой алгоритм:

а) разборчиво впишите свою фамилию, имя и класс в специальную графу в верхней части бланка с тестовой задачей;

б) внимательно прочитайте тестовую задачу, включая все варианты ответа;

в) проанализируйте все ответы и выберите правильный и самый полный;

г) на черновике напишите всё, что объяснит выбор правильного ответа и отказ от ошибочных вариантов ответа. Например, это может быть определение использованных в задаче понятий, которое включает признаки экологического объекта или явления. Сравнив с определением ошибочные ответы, Вы сможете объяснить свой отказ от ошибочных вариантов в пользу единственно правильного ответа;

д) соразмерьте объём написанного на черновике текста и место на бланке ответа. Выделите подчёркиванием на черновике то, что следует переписать на бланк. При необходимости сократите написанный Вами текст, вычеркнув несущественные слова;

е) впишите в специально отведённое на бланке место букву, соответствующую выбранному Вами правильному ответу;

ж) аккуратно и разборчиво перепишите из черновика на бланк, отредактированный Вами текст. Для удобства проверки Вашего обоснования текст желательно разбить желательно на четыре коротких абзаца – по числу проанализированных Вами вариантов ответа. Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]».

ЗАДАНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ТУРА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ. 2010-11 УЧ. ГОД

Выберите один правильный ответ из 4 предложенных

индекс выбранного ответа внесите в матрицу ответов

1. Биотические факторы делятся на …

а) химические, физические, космические

б) фитогенные, зоогенные, микробиогенные

в) климатические, почвенные, орографические

г) периодические, циклические, ритмические

2.Среди почвенных факторов важнейшим свойством, влияющим на рост и продуктивность растений, является ее …

а) влажность

б) пористость

в) давление

г) плодородие

3.Совокупность химических, физических и механических свойств почв и горных пород, оказывающих воздействие как на организмы, живущие в них, так и на корневую систему растений, называется ____________ факторами.

а) биотическими

б) эдафическими

в) лимитирующими

г) орографическими



4.К абиотическим факторам среды не относятся ________________ факторы.

а) климатические

б) антропогенные

в) эдафические

г) орографические

5.«Оптимальная зона и пределы выносливости организмов по отношению к какому-либо фактору среды могут смещаться в зависимости от того, с какой силой и в каком сочетании действуют одновременно другие факторы» - эта закономерность получила название _________ факторов.

а) усиления

б) ослабления

в) взаимодействия

г) несовпадения

6.К проявлениям действия биотических факторов среды не относят …

а) перенос пыльцы растений ветром

б) выделение токсинов бактериями

в) затенение местообитания деревьями

г) разложение органических веществ в почве

7.Представитель почвенной среды жизни представлен на рисунке …

а б в г

8.В зависимости от способа передвижения и пребывания в определенных слоях, морские обитатели подразделяются на такие экологические группы, как …

а) криофилы, геофилы, фотофилы

б) геобионты, гидробионты, петробионты

в) мезофиты, гидрофиты, ксерофиты

г) нектон, планктон, бентос


9.Особенность водной среды обитания организмов заключается в том, что она является ________________ средой жизни

а) первичной

б) вторичной

в) разреженной

г) гетерогенной



10.Для наземно-воздушной среды жизни важнейшим экологическим фактором, оказывающими влияние на развитие и распространение организмов, является…

а) высокая плотность

б) атмосферное давление

в) органические вещества

г) хорошая электропроводность



11.В кишечнике большого количества животных, в том числе человека, содержится микрофлора, необходимая им для нормальной жизнедеятельности, такой вид взаимоотношений называется …

а) паразитизм

б) мутуализм

в) конкуренция

г) хищничество

12.Крупные насекомые, дождевые черви, подвижные членистоногие, живущие между подстилкой и почвой, другие животные, а также роющие млекопитающие, относятся к экологической группе …

а) макробиота

б) микробиота

в) мезобиота

г) фитобиота

13.Биотическое взаимодействие двух видов, при котором один вид причиняет вред другому, не получая при этом для себя ощутимой пользы, называется … …

а) нейтрализм

б) комменсализм

в) мутуализм

г) аменсализм

14.Эволюция многих групп водных животных шла в направлении формирования формы тела и типов движения, снижающих лобовое сопротивление для снижения энергозатрат на плавание, в результате сформировалась …

а) развитая мускулатура

б) система заякоривания в среде

в) обтекаемая форма тела

г) основа для опорного скелета

15.Животные, у которых наблюдается редукция зрения, пищеварительной системы и происходит усиление полового размножения, являются представителями ___________ среды жизни.

а) почвенной

б) организменной

в) водной

г) наземно-воздушной

16.Распространение плодов, семян, спор и других зачатков растений воздушными течениями, проиллюстрированное на рисунке, называется …

а) зоохория б) гидрохория в) автохория г) анемохория

17.Вальковатую форму тела, слизистые покровы или гладкую поверхность, а так же копательный аппарат и развитую мускулатуру имеют обитатели ________________ среды жизни.

а) водной

б) почвенной

в) организменной

г) наземно-воздушной

18.По типу терморегуляции организмы с непостоянной температурой тела (холоднокровные) называются …

а) пойкилотермными

б) гомойотермными

в) гетеротермными

г) мезотермными

19.Виды, живущие в сухих местообитаниях с недостатком воды как в воздухе, так и в почве, называются …

а) гидрофитами

б) гигрофитами

в) ксерофитами

г) мезофитами

20.На рисунке показаны …

а) популяционные волны б) кривые выживания в) суточные циклы г) зональность моря

21.На схеме представлены межвидовые взаимоотношения в природном сообществе, иллюстрирующие …

а) пищевые сети б) цепи питания в) сукцессионные ряды г) круговороты веществ

22.Пирамида биомасс, которая имеет перевернутый (обращенный) вид

(см. рисунок), характерна для …

а) океана б) поля в) пустыни г) леса

23.Популяции разных видов в экосистеме распределены определенным образом – они образуют пространственную структуру, различают ________________ структуры экосистемы.

а) прямую и обратную

б) вертикальную и горизонтальную

в) абиотическую и антропогенную

г) первичную и вторичную

24.Для агороэкосистем характерны самые _________________ пищевые цепи.

а) многовидовые

б) разнообразные

в) длинные

г) короткие

25.В.И. Вернадский назвал качественно новое состояние в эволюции биосферы, когда человечество берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие …

а) экосферой

б) ризосферой

в) ноосферой

г) техносферой

26.Зеленые растения, которые в процессе фотосинтеза поглощают углекислый газ и выделяют в атмосферу кислород, участвуют в осуществлении _______________ функции живого вещества биосферы.

а) газовой

б) энергетической

в) концентрационной

г) деструктивной

27.Биосфера, как глобальная экосистема является …

а) мезоэкосистемой

б) мегаэкосистемой

в) макроэкосистемой

г) микроэкосистемой

28.Самая высокая биологическая продуктивность характерна для таких экосистем, как …

а) хвойные леса

б) степи и саванны

в) тропические леса

г) пустыни и полупустыни

29.Животные, обитающие в областях с преобладающими низкими температурами (см. рисунок), имеют, как правило, более крупные размеры тела по сравнению с обитателями более теплых зон и областей – эта закономерность, применяемая для теплокровных животных близкородственных видов, получила название правило …

а) Аллена б) Глогера в) Уоллеса г) Бергмана  

30.Санитарно-гигиеническими нормативами качества природной среды считают …

а) ДНК б) АТФ в) РНК г) ПДК

Выберите один правильный ответ из четырёх возможных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным

ШИФР   заполните здесь ФАМИЛИЯ ИМЯ КЛАСС
             
        Заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачеркиваний
         
После обширных верховых лесных пожаров в хвойных лесах исходные экосистемы …
а через 1-2 года частично восстановятся - появится прежний травяно-кустарниковый ярус
б не восстановятся, но через 10 лет появятся заросли сосны и ели
в полностью восстановятся через 20-30 лет
г восстановятся в виде, схожем с первоначальным, примерно через 100 лет
   
ответ   выберите и обоснуйте правильный ответ (за границы бланка не выходить!)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                     
ШИФР   заполните здесь ФАМИЛИЯ ИМЯ КЛАСС
             
        Заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачеркиваний
         
Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного происхождения, называются …
а памятники природы
б заповедники
в национальные парки
г курорты
   
ответ   выберите и обоснуйте правильный ответ (за границы бланка не выходить!)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                     
ШИФР   заполните здесь ФАМИЛИЯ ИМЯ КЛАСС
             
        Заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачеркиваний
         
В ряде стран (Канада, Норвегия, США) в настоящее время обнаружены тысячи безжизненных озер, причинами их деградации являются …
а кислотные осадки
б озоновые дыры
в лесные пожары
г пыльные бури
   
ответ   Выберите и обоснуйте правильный ответ (за границы бланка не выходить!)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                     

ШИФР   заполните здесь ФАМИЛИЯ ИМЯ КЛАСС
             
        Заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачеркиваний
         
Почвы агроэкосистем наиболее подвержены химическому загрязнению, основными загрязнителями которых являются …
а фреоны
б энзимы
в диоксины
г пестициды
  Обоснуйте неверные ответы
ответ   Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте неверные ответы (за границы бланка не выходить!)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                     
ШИФР   заполните здесь ФАМИЛИЯ ИМЯ КЛАСС
             
        Заполняйте бланк аккуратно и разборчиво, без помарок и зачеркиваний
         
Экологически чистые ресурсы для получения электроэнергии НЕ используются в ___________ электростанциях.
а солнечных
б ветровых
в атомных
г приливных
  Обоснуйте неверные ответы
ответ   Выберите и обоснуйте правильный ответ, обоснуйте неверные ответы (за границы бланка не выходить!)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                     

Наши рекомендации