Тематика контрольных работ. Тематика контрольных работ, предложенных студентам заочной формы обучения для самостоятельной подготовки

Тематика контрольных работ, предложенных студентам заочной формы обучения для самостоятельной подготовки, определяется разделами рабочей программы по данному курсу, темы которой должен изучить студент:

Тема 1. Структура и содержание дисциплины. Методы социальной экологии.

Тема 2. Взаимодействие человеческого общества и окружающей среды: основные проблемы социальной экологии. Понятие и причины экологического кризиса. Законы социальной экологии.

Тема 3. История возникновения и развития социальной экологии от античности до конца XIX века

Общественная мысль и социальная экология XX века. Римский клуб.

Тема 4. Инвайронментальная социология: направления, содержание, представители. Роль В.И. Вернадского в формировании понятий о биосфере и ноосфере, ноосферные теории Т.де Шардена, Леруа, Ферсмана.

Тема 5. Основные понятия и элементы окружающей среды. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Конференция ООН по окружающей среде и развитию

Тема 6. Нормативное обеспечение охраны окружающей среды на территории РФ, стран запада и востока

Тема 7. Экологическая политика. Инструменты, их сущность.

Тема 8. Экокультура, экосознание.

Тема 9. Общие понятия экологии человека. Экология жизненной среды.

Темы и примерное содержание контрольных работ

Тема 1. Качество жизни населения и окружающая природная среда.

Раскрыть категории качества жизни, окружающей природной среды. Показать взаимосвязь основных индикаторов качества жизни и состояния окружающей среды с привлечением данных исследований отечественных и зарубежных социологов.

Тема 2. Проблемы экологического образования в России.

Рассмотреть поэтапно структуры института образования, показать место, роль, потенциал образования в формировании экологического сознания, навыков экологического поведения.

Тема 3. Новые формы негативного влияния окружающей среды на здоровье человека.

Описать технические и технологические инновации конца 20 - начала 21 века. Рассмотреть имевшие место и/или потенциальные негативные последствия их влияния на окружающую среду и здоровье человека.

Тема 4. Экологические движения в России и за рубежом.

Проведите сравнительный анализ деятельности основных экологических движений, имеющих место в России и за рубежом. Сопоставить цели, задачи, формы воздействия и их эффективность. Объяснить причины эффективности/неэффективности тех или иных мероприятий.

Тема 5. Экологическая политика и ее значение при формировании единой национальной политики.

Кратко описать специализированные правовые документы, на основании которых осуществляется экологическая политика в России. Показать, как связаны положения экологического законодательства с положениями Конституции, Гражданского, Лесного, Воздушного и др. кодексов Российской Федерации.

Тема 6. Окружающая среда и образ жизни человека.

Проанализировать категории «окружающая среда» и «образ жизни» с позиций теоретического анализа социологической литературы. Выявить основные индикаторы влияния/взаимовлияния окружающей среды и образа жизни человека.

Тема 7. Наука и экологические проблемы.

Проанализировать научные открытия конца 20-начала 21 века. Описать какие из них оказали негативное воздействие на экологию, а какие были направлены на решение экологических проблем. Оценить эффективность последних.

Тема 8. Социальная экология и экологическое право.

Описать специализированные нормативные документы, на которых основано экологическое право в России. Провести анализ имевших место судебных процессов, по прецедентам, связанным с его нарушениями.

Тема 9. Экологический кризис – возможности его преодоления.

Перечислить признаки экологического кризиса. Определить, какие из них имеют национальное, а какие – мировое значение. Какие причины экологического кризиса и соответствующие пути преодоления чаще фигурируют в отечественных СМИ.

Тема 10. Исследование проблем социальной экологии в мире.

Опишите основные международные системы экологического мониторинга. Принципы деятельности, ресурсную базу: технико-технологические, финансовые аспекты. Приведите примеры конкретных проектов последнего десятилетия.

Тема 11. Глобальные социально-экологические проблемы и пути их решения.

Рассмотрите основные глобальные социально-экологические проблемы в трактовке Н.Ф. Реймерса. Проанализируйте доклады Римскому клубу (порядка 5-8). Сопоставьте проблемы, поднятые Н.Ф.Реймерсом и пути решения, предлагаемые исследователями – членами Римского клуба.

Тема 12. Экологические проблемы – источник международного сотрудничества.

Проанализируйте экологические катастрофы конца 20 - начала 21 века, их географию, причины, масштабы, последствия. Какие страны принимали участие в ликвидации, оказывали техническую и гуманитарную помощь.

Тема 13. Социально-экологические проблемы урбанизации.

Опишите понятие урбанизации, основные экологические проблемы, связанные с развитием города. Покажите роль и влияние урбанизации на эволюцию социально-экологических проблем в исторической ретроспективе.

Тема 14. Человек как биосоциальный вид.

Раскройте понятие биосоциального. Проанализируйте основные биологические и социальные поведенческие характеристики человека. Какие из них оказывают позитивное, а какие негативное влияние на экологию.

Тема 15. Перспективы устойчивого развития общества и природы.

Опишите основные положения концепции устойчивого развития. Рассмотрите понятие и основные объективные показатели качества жизни. Поясните роль устойчивого развития общества в обеспечении качества жизни человека.

Тема 16. Здоровье человека как национальный ресурс.

Рассмотрите понятие «здоровье» в трактовке классиков социологии (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, М.Фуко) и современных исследователей (И.Иллич, И.Назарова, Н.Л.Русинова). Посредством анализа периодических изданий объясните почему здоровье является национальным ресурсом.

Тема 17. Социальное значение экологических ресурсов Северо-Западного региона России.

Опишите основные экологические ресурсы Северо-Западного региона России. Проанализируйте, какие из них имеют социальное значение, в первую очередь для уязвимых категорий, в чем оно заключается.

Тема 18. Экономические аспекты социальной экологии.

Проведите анализ статистики 2005-2010 годов: какие затраты осуществлялись правительством РФ в сфере экологии, какие были получены прибыли. Опишите динамику экономических изменений.

Тема 19. Взаимосвязь экологических и социальных проблем.

На основании периодических изданий опишите основные экологические и социальные проблемы современной России, покажите их взаимообусловленность и потенциальные способы разрешения.

Тема 20. Экологическая культура в сфере труда.

Рассмотрите понятие экологической культуры, компоненты, предпосылки формирования. Проанализируйте понятие труда, трудовой деятельности. Опишите элементы экологической культуры в трудовой деятельности в конкретной сфере.

Содержание и методические рекомендации по выполнению контрольной работы

Выполнение контрольной работы по пройденному курсу является элементом контроля полученных знаний при сдаче зачета, а также способности студентов применять их на практике в последующей профессиональной деятельности.

Работа оценивается преподавателем, который обучал студента по предмету на протяжении семестра.

Контрольная работа должна быть разработана в течение прохождения курса «Социальная экология» и представлена преподавателю за десять дней до экзаменационной сессии.

Студенты заочной формы обучения выбирают тему контрольной работы самостоятельно в соответствии с тем списком, который предлагается настоящим изданием. В тех случаях, когда тема контрольной работы не соответствует рекомендуемому перечню, ее следует согласовать с преподавателем курса «Социальна экология». Контрольную работу необходимо писать по разным темам. Дублирование тематики желательно исключить.

При выполнении контрольной работы рекомендуется обратить особое внимание на формирование структуры самой работы. Первая часть контрольной работы должна содержать теоретический анализ, раскрывать логическую последовательность рассматриваемых вопросов (от общего к частному) и их четкое изложение. Вторая часть должна содержать полный и конкретный отчет по заданию соответствующего варианта.

Каждый раздел, по возможности, выделяется и сопровождается кратким выводом.

Направляемая на рецензирование работа должна быть датирована.

В случае незачета работы, ее необходимо выполнить повторно, исправив замечания рецензента.

Исправления следует выполнять на отдельных листах как приложение к работе.

Не исключается возможность повторного выполнения всей контрольной работы.

Новый вариант выполненной работы представляется на рецензирование вместе с первоначальным вариантом.

Подготовленная контрольная работа предполагает: самостоятельное раскрытие студентом выбранной темы; знание и владение материалом первоисточников, предлагаемых в разделе № 5 «Список литературы»; активное и уверенное использование там, где это необходимо, данных эмпирических исследований; умение анализировать и сочетать различные методы, принятые в социологии. Допускается привлечение материалов СМИ, научно-популярной и художественной литературы, если это обусловлено особенностями выбранной темы. Использование материалов сети «Интернет» возможно, но с обязательными ссылками на соответствующие порталы и сайты. Контрольная работа содержательно заимствованная из сети (из банка рефератов, контрольных и курсовых работ) безоговорочно будет аннулирована. Плагиат не допускается.

Очень важно использовать сравнительный подход в изложении историко-социологических взглядов различных авторов и формировать критический анализ теоретических представлений в классической социологии.

Для правильного и логического изложения текста необходимо составить план работы.

При составлении плана главное внимание необходимо уделять центральным вопросам темы и вышеизложенным требованиям. В связи с этим в план целесообразно включить примерно 3-4 основных вопросов по излагаемой проблематике.

Оформление работы. При оформлении контрольной работы следует соблюдать сложившиеся стандартные правила. В первую очередь оформляется титульный лист контрольной работы, который содержит:

- Название (полное) Министерство образования и науки РФ;

- Название (полное) СПбГУСЭ;

- Название кафедры «Социология»;

- Название (полное) контрольной работы;

- ФИО студента, выполнившего контрольную работу;

- Указание курса, номера группы, название специальности студента;

- ФИО, ученая степень, звание и должность преподавателя, проверяющего контрольную работу;

- Название города и год, когда работа была написана.

Титул представляет собой один лист формата А4.

Следующий лист состоит из оглавления,где указываются все основные разделы и страницы.

Структура контрольной работы включает, как правило, следующие разделы:

1. Оглавление.

2. Введение.

3. Теоретико-аналитическая часть.

4. Эмпирическая часть

5. Заключение.

6. Список используемой литературы.

7. Приложение.

Воглавлении обычно представляют развернутую структуру работы (разделы 2 и 7) с указанием страниц, с которых начинается рассмотрение соответствующих разделов, глав, параграфов (например, введение – 4).

В разделе теоретико-аналитическая часть студент формулирует название ключевых теоретических перспектив, подходов, которые господствуют в мировой социологии. Если студент предполагает ориентироваться на какой-то конкретный подход, то об этом следует специально заявить или в тексте, или даже в оглавлении.

В разделе заключениенеобходимо в краткой форме представить основные выводы и полученные результаты по теме контрольной работы. Студент может отметить вопросы, не получившие, по его мнению, удовлетворительного разрешения.

В разделе список использованной литературывключаются только те источники, которые непосредственно привлекались к подготовке контрольной работы. Обычно данный список состоит из 3-7 наименований источников. Литература должна быть не только учебной (учебники, словари, пособия), но и научной (монографии, сборники, материалы научных журналов – СОЦИС, «Экология человека», «Экология и право», «Экология и жизнь», «Экология урбанизированных территорий» и т.д.).

Раздел приложениене является обязательным. Его целесообразно заявлять, если в работе имеются подробные таблицы, графики, диаграммы, документы, анкеты, собственный инструментарий исследования и т.п. Данные материалы переносят из текста в приложение, последовательно нумеруют в правом верхнем углу. В оглавлении можно указать перечень приложений и их названия.

Студенты должны использовать только те источники, которые дают наглядную, конкретную и достоверную информацию.

Предполагается, что написание работы проводится после прочтения ряда источников, их освоения и переосмысления. То есть текст является результатом анализа и профессиональной рефлексии автора. Однако можно делать выписки из литературных источников, которые имеют следующий вид:

- конспект, т.е. краткое изложение прочитанного текста;

- цитата – дословное приведение исходного текста.

И в том, и в другом случае необходимо сделать ссылки на тот источник, откуда заимствован материал или отдельные данные и результаты. Библиографическая ссылка. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления ГОСТ Р 7.0.5-2008).

Ссылки могут быть внутри текста и постраничными. В первом случае, сразу после цитаты или приведенных данных ставятся квадратные скобки, в которых через запятую указывается номер источника в списке литературы, расположенного в конце контрольной работы и номер страницы, откуда взята цитата. (Например [1, 157], при условии, что фамилия автора начинается на букву «А» и в списке литературы источник значится под первым номером, а цитата взята со страницы №157). Во втором случае, в тексте ставится только номер ссылки (последовательно через весь текст работы), а в конце страниц контрольной работы под горизонтальной чертой номер ссылки сопровождается соответствующими данными по литературному источнику (фамилия автора, название монографии или статьи, год и место издания, номер страницы, откуда взята цитата).

При использовании статистических материалов следует приводить не только абсолютные (числовые), но и относительные значения (доли).

Контрольная работа не может являться копией литературного источника. Списывание готовых рукописей или печатных работ недопустимо. Материалы, используемые в работе, необходимо компилировать. В противном случае текст может быть расценен как плагиат, а контрольная работа как неудовлетворительная.

Язык и стиль. При написании курсовой работы необходимо добиваться правильного и понятного построения отдельных фраз и текста в целом. Основные требования к языку работы – выразительность, простота, четкость формулировок, точность и лаконичность изложения.

Основные стилистические правила:

- пишут работу в научном стиле;

- не засоряйте язык пустыми словами и трафаретами выражений;

- исключайте общеизвестные истины:

- соблюдайте единообразие терминологии;

- не употребляйте неясных терминов;

- не употребляйте двусмысленных слов и выражений;

- полностью откажитесь от неоправданных повторов;

- избегайте употребления иностранных слов

Наиболее типичными недостатками при написании курсовых работ являются следующие: несамостоятельное выполнение работы, т.е. ее текст частично или полностью переписывается из учебных пособий, журналов, статей, Интернета; чрезмерная загруженность цитатами, примерами без достаточного анализа и выводов; отсутствие какой-либо составной части работы; несоответствие названия работы ее содержательной части; плохо отредактированный текст; неправильное оформление работы, когда в тексте не выделяются пункты плана, изложенный материал не подразделяется по вопросам, отсутствуют необходимые ссылки на источники или неправильное оформление ссылок, не нумеруются страницы.

Распространенным недостатком контрольных работ является их описательность, когда студент в своей курсовой работе ограничивается изложением социальных фактов, процессов и явлений, их описанием, но не делает на их основании соответствующих собственных обобщений и выводов. А именно в этом состоит главная задача контрольной работы.

Текст контрольной работы, как правило, представляют на бумаге формата А4, через 1,5 интервал, 14 кегль.

Подготовленная контрольная работа представляется в деканат (на кафедру) для регистрации не позднее, чем за один месяц до начала зачетно- экзаменационной сессии.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Первоисточники (основная литература):

1. Маринченко А. В. Экология : учеб. Пособие / А. В. Маринченко. – М. : Дашков и К, 2006.

2. Мовчан В. Н. Экология человека : учеб. Пособие / В. Н. Мовчан. – СПб. : СПбГУ, 2004.

3. Пивоваров Ю. П. Гигиена и основы экологии человека : учебник / Ю. П. Пивоваров, В. В. Королик Л. С. Зиневич ; Под ред. Ю. П. Пивоварова. – М. : Академия, 2004.

4. Хотунцев Ю. Л. Экология и экологическая безопасность : учеб. Пособие / Ю. Л. Хотунцев. – 2-е изд., перераб. – М. : Академия, 2004.

5. Экономика окружающей среды и природных ресурсов. Вводный курс : учеб. Пособие / под ред. А. А. Голуба, Г. В. Сафонова. – М. : ГУ ВШЭ, 2003.

6. Волков, Ю. Г. Социология : учеб. / Ю. Г. Волков; под ред. В. И. Добренькова. 4-е изд. – М. : Дашков и К, 2010.

7. Бородкин, Ф. М. Социальные индикаторы : учеб. / Ф. М. Бородкин, С. А. Айвазян. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Дополнительная литература

1. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование: Курс лекций. — М., 2001.

2. Зеленов, Л. А. Социология города : учеб. пособие / Л. А. Зеленов. – М. : ИНФРА-М, 2000.

3. Закон РФ «Об экологической экспертизе»

4. Игнатьева И.А. Цели и задачи экологического законодательства//Государство и право. – 2002. - №7. – с.80

5. Конституция РФ

6. Кравченко, А. И. Социология: учебник / А. И. Кравченко. – М. : Академический проект, 2005.

7. Сосунова И.А. Социальная экология. М., 1996

8. Тощенко, Ж. Т. Социология. Общий курс : учеб. пособие / Ж. Т. Тощенко. – М. : ИНФРА-М, 2001.

9. Экологический менеджмент. Под ред. Н.В.Пахомова, А.Эндерс, К.Рихтер. – СПб.: Питер, 2003.

10. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. Сотавители Н.Д.Эришвили, Ю.В.Трунцевский и др. Под общ. Релд. В.В.Гучкова. – М.:Юнити-Дана, 2000г.

11. ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

Наши рекомендации