Система и компетенция органов управления природопользованием и охраной окружающей среды
Как и функции управления, органы управления природопользованием и охраной окружающей среды подразделяются на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.
К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, Правительство, местные советы депутатов и исполнительные и распорядительные органы.
Президент Республики Беларусь обладает следующими полномочиями:
- подписывает международные договоры, законы в области природопользования и охраны окружающей среды,
- издает декреты и указы в области охраны окружающей среды и природопользования, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь;
- в случае стихийного бедствия или экологической катастрофы вводит на территории РБ чрезвычайное положение.
Парламент – Национальное собрание РБ является представительным и законодательным органом Республики Беларусь. Он выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:
- определяет государственную экологическую политику;
- осуществляет межправительственное сотрудничество в области охраны окружающей среды;
- принимает законы в области охраны окружающей среды.
- рассматривает и утверждает государственные экологические программы
Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления - выполняет следующие функции в области охраны окружающей среды:
- осуществляет реализацию определенной Парламентом и Президентом Республики Беларусь экологической политики и экологических программ;
- создает внебюджетные фонды охраны природы;
- координирует деятельность министерств государственных комитетов, других органов, занимающихся охраной окружающей среды;
- утверждает лимиты добычи и использования природных ресурсов, лимиты сбросов, выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;
- определяет порядок ведения учета природных ресурсов;
- утверждает перечень особо ценных природных ресурсов и объектов окружающей среды;
Местные исполнительные и распорядительные органы и местные советы депутатов – осуществляют функции аналогичные функциям Высших органов власти и управления (Национального собрания, Правительства) на местном уровне и в отношении объектов коммунальной собственности.
Однако к исключительной компетенции местных Советов депутатов относятся:
- утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
- установление местных налогов и сборов;
- организация планирования охраны окружающей среды, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ;
- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений и организаций.
Органы специальной компетенции:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:
1. Организует разработку территориальных комплексных схем охраны окружающей среды и рац. использования природных ресурсов.
2. Проводит государственную экологическую экспертизу.
3. Организует национальную систему мониторинга окружающей среды, учет и оценку природных ресурсов, ведет кадастры водных ресурсов, недр, земель, атмосферного воздуха, животного и растительного мира, отходов, торфяного фонда;
4. формирует республиканский банк данных о состоянии окружающей среды.
5. Ведет Красную книгу РБ,
6. Осуществляет лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду (см. предыдущую тему Лицензирование природопользования).
На Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусьвозлагается управление по охране и использованию животного мира и рыбных запасов государства, регулированию рыболовства в рыбохозяйственных водоемах, лицензирования промышленной добычи рыбы и водных беспозвоночных.
Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС)осуществляет функции пожарной охраны, гражданской обороны, аварийно-спасательной службы. В области охраны окружающей среды МЧС осуществляет:
1. Предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных промышленными авариями, катастрофами стихийными бедствиями, ликвидацию их последствий;
2. обеспечение государственных органов и населения Республики Беларусь информацией о фактических и ожидаемых изменениях гидрометеорологических условий и состоянии загрязнения природной среды.
3. Защиту населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, управление территориями, подвергшимися радиоактивному загрязнению, организацию надзора за охраной и использованием территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению,
Комитет лесного хозяйства при Совете Министров Республики Беларусь. На него возложены следующие задачи:
1. Государственное регулирование деятельности в области лесного хозяйства.
2. Повышение продуктивности леса, создание и выращивание лесных насаждений.
3. учет и изучение лесного фонда.
4. осуществление мероприятий по охране и защите лесов: Министерство здравоохранения Республики Беларусьв области охраны окружающей среды осуществляет следующие задачи:
1. Обеспечение развития здравоохранения населения.
2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучии населения.
3. Утверждает санитарно-гигиенические нормы и правила, применяемые на предприятиях торговли, производства продуктов питании, в парфюмерно-косметическая промышленности т.п.,
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусьв области охраны окружающей среды:
1. Осуществляет руководство сельскохозяйственным производством, сельскохозяйственными предприятиями, занимающимися производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственного сырья и обслуживанием сельского хозяйства.
2. Обеспечивает рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных во владение, пользование юридическим лицам, находящимся в ведении Министерства.