Государственное управление охраной окружающей природной среды: система государственных органов, их компетенция

Экологическое управление — совокупность общественных отношений, возникающих между управляющим субъектом и управляемым субъектом по поводу соблюдения экологического законодательства, обязательных экологических требований. В качестве управляющих субъектов в экологическом управлении могут выступать Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении экологического управления на предприятии.Система органов управления окружающей средой представляет собой совокупность организационных форм (организаций, учреждений, органов), однородных по своим задачам, наделенных конкретной компетенцией, занимающих определенное место и имеющих связи в политической системе, направляющих свои усилия на осуществление основных управленческих функций. Она строится из двух основных подсистем - общего и специального управления.
Органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, делятся по своему статусу на общие и специальные, по масштабам деятельности - на федеральные и территориальные (субъектов РФ.К органам общего управления относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления (муниципальные образования). Деятельность Президента и Правительства в сфере экологического управления сосредоточена в первую очередь на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования и т.д.
Специальная подсистема органов экологического управления имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ на осуществление экологического управления.
В свое время В. В. Петров предложил разделять эти органы на три группы по объему и характеру предоставленной им специальной компетенции: на комплексные, отраслевые и функциональные. После всех преобразований системы экологического управления в стране, создания одних и ликвидации других структур, перераспределения между ними задач и полномочий, изменения названий, порядка образования, подчинения и т. д. эта классификация В. В. Петрова представляет фактически лишь исторический интерес.Поэтому опишем систему специальных органов экологического управления, существующую на сегодняшний день, взяв за классификационный критерий формальный статус органа исполнительной власти по Указам Президента от 9 марта и 20 мая 2004 г.
I. Министерства:• Министерство природных ресурсов РФ;• Министерство сельского хозяйства РФ;• Министерство здравоохранения и социального развития РФ;• Министерство экономического развития и торговли РФ;• Министерство промышленности и энергетики РФ;• Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;• Министерство внутренних дел РФ.
II. Федеральные службы;- Федеральная служба России по надзору в сфере природопользования;• Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;• Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;• Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;• Федеральная таможенная служба;• Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;• Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;• Федеральная служба безопасности РФ;• Федеральная служба государственной статистики.
III. Федеральные агентства• Федеральное агентство водных ресурсов;• Федеральное агентство лесного хозяйства;• Федеральное агентство по недропользованию;• Федеральное агентство по атомной энергии;• Федеральное агентство по промышленности;• Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;• Федеральное агентство по рыболовству;• Федеральное агентство по сельскому хозяйству;• Федеральное агентство геодезии и картографии;• Федеральное космическое агентство;
- Федеральное агентство по техническому регулированию и метро
логии.. Государственное экологическое управление характеризуется функциями и компетенцией органов государственной власти. Среди функций государственного управления в области охраны окружающей среды выделяют следующие:• экологическое планирование;• государственную экологическую экспертизу;• государственный экологический контроль;
• государственный экологический мониторинг;• экологическое нормирование;• лицензирование в области охраны окружающей среды;
• экологическое образование и воспитание;• экономическое регулирование в области охраны окружающей среды;• государственный учет источников негативного воздействия на окружающую среду;— сертификацию в области охраны окружающей среды.






28.Экологическое нормирование и стандартизацияЭкологические стандарты и нормативы — это юридически значимые нормативно обоснованные показатели, характеризующие состояние природной среды и пределы допустимого воздействия на окружающую среду.Стандарты представляют собой требования, характеризующие качество определенных видов товаров, продукции, работ и услуг, а также единые требования к осуществлению природоохранных мероприятий.
Выделяют два вида требований:1) обязательные, выраженные в технических регламентах;2) добровольные, отраженные в стандартах.
В соответствии с функциональным назначением экологические стандарты подразделяются на три основные группы:1) стандарты охраны природной среды;2) стандарты охраны отдельных видов природных объектов;
3) стандарты экологической безопасности продукции и товаров для жизни и здоровья человека.Согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ или услуг. При этом в качестве целей стандартизации ст.11 названного закона определяет:• повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;• повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.В соответствии со ст.29 Закона об охране окружающей среды государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды устанавливаются:• требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;• ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду;• порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.
Здесь же закрепляется, что в государственных стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и иную продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции, в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления, должны учитываться требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды.
Согласно закону разработка нормативов включает в себя: проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов; проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в установленном порядке; установление оснований разработки или пересмотра нормативов; осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов; формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов; оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов.
Стандарты охраны отдельных видов природных объектов и природной среды в целом предусматривают виды природоохранных мероприятий, которые обязан осуществлять природопользователь.Различают два вида нормирования: санитарно-гигиеническое и экологическое.
Санитарно-гигиеническое нормирование отражает нормативы приемлемых для человека условий среды и не допускает никакого ущерба даже отдельному организму (человеку). Экологическое нормирование предполагает учет так называемой нагрузки на экосистему и подразумевает определение экологически обоснованных норм допустимой нагрузки загрязняющих веществ. Допустимой считается такая нагрузка, при которой отклонение системы от нормального состояния не превышает естественных изменений, Основной величиной экологического нормирования содержания При определении вредного воздействия зачастую используется понятие В зависимости от объекта нормирования экологические нормативы подразделяются на две группы:1) нормативы качества природной среды;2) нормативы воздействия на окружающую среду
Нормативы качества выполняют функцию критериев оценки состояния окружающей среды, а также экологической обоснованности хозяйственных решений и проектов.



29.Государственный экологический надзор: понятие, объекты, организационные основы.
Под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом «Об охране окружающей среды», другими федеральными законами.
Эта деятельность осуществляется посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный экологический надзор включает в себя:
- государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;- государственный земельный надзор;- государственный надзор в области обращения с отходами;- государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха;- государственный надзор в области охраны водных объектов;- государственный экологический надзор на континентальном шельфе Российской Федерации;- государственный экологический надзор во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;- государственный экологический надзор в исключительной экономической зоне Российской Федерации;- государственный экологический надзор в области охраны озера Байкал;- федеральный государственный лесной надзор;- федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;- федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;- федеральный государственный охотничий надзор;
- государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор.
Государственный экологический надзор организуется и осуществляется с учетом категорий объектов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и с учетом перечня нарушений законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, представляющих угрозу причинения вреда окружающей среде.
Критерии и (или) показатели негативного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Должностные лица органов государственного надзора, являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Они имеют право:
запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

30.Экологический контроль виды и формы контроля.
Экологический контроль — это комплекс мероприятий, включающих в себя наблюдение за состоянием окружающей природной среды, информирование населения о состоянии и факторах, влияющих на природную среду, проверку соблюдения экологического законодательства природопользователями и привлечение виновных лиц к административной ответственности.
В зависимости от субъектного состава отношений в сфере экологического контроля выделяют следующие виды экологического контроля:1) государственный экологический контроль;2) производственный экологический контроль;3) Ведомственный экологический контроль;4) общественный экологический контроль.
Государственный экологический контроль осуществляется: а) от имени государства; б) специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; в) носит вне- и надведомственный характер; г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления; д) сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.). Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: а) общественные слушания; б) референдумы; в) общественная экологическая экспертиза; г) обращения в средства массовой информации; д) направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суды.
По первому основанию формы контроля классифицированы на две группы:
1) превентивный экологический контроль;
2) инспекционный экологический контроль.
Превентивный контроль, направленный на предупреждение экологических правонарушений, включает такие мероприятия, как экологический мониторинг, оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, экологическая экспертиза.
Инспекционный контроль состоит в проведении проверок соблюдения экологического законодательства природопользователями и привлечении виновных в совершении правонарушений лиц к юридической ответственности.
По второму критерию формы контроля также делятся на две группы — информационные и юрисдикционные формы.
К информационным формам контроля относятся экологический мониторинг, государственный учет, экологическая и радиационно-гигиеническая паспортизация предприятий и.
К юрисдикционным относятся такие формы контроля, как оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, государственная экологическая экспертиза, декларирование безопасности промышленных объектов, применение административной ответственности, постановка вопроса о привлечении к уголовной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия.

31.Государственная экологическая экспертиза: принципы и порядок проведения.
Функция проведения государственной экологической экспертизы возложена на Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и Федеральную службу экологического, технологического и атомного надзора, которые поручают проведение экспертизы проектным, научно-исследовательским учреждениям либо специально созданной экспертной комиссии.Все виды градостроительной документации, проекты строительства и реконструкции зданий и иных объектов хозяйственной деятельности требуют обязательного проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с положениями специального федерального закона. Сводное заключение по результатам проведения государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации содержит совокупную оценку экономической целесообразности и технической возможности реализации проектных решений с учетом требований экологической и промышленной безопасности, а также соответствия архитектурно-планировочных и инженерно-технических решений технологическим требованиям, требованиям конструктивной надежности и безопасности. Государственная экологическая экспертиза в соответствии со ст. 3 Закона РФ «Об экологической экспертизе» основывается на следующих принципах:• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности;• научной обоснованности и законности ее выводов;• независимости в организации и проведении экспертизы, ее вневедомственное™;• гласности и участия общественности в проведении экспертизы;• комплексной оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;• обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;• достоверности и полноты информации, представляемой на экспертизу;• ответственности всех участников экологической экспертизы за проведение и качество экологической экспертизы.
Объектом экологической экспертизы является весь комплекс документов и фактических данных, характеризующих проект хозяйственной деятельности.
Законодательством закреплены обязательные требования к процедуре ведения государственной экологической экспертизы, а именно:• соблюдение предварительного этапа экологической экспертизы;• на предварительном этапе должны быть проведены следующие мероприятия:
а) согласование проекта хозяйственной деятельности с федеральными органами природоохранного контроля и органами местного самоуправления,
б) обсуждение проекта с общественностью посредством проведения референдума, опроса и в других формах,в) ОВОС.
Невыполнение хотя бы одного из названных требований на стадии предварительного этапа является основанием для отмены заключения государственной экологической экспертизы.
Заключение государственной экологической экспертизы имеет межведомственный характер. Заключение государственной экологической экспертизы может быть положительным либо отрицательным.
Для осуществления контрольных функций информация о заключении государственной экологической экспертизы направляется государственным и муниципальным органам, осуществляющим экологический контроль. В случаях, определяемых специально уполномоченными государственными органами, информация направляется также в учреждение банка, осуществляющего финансирование реализации объекта экологической экспертизы.


Наши рекомендации