V. "Картахенский пакет" 2002 года: укрепление ЮНЕП
На Глобальном форуме по окружающей среде на уровне министров в 2002 году было принято решение о международном экологическом руководстве, которое часто называют "Картахенский пакет". Картахенский пакет призывает к:
а) укреплению роли, авторитета и финансового положения ЮНЕП;
b) укреплению научной базы ЮНЕП;
с) поддержке создания потенциала, передаче технологий и координации на страновом уровне;
d) ) улучшению координации и сотрудничества в рамках всей системы ООН.
VI. Балийский стратегический план 2005 года: создание потенциала и техническая поддержка
В феврале 2005 года Совет управляющих принял Балийский стратегический план по оказанию технической поддержки и созданию потенциала. Балийский стратегический план требует от ЮНЕП более гибкого реагирования на потребности стран.
ЮНЕП подготовила «Среднесрочную стратегию на 2010‑2013 годы», характеризующую следующий этап эволюции ЮНЕП, которая становится более эффективной и действенной, отвечающей ожиданиям правительств в плане реагирования на глобальные экологические вызовы и возможности. Среднесрочная стратегия основана на мандате ЮНЕП, который постоянно эволюционировал с момента создания ЮНЕП в 1972 году.
Стратегический курс, приведенный в Стратегии, дает четкий ориентир для программ работы ЮНЕП. ЮНЕП наметила для себя шесть основных направлений деятельности. В Стратегии определены средства, которые будут использоваться ЮНЕП для реализации намеченных целей, равно как и институциональные механизмы, которые будет необходимо создать для получения эффективных и действенных результатов. Выбор приоритетов диктовался научными знаниями, областями, в которых ЮНЕП обладает сравнительными преимуществами, мандатом ЮНЕП, приоритетами, озвученными на глобальных и региональных форумах.
Шестью сквозными тематическими приоритетами в английском алфавитном порядке являются:
a) изменение климата;
b) катастрофы и конфликты;
c) экосистемное управление;
d) экологическое руководство;
e) вредные вещества и опасные отходы;
f) эффективность использования ресурсов ‑ устойчивое потребление и производство.
Задание 4.Выписать из «Среднесрочной стратегии на 2010‑2013 годы» (табл. 1) планируемые решения по реализации каждой из позиций мандата на примерах различных направлений планируемой деятельности.
Положение мандата | Тематический приоритет Стратегии | Решение по реализации |
1. Анализ состояния окружающей среды в мире | Изменение климата | ……………………… |
С 1997 г. ЮНЕП публикует доклады "Глобальной экологической перспективы" (ГЕО), содержащие анализ взаимодействия общества и окружающей среды, обеспечивая координацию научных исследований, завершившихся подготовкой четырех докладов ГЕО в 1997, 1999, 2002 и 2007 годах.
В докладах предпринимается попытка отойти от традиционных схем оценки состояния окружающей среды, в центре которых находились ее ресурсы, а не проблемы, связанные с человеком. Для наглядности изложения материала в докладах ГЕО в качестве исходных пунктов оценки приняты отдельные компоненты окружающей среды. Постоянно подчеркивается комплексный характер экологических проблем, при необходимости совместно анализируются отдельные компоненты и воздействия. Описания и анализ даются в основном на глобальном и региональном уровнях, однако при необходимости проводится дифференциация и по субрегионам.
В докладе ГЕО-3 (2002) основное внимание уделено комплексной оценке тенденций изменения окружающей среды за тридцать лет, прошедших после Стокгольмской конференции 1972 года; он представляет собой краткое изложение соответствующих проблем и приурочен к Всемирному саммиту по устойчивому развитию в 2002 года в Йоханнесбурге (ЮАР).
Выпуск доклада ГЕО-4 в 2007 г. совпадает с двадцатой годовщиной издания доклада Всемирной комиссии по проблемам окружающей среды и развитию "Наше общее будущее" (1987), который использован в качестве базиса для оценки прогресса, достигнутого при решении важнейших проблем окружающей среды и развития человечества. В ГЕО-4 изложено следующее: обзор проблем окружающей среды; состояние и тенденции окружающей среды в период с 1987 по 2007 год; антропогенные факторы изменения окружающей среды; прогноз на будущее в рамках четырех вероятных сценариев; возможные варианты стратегий обеспечения устойчивости в будущем.
Таблица 1. Среднесрочная стратегия ЮНЕП на 2010‑2013 годы
Цели | Ожидаемые достижения | |
Изменение климата | Укрепление способности стран включать меры реагирования на изменение климата в процессы национального развития Показатель воздействия: количество стран, осуществляющих нормативные и политические реформы в ответ на изменение климата | · Растущее включение планирования мер по приспособлению к изменениям, финансирования и затратоэффективных превентивных действий в процессы национального развития на основе научных данных, комплексных оценок воздействия климата и местных климатических данных · Принятие странами обоснованных политических, технологических и инвестиционных решений, ведущих к сокращению выбросов парниковых газов и потенциальным попутным выгодам с упором на чистые и возобновляемые источники энергии, энергоэффективность и энергосбережение · Внедрение усовершенствованных технологий и постепенный отказ от использования устаревших технологий при финансировании из частных и государственных источников, включая Механизм чистого развития · Растущее связывание углерода благодаря улучшению землепользования, уменьшению темпов обезлесения и деградации земель · Предоставление директивному руководству и переговорщикам на страновом уровне, гражданскому обществу и частному сектору доступа к соответствующим научным знаниям и информации по вопросам изменения климата, необходимым для принятия решений |
Катастрофы и конфликты | Сведение к минимуму экологических угроз для благосостояния людей в результате экологических причин и последствий конфликтов и катастроф Показатель воздействия: рост общегодовых природоохранных инвестиций в деятельность по противодействию катастрофам и конфликтам со стороны Организации Объединенных Наций и партнеров по развитию | · Проведение государствами деятельности по рациональному природопользованию, которая способствует уменьшению риска катастроф и предотвращению конфликтов · Смягчение острых экологических рисков, порождаемых конфликтами и катастрофами · Осуществление такого процесса посткризисной оценки и восстановления, который способствует улучшению природопользования и устойчивому использованию природных ресурсов |
Экосистемное управление | Использование странами экосистемного подхода для повышения уровня благосостояния людей Показатель воздействия: увеличение доли природоохранного бюджета, ассигнуемой на экосистемное управление | · Растущее включение странами и регионами экосистемного управления в процессы развития и планирования · Обретение странами и регионами потенциала пользоваться инструментами экосистемного управления · Начало внесения странами и регионами корректив в свои экологические программы и финансирование для решения проблем ухудшения качества отдельных первоочередных экосистемных услуг |
Экологическое руководство | Укрепление экологического руководства на страновом, региональном и глобальном уровнях для решения согласованных первоочередных задач в области окружающей среды Показатель воздействия: увеличение доли государственного бюджета, ассигнуемой на окружающую среду; количество принятых правительством юридических и институциональных основ, направленных на расширение полномочий в области охраны окружающей среды | · Растущая слаженность действий системы Организации Объединенных Наций в международных процессах принятия решений, связанных с окружающей средой, в том числе в рамках многосторонних природоохранных соглашений · Растущее осуществление государствами своих природоохранных обязательств и достижение их первоочередных задач, целей и показателей в области охраны окружающей среды путем укрепления законодательства и институтов · Все более широкий учет соображений экологической устойчивости в национальных процессах в области развития и в общих процессах странового программирования Организации Объединенных Наций · Предоставление национальным и международным заинтересованным субъектам доступа к обоснованным научным и политическим рекомендациям, необходимым для принятия решений |
Вредные вещества и опасные отходы | Сведение к минимуму воздействия вредных веществ и опасных отходов на окружающую среду и человека Показатель воздействия: растущее соблюдение международных режимов регулирования химических веществ и опасных отходов; количество вредных химических веществ, производство и применение которых было ограничено | · Расширение потенциала и финансовой базы государств и других заинтересованных субъектов в области оценки, регулирования и сокращения рисков для здоровья людей и окружающей среды, порождаемых химическими веществами и опасными отходами · Предоставление государствам и другим заинтересованным субъектам последовательных международных политических и технических рекомендаций для регулирования вредных химических веществ и опасных отходов на более обоснованной с точки зрения охраны окружающей среды основе, в том числе путем использования более эффективных технологий и наилучших видов практики · Разработка надлежащей политики и систем контроля за вредными веществами, вызывающими глобальную озабоченность, в соответствии с международными обязательствами государств |
Эффективность использования ресурсов | Осуществление добычи, переработки и потребления природных ресурсов на более экологически устойчивой основе Показатель воздействия: количество правительств, осуществляющих политические реформы; количество инициатив частного сектора, способствующих более эффективному и менее загрязняющему окружающую среду использованию природных ресурсов | · Увеличение эффективности использования ресурсов и сокращение загрязнения по отношению к жизненному циклу продукции и цепочкам снабжения · Увеличение инвестиций в эффективные, чистые и безопасные методы промышленного производства путем проведения государственной политики и деятельности частного сектора · Выбор потребителями более эффективной с точки зрения использования ресурсов и экологически дружественной продукции |