Методические рекомендации по изучению дисциплины
Экологические аспекты в образовании становятся все более актуальными. Ни один вид хозяйственной деятельности человека не обходится без вмешательства в окружающий нас мир. На современном этапе развития человеческого общества невозможно обойтись без разнообразных видов ресурсов. Все это диктует необходимость привлечь пристальное внимание к возникающим экологическим проблемам, к путям выхода из складывающейся неблагоприятной ситуации как для природы, так и для населения планеты.
Данный курс поможет вам разобраться во многих аспектах рационального природопользования. Познакомит с особенностями взаимодействия природы и общества, природоресурсным потенциалом. Вы будете знать экологическое законодательство Российской Федерации, государственные органы охраны окружающей природной среды. Будете иметь представление о концепции устойчивого развития, в результате исполнения которой мы, возможно, добьемся полной гармонии между Обществом и Природой.
Для качественного усвоения материала по данной дисциплине вам необходимо использовать несколько источников информации по каждой теме: конспекты лекций, подготовленные вами ответы на вопросы семинарских занятий, учебники из списка рекомендованной литературы, официальные публикации федеральных законов.
Обязательно готовьтесь к семинарским занятиям. Вопросы, предложенные вам на рассмотрение, углубляют ваши знания полученные на лекции. Если в процессе подготовки возникают сложности, то обязательно обратитесь к преподавателю за консультацией.
При изучении федеральных законов обращайте большее внимание на те разделы и статьи, в которых имеется информация по рассматриваемому вопросу. Старайтесь при подготовке к семинарскому занятию использовать весь изученный вами материал.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Другая, не менее важная форма обучения – самостоятельная работа студента. Этот вид работы необходим в связи с повышением качества усвоения материала, полученного в ходе лекции. Самостоятельная работа учитывает индивидуализацию усвоения материала, глубину его изучения, предусматривает различные подходы в усвоении темы: работу со словарями, справочниками, энциклопедиями, нормативными правовыми актами, дополнительной учебной литературой по данной тематике; конспектирование; составление схем, планов.
Перед началом работы над изучением определенной темы прочитайте лекцию по данной тематике. Затем поработайте с учебником, сделайте необходимые лично для вас записи: составьте план, таблицу, выпишите сложные и новые понятия с определениями, сделайте конспект и т.д.
Во многих темах курса необходимо для успешного усвоения материала изучить нормативные правовые документы. Возможность для изучения этих документов вам предоставит Интернет – на сегодняшний день самый массовый и оперативный источник информации. Познакомьтесь с документом в целом, выберите нужную вам информацию по теме, согласуйте ее с уже изученным материалом.
Экологическое мировоззрение, которое вы приобретаете изучая дисциплины этого профиля, пригодится вам в дальнейшей профессиональной деятельности. Экологический аспект образования является необходимым для современного специалиста, т.к. является жизненно важным.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: офиц.текст (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).
Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (утверждена Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14 июля 1992 г.).
Федеральный закон «Об охране окружающей среды», № 7-ФЗ, от 10 января 2002 года.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»,
№ 33-ФЗ, от 14 марта 1995 года.
Федеральный закон «Об экологической экспертизе», № 174-ФЗ, от 23 ноября 1995 года.
Экологическая доктрина Российской Федерации. Август 2002 года.
Основная
Арустамов Э.А., Левакова И.В. и др. Экологические основы природопользования. Москва, «Дашков и К», 2007.
Колесников С.И. Экологические основы природопользования. Москва, Академцентр, 2008.
Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.
Дополнительная
Воронков Н.А. Основы общей экологии. Москва, «Агар», 1997.
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов – на - Дону, «Феникс», 2004.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Москва, АО МДС, Юнисам, 1995.
Новиков Ю.В. Природа и человек. Москва, Просвещение, 1991.
Хабарова Е.И., Панова С.А. Экология в таблицах. Москва, «Дрофа», 2001.
Хван Т.А., Хван П.А. Основы экологии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005.