Физкультминутка для глаз (слайд №3-4)
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, попробуйте отгадать загадки:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (Вода.)
Учитель: Да, действительно, сегодня мы продолжаем разговор по теме, очень волнующей всё человечество. Приступаем к работе. Сегодня вы не просто школьники, вы – юные экологи. А кто такие экологи? Ученик: Экологи – это те, кто любят и берегут свою Землю, природу. А Земля наш общий дом.
Учитель: На Земле много «больных мест». И всюду, где люди не думают о последствиях, природа сама напоминает одно из главных правил экологии:
«В природе всё взаимосвязано друг с другом.»
Учитель: На прошлых уроках мы многое узнали о воде. Сейчас каждый из вас возьмёт карточку с заданием, выбрав для себя уровень сложности.
Индивидуальные задания ( карточки с заданием)
Карточка 1
1. Лёд и снег – это вода…
а) в твердом состоянии;
б) в жидком состоянии;
в) в газообразном состоянии.
2. Что происходит с водой при нагревании?
а) вода сжимается при нагревании;
б) вода расширяется при нагревании;
в) изменений с водой не происходит.
3. Ты вымыл пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б) вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили
по классу.
Карточка 2
А) Какую роль играет вода на Земле? ______________
(Вода греет, поит, кормит, моет Землю, добываетэлектрический ток, вода – это дорога, вода – это дом для рыб))
Б) Кроме Мирового океана, где есть ещё вода?
__________
(Вода входит в состав любого организма.)
Фронтальный опрос
- Давайте вспомним, что мы знаем о воде.
- В каких трех состояниях находится вода в природе?
Ребята в классе развешаны карточки .Слова необходимо наклеить на лист.
1-я группа соберёт слова - вода в жидком состоянии; (моря, реки, озера, ручейки, океаны, лужи)
2-я группа соберёт слова - вода в твёрдом состоянии; ( Лед, снег)
3-я группа соберёт слова - вода в газообразном состоянии; (Пар, туман)
Самоопределение к деятельности
Учитель: На земле воды очень много, вода покрывает большую часть планеты.
Возьмите карточку с изображением круга. Представьте, что это планета Земля. Разделите круг на 4 части. - Закрасьте голубым цветом столько частей, сколько по-вашему мнению будет занимать вода, а коричневым и зелёным, сколько занимает суша?
Покажите друг другу рисунки и сделайте вывод.
Вывод: Воды на Земле больше.
Учитель: (в руках глобус)
Мы до того привыкли называть планету Землёй, что не задумываемся: а не сделал ли ошибку тот, кто первым придумал это название? А задуматься – стоит. Юные экологи, выскажите своё мнение?
Эколог: Нашу планету правильней бы назвать не Землёй, а водой. Потому, что три части на планете воды, и только одна часть- суша.
Постановка проблемы
Учитель: Среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке. Воды только одного Тихого океана хватит для нужд человека на многие годы. Так ли это?
Эколог: Нет. В океанах и морях вода солёная. Человеку нужна пресная вода. Мы говорим воды много, и воды – мало. А почему мало? Назовите самое большое пресное озеро на территории нашей России?
Интересные факты о Байкале (слайд №1-2)
(Байкал — самое большое пресное озеро в России)
Испарения воды с поверхности Байкала незначительны, поэтому облака над озером образовываются крайне редко. В какое время года бы вы не приехали, практически всегда вы застанете чистое небо.
Физкультминутка для глаз (слайд №3-4)
Учитель: Ребята, на мой адрес электронной почты пришло сообщение. Прочитаем.(слайд № 5)
Текст: Помогите! Дорогие третьеклассники! Жители планеты Земля! Я обращаюсь к вам за помощью, я задыхаюсь, перенасыщаюсь кислотами и другими ядами от отходов. Помогите мне решить эту проблему.
Мировой океан.
- Что будем делать?
Эколог: постараемся разобраться, в чём проблема, будем искать выход из создавшегося положения, сделаем всё, что в наших силах. Постараемся помочь.
Учитель: Молодцы. Давайте вместе разберёмся в этой проблеме.
III. Прогнозирование плана работы на уроке. Сообщение темы и целей урока.
- Юные экологи, скажите, каким образом можно определить тему урока? (по оглавлению)
- Определите на какой странице находится тема?
- Откройте учебник на стр. 91 прочитайте тему урока: Почему воду надо беречь?
- О чём будем говорить на уроке? Какие проблемные вопросы поставим перед собой?
(Почему надо охранять и беречь воду? Что я смогу сделать?)
Девизом урока возьмём такие слова: «Будем беречь планету. Если не я, то кто же?»
Какую цель поставим перед собой?
- Обобщить знания о воде
- Познакомитьсяс мерами по охране воды
- Научитьсяэкономно её расходовать