Экологическое образование и воспитание
Мониторинг
– это система контроля, оценки и прогноза качества окружающей природной среды, включающая наблюдения за воздействием на нее человека.
Это процесс слежения, наблюдения элементов ОС в пространстве и времени.
Первое Межправительственное совещание по мониторингу было созвано в Найроби (Кения) в 1974 г. На нем обсуждались цели программы глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). В развитие мониторинга внесли вклад российские ученые Израэль Ю.А., Федоров В.Д.
Мониторинг подразделяется на санитарно-гигиенический, экологический и климатический.
Санитарно-гигиенический мониторинг - контроль за загрязнением окружающей среды и сопоставления ее качества с гигиеническими ПДК, разработанными для защиты здоровья населения.
Экологический мониторинг – для оценки и прогноза антропогенных изменений в экосистемах и ответной реакции биоты на эти изменения.
Климатический мониторинг – служба контроля и прогноза колебаний климатической системы. Охватывает ту часть биосферы, которая влияет на формирование климата: атмосферу, океан, ледяной покров.
Виды:
- глобальный (система слежения за состоянием и прогнозирование изменеий природных процессов), импактный (наблюдения за локальными и региональными антропогенными изменениями), базовый (система слежения за состоянием и прогнозирование изменений природных процессов);
- биоэкологический, геоэкологический, биосферный;
- химический (тяжелые металлы, пестициды);
- физический (радиация, электромагнитные излучения);
- биологический (микробиологическое загрязнение);
- геохимический, дистанционный, аэрокосмический.
Мониторинг атмосферного воздуха: сеть наблюдений включает 3 категории постов: станционарных, маршрутных, передвижных (подфакельный).
Структура системы мониторинга включает 4 основных блока: «Наблюдения», «Оценка фактического состояния», «Прогноз состояния», «Оценка прогнозируемого состояния».
Мониторинг должен включать: наблюдения за источниками и характером антропогенных воздействий: состоянием окружающей природной среды, отдельных экосистем и биосферы; получение данных о фоновом состоянии наблюдаемых объектов.
Физико-химические методы контроля за состоянием окружающей среды
1. Газовая хроматография.
Анализ смеси веществ в результате распределения компонентов м/у несмешивающимися фазами (подвижная – азот, Не, Ar, вод. пары, инертный газ, неподвижная или твердая фаза газо-адсорбционная и газожидкостная.
Неподвижная фаза: для газо-адсорбц. – силикагель, цеолиты, оксид Al; для газожидкостной – силиконовые эластомеры, карбованс; твердый носитель – хроматол. Разделение в хроматограф колонке.
2. Высокоэффективная жидкостная хроматография (ВЭЖХ) для ароматич. у/в, АК, ПАВ, пестицидов, лекарственных препаратов. Пористый носитель – силикагель подвижная фаза – метанол, ацетонитрил.
3. Тонкослойная хроматография (ТСХ) – тонкие пластинки, неподвижная фаза силикагель, оксид Al, ионообменные смолы.
4. Ионная хроматография.
5. Атомно-абсорбционный анализ.
6. Хроматомасс – спектрометрия
7. Полярография (вольтомперометрия)
Требования к растениям-индикаторам:
- воздействие загрязнения должны приводить к хорошо заметным реакциям;
- эффекты воздействия должны быть хорошо воспроизводимы при использовании растений генетически подобных популяций;
- эффекты воздействия должны характеризоваться специфичными симптомами, свойственными воздействию определенных веществ;
- растения должны быть чувствительны даже к низким концентрациям поллютантов;
- растения должны быть устойчивы к заболачиванию, болезням и другим неблагоприятным влияниям, не связанным с загрязнением.
Биомониторинг – качественная и количественная оценка качества окружающей среды с помощью живых организмов.
Биоиндикаторы – живые организмы, которые реагируют на вредные воздействия изменением реакции или накоплением вредных веществ в себе. Биоиндикаторы должны быть генетически единообразными, достаточно чувствительными, избирательно реагировать на вредные вещества. Методика работы с индикаторами должна быть стандартной, простой.
Организмы-показатели – это индикаторы условий местообитания в экосистеме: показатели рН, содержания тяжелых металлов в почве.
• Биотесты – применяют в лабораторных исследованиях, они избирательно реагируют на микроконцентрации вредных веществ изменением обмена веществ. Методики работы с ними стандартизованы и используются с целью установления степени токсичности воды или почвы.
• Растительные биомониторы:
• 1.Водоросли – биотесты для определения качества воды, установление остаточных количеств гербицидов.
• 2. Лишайники – биоиндикаторы содержания SO2, O3, HF, ТМ и пыли в воздухе. Определяется численность, видовой состав, степень покрытия.
• 3. Высшие растения – индикаторы загрязнения воздуха, показатели загрязнения почв , индикаторы содержания повышенных концентраций ТМ.
• Животные используются для пассивного мониторинга в качестве индикаторов аккумуляции ТМ, птицы накапливают в жировой ткани хлорированные углеводороды.
Экономика среды обитания
Экологический ущерб.
У = Уатм. α + Ув β + Узем γ + Унедрη - -------
Экономический ущерб от массы всех видов выбросов, поступающих в природную среду.
У = у× δ ׃ × М – предотвращенный экологический ущерб за загрязнение атмосферы.
У – переводной коэффициент
δ - показатель относительной опасности загрязнения территории: δ = 10 для курортов, заповедников; 8 – для зон отдыха.
ƒ – коэффициент, учитывающий рассеивание,
М – снижение приведенной массы выбросов в ОС, т/год.
Экологическое образование и воспитание
В законе «Об охране окружающей среды» сказано:
Статья 71. Всеобщность и комплексность экологического образования
В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
Статья 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях
1. В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
2. В соответствии с профилем образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, экологической безопасности и рациональному природопользованию.
Статья 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности
1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.
Статья 74. Экологическое просвещение
1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.