Формирование экологической культуры. экологическое сознание и экологическое образование

Экокультура - экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры, включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. Следовательно, можно сказать, что экологическая культура есть процесс жизнедеятельности, нормы и ценности общества, связанные с отношением к окружающей среде. В связи с этим становится ясно, почему экологической культуре сегодня уделяется особое внимание. Действительно, изменить отношение к окружающей среде можно лишь, изменив мировоззрение, ценности человека, его отношение, казалось бы, к простым повседневным вещам.

Управление в области экологической культуры – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию условий для формирования общественного экологического сознания через систему непрерывного экологического образования и просвещения координации деятельности юридических и физических лиц по развитию экологической культуры каждого человека и общества в целом.

Экологическое образование – непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей, их обязанностей и ответственности по отношению ко всему живому, а также получение специальных знаний и практических навыков по охране окружающей природной среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования эмоционально-нравственного, гуманного и бережного отношения человека к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Экологическое просвещение – распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды, природных ресурсов, экологической безопасности в целях формирования в обществе основ экологической культуры.

Экологическое сознание – сознание в отношении окружающей среды – охватывает наши представления, способы поведения, сферу деятельности, желания и ожидания, которые касаются окружающей природной среды.

Иметь экологическое сознание – значит осознавать ограниченность природы, интегральной частью которой является человек; необходимость отказа от доминирования человека над природой и необходимость установления динамического равновесия между природными системами и обществом; глобальный характер экологического кризиса и необходимость его решения; необходимость глобальной стратегии развития как предпосылки существования жизни.

Следовательно, длятого чтобы справиться с экологическими проблемами, общество должнорешить важную задачу – формирование экологического сознания населения.Она включает в себя целый комплекс мер экологического образования и воспитания по утверждению в общественном сознании в качестве доминирующих таких элементов, как экологическое научное сознание, экологическая этика, психология, правосознание.

Экологическоенаучное сознание включает в себя формирование научной картины мира, основывающейся на достижениях современной науки.

Важное значение в формировании экологического сознания принадлежит утверждениюэкологической этики, основанной на экологическом гуманизме, чувстве личной ответственности за состояние природной среды, которое возникает только при возрастании нравственного уровня человека.

Важным компонентом экологического сознания является иэкологическая психология. Суть ее можно коротко выразить таким образом: любовь к природе, ко всему живому как черта характера, или, как говорил Фромм, суть экологической психологии - биофилия. Под биофилией Фромм подразумевал стремление поддерживать рост и развитие независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения или социальной группы.

Однако в экологическое сознание все-таки следует включить иэкологическое правосознание, предполагающее осознание всеми гражданами юридической ответственности за нанесение вреда природе и юридическую защиту последней. И это, конечно, должно постоянно подтверждаться действенными юридическими мерами.

Законодательство Российской Федерации об экологической культуре основывается на Конституции Российской Федерации, законодательстве Российской Федерации об охране окружающей природной среды, образовании, особо охраняемых природных территориях, общественных объединениях, о безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, культуре, средствах массовой информации. Первое чтение прошел проект ФЗ «Об экологической культуре».

Основными принципами государственного регулирования в области экологической культуры являются:

· системность, комплексность и непрерывность экологического образования и просвещения;

· обязательность необходимой экологической подготовки руководящих и научных работников, специалистов, связанных с деятельностью, оказывающей вредное воздействие на окружающую природную среду и здоровье человека, а также специалистов, ведущих эколого-просветительскую деятельность; включение в перечень обязательных требований экологической аттестации руководителей и специалистов лицензируемых видов деятельности, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье людей;

· согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц;

· государственная поддержка, экономическое стимулирование конкретной деятельности по развитию экологической культуры в Российской Федерации, направленная на решение задач по сохранению и восстановлению окружающей природной среды, ресурсосберегающему природопользованию;

· международное сотрудничество в сфере экологической культуры.

Основой экологической культуры общества являются экологическое образование и просвещение.

Для того чтобы «навести порядок в головах» людей в области проблем окружающей среды, законов существования и гармоничного развития человека в биосфере, необходима, прежде всего, эффективная система образования и просвещения. Именно образование, опирающееся на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека. Образованный человек может понять суть содеянного, оценить последствия, перебрать варианты выхода из неблагоприятной ситуации и предложить свою точку зрения. Духовно-нравственный человек – человек свободный, способный отречься от удовлетворения прагматических потребностей, способный проявить гражданское мужество, благодаря которому будут отвергнуты ставшие сомнительными ценности и придет освобождение от диктата потребления.

Сегодня необходима смена этических парадигм. Человек может хорошо усвоить и даже осознавать, что какие-то вещи плохи, но это совсем не значит, что он будет поступать в соответствии со своим знанием. Поступать гораздо труднее, чем понимать. Поэтому в образовании мотивационно-психологически важнее сделать акцент на любви к миру и людям, красоте природы, правде и добре, самоценности человеческой и иной жизни, а не только на проблемах разрушения окружающей среды. Тогда сформированная морально-этическая норма человека, вступив в согласие с его совестью, вызовет в нем потребность в активном действии.

Таким образом, стратегической целью образования должно стать экологическое мировоззрение, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Цель становится тождественна ценностям – мировым, жизненным. Без духовно-нравственной основы в человеке знания или мертвы, или могут стать огромной разрушительной силой. Тактической целью образования можно считать формирование именно духовных потребностей – идеальных потребностей в познании и социальных потребностей «для других».

Из вышесказанного следует, что современное экологическое образование должно быть нацелено на будущее, опираться на идеи коэволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы, должно быть направлено на преодоление сложившихся в обществе стереотипов через формирование духовно-нравственной, экологически грамотной личности и создание условий для ее развития, стать фактором социальной стабильности.

Первой ступенью целенаправленного экологического образования должно стать дошкольное воспитание и обучение. Основы бережного отношения к природе, внимание к окружающему миру, любви ко всему живому закладывается именно в возрасте 4-6 лет. Дети с большим удовольствием воспринимают основы экологических знаний, особенно если подача материала наглядна, позволяет общаться с живыми существами, ухаживать и заботиться о них. Экологическое воспитание в детском саду происходит во время игр, прогулок и занятий. Воспитатели занимаются и экологическим воспитанием родителей.

В программе общеобразовательной средней школы особое внимание заслуживает организация научно-исследовательской работы учащихся, в ходе которой школьники учатся ставить перед собой конкретные задачи и решать их.

Следующей ступенью экологического образования является преподавание экологии в высших учебных заведениях. Во многих вузах, в том числе и в Республике Татарстан, ведется преподавание основ охраны окружающей среды, прикладной и специальной экологии.

Природоохранное воспитание вне сферы учебных заведений также имеет большое значение. Особое место занимают средства массовой информации. С целью формирования нового мировоззрения у населения на телевидении и в печати систематически идут материалы по природоохранной тематике.

В Российской Федерации в установленном порядке осуществляется государственная поддержка дополнительного экологического образования, проводимого детскими экологическими организациями; экологическими лагерями, экологическими экспедициями для детей и подростков, детскими домами творчества, экологическими центрами, музеями, библиотеками, экологическими кружками, станциями юных натуралистов.

Но до настоящего времени экологическое образование населения не получило особого распространения. Все чаще отмечается его неэффективность, отсутствие четкого взаимодействия и координации между основными организациями – участниками образовательного процесса (учеными, специалистами, методистами, преподавателями). Причины этого в недостаточной осознанности важности формирования экологически культурного населения, отсутствии интересов в приоритетном развитии экологического образования и воспитания, а также нормативных правовых и программных документов, раскрывающих государственную политику в области экологического образования.

Вопросы для самоконтроля.

1. Понятие об экокультуре.

2. Понятие об экологическом сознании.

3. Экологическое воспитание и образование.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Этика (от лат. мораль, нравственность) как одно из основных выражений культуры также должна быть изменена в пользу такого взгляда на окружающую среду, который бы способствовал решению экологических проблем.

Таким образом, экология должна войти в сознание и в привычку так же, как входят в привычку чистоплотность и культура поведения. Здесь большую роль должны сыграть экологическое воспитание и образование.

Главным принципом экологического гуманизма выступает отказ от насилия над природой человеком. Кроме того, выделяются такие принципы как:

· гармония человека с природой;

· равноценность всего живого;

· ненасилие;

· самоограничение вместо потребительства;

· становление любовно-творческой личности;

· необходимость нравственного самосовершенствования;

· личная ответственность за мир;

· «золотое правило» экологии; «относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе»;

· сохранение разнообразия природы, человека и культуры.

К сожалению, многие из вышеперечисленных принципов существуют на протяжении долгого времени, но полностью так никогда реализованынебыли. Поэтому сегодня, когда от их реализации зависит жизнь планеты, необходимо разрабатывать конкретные методики их развития.

Экологический гуманизм в своем развитии, расширяя сферу своего влияния, превращается в экологическую идеологию, на основе которой строится экологическая культура.

Идеология как массовая система взглядов основана на совокупности идей, способствующих объединению общества или ее части. Новизна и специфика экологической идеологии состоит в том, что она ориентируется не только на общечеловеческие, но и «общежизненные» ценности, единые для человека и природы. Идеал, к которому стремится экологическая идеология, – экологическое общество. Ее принципы:

· учет во всех сферах человеческой деятельности реакции природной среды на величины ее изменения, деятельность не вместо природы, а вместе с природой, учитывающая ее возможности и закономерности функционирования;

· концепция «прав природы», представление о равноценности всех форм жизни не взирая на очевидные различия в сложности строения и уровнях организации. Человек из «венца природы» превращается в один из видов, не имеющих ценностных преимуществ перед другими.

Основоположниками экологической идеологии можно назвать Хайдеггера, призывавшего отказаться от разделения сущего на субъект и объект, Швейцера с его концепцией «благоговения перед жизнью».

Однако рассуждения экологов об угрозе глобальной катастрофы, о необходимости ее предотвращения и переходе мирового сообщества к устойчивому развитию пока не находят должного отклика не только у большинства населения и политиков, старающихся стать выразителями его мнения, но и у многих ученых, деятелей культуры, интеллектуалов, претендующих на духовное лидерство. Происходит это потому, что устойчивое развитие возможно лишь как результат этического обновления человечества, формирования новой системы ценностей, новых моральных императивов.

Главный экологический аргумент, побуждающий к поискам новой этики, состоит в следующем. Биосфера является саморегулирующейся системой, ее способность к поддержанию стабильности окружающей среды при определенных воздействиях на нее не является безграничной и сохраняется лишь тогда, когда возмущения, которым подвергается система, не превышают возможности регуляции. Цивилизация сегодня превысила этот предел, с тех пор Земля находится в состоянии непрерывно углубляющегося экологического кризиса, хотя не утрачена надежда на то, что необратимые процессы деградации биосферы еще не начались. Продолжение же кризиса неминуемо приведет к экологической катастрофе.

Технические средства регулирования естественной среды, если бы и были мыслимы, заведомо не могли бы быть созданы на практике в приемлемые сроки, прежде чем начнутся необратимые процессы деградации. Научное понимание сущности экологического вызова неизбежно приводит к утверждению о необходимости новой этики - этики глобального мира. В самом деле, как снизить антропогенное воздействие на окружающую среду, если все страны больше всего озабочены проблемой ускорения экономического роста. Какие бы рецепты не предлагались, в конечном счете, - это иллюзии, если они не отвечают тем интересам, которые преследуются людьми в их повседневной жизни, их деятельности, ценностным ориентациям. Никакие технические достижения не приостановят катастрофу, пока не произойдет радикальный сдвиг в сознании человека в отношении к природе.

Понимание законов устойчивости биосферы, сознательное выполнение вытекающих из этого условий предполагают зрелость интеллекта, высокий уровень знаний и мудрость.

Экологический императив определяет четыре основных задачи, решение которых обеспечит переход к устойчивому развитию:

· сохранение уцелевших и восстановление до уровня естественной репродукции ряда деградирующих экосистем;

· рационализация потребления;

· экологизация производства;

· нормализация численности населения.

Переход к новой этической системе - всегда трудный процесс. Здесь необходим не только диалог культур, социальных систем, но и межуровневый диалог в каждой стране.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое экологический гуманизм и экологическая идеология?

2. Какой должна быть экологическая этика будущего?

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Носителямиэкологической идеологии является экологическое движение в виде организаций и «зеленых» партий, ставших в некоторых странах заметной политической силой.

Подзеленым движением понимается совокупность общественных организаций, генетически не связанных с властной элитой и ставящих в качестве приоритетной задачи борьбу против обострения экологического кризиса.

В России действуют такие экологические организации, как Всероссийское общество охраны природы, Российский экологический союз, Центр экологической политики России, Социально-экологический союз, Ассоциация развития российской экологической прессы, Российский Зеленый Крест Движение дружин по охране природы, Экосогласие, Экология и правозащита, Экоюрист

Основными направлениями работы общественных экологических организаций являются:

· участие в законотворческом процессе;

· экологическое воспитание и просвещение;

· общественный контроль за соблюдением природоохранного законодательства;

· общественная экологическая экспертиза;

· научно-исследовательская работа;

· организация массовых природоохранных мероприятий (озеленение и благоустройство, очистка зон массового отдыха, ликвидация стихийных свалок);

· защита конституционных экологических прав граждан;

· научно-техническая деятельность - организация научно-технических и научно-практических конференций, совещаний, семинаров, учебы;

· научно-издательская деятельность.

Международные экологические организации можно разделить на межправительственные и неправительственные.

В рамках таких организаций, членами которых являются государства, происходит проведение совещаний, конференций и симпозиумов по важнейшим проблемам экологии. Решениям, вынесенным на них, в некоторых случаях придается сила нормативных актов, и их юрисдикция распространяется и на государства, подписавшие и ратифицировавшие данные документы. Кроме того, разного рода общественные организации, которые сотрудничают в области экологии, могут объединяться в различные консорциумы и другие объединения на международном уровне. Их цель - решение разного рода задач по разработке экологических программ, проявление инициативы в создании соглашений на основании этих программ и так далее. Помимо такого рода организаций, объединяющих территориальные образования, существуют организации, созданные в определенной стране и приобретшие статус международных.

Большой вклад в решение проблем охраны окружающей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН - Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии (например, Европейская Экономическая комиссия). Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная Организация труда (МОТ), Организация Объединенных наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО) и многие другие.

В декабре 1972 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила новый межправительственный орган по вопросам охраны окружающей среды в рамках ООН -Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). В структуре ЮНЕП имеются: Совет управляющих, секретариат во главе с исполнительным директором и фонд окружающей среды, который образуется на основе добровольных взносов стран и созданный в целях оказания дополнительной финансовой поддержки международным природохранительным мероприятиям.

Наиболее крупной и авторитетной международной неправительственной природоохранной организацией являетсяМеждународный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 году во Франции. Он содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. В 1996 году МСОП опубликовал «Красную книгу фактов», в которую занесены исчезающие и редкие животные, разделенные на 4 категории: исчезающие, редкие, сокращающиеся виды и виды, степень угрозы для которыхне установлена. Позже добавилась еще одна категория: виды, которым угрожала опасность (исчезновение), но сегодня она миновала. Кроме того, МСОП подготовил проекты международных конвенций об охране водно-болотных угодий, об ограничении международной торговли видами животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, и другие.

В 1971 создан Гринпис (Зеленый мир). Основные направления его работы: Кампания по биоразнообразию, Кампания по защите атмосферы, Антиядерная кампания, Кампания по токсическим веществам.

В 1992 году параллельно с работой Конференции в Рио-де-Жанейро проходил Глобальный Форум представителей неправительственных организаций. К его началу были сформулированы следующие идейные установки:

· экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению Земли в пустыню;

· экология без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;

· экология без права на действие становится частью системы порабощения;

· право на действия без экологии открывает путь к коллективному самоуничтожению.

В настоящее время большинством участников „зеленого" движения осознана неразрывность задач сохранения окружающей среды и преобразования экономики. Все более ясным становится, что сохранение природы должно быть основано на разносторонних научных критериях, а не на эмоциях и иррациональных предубеждениях.

Вопросы для самоконтроля

1. Раскрыть сущность и проявление деятельности экологических движений.

2. Правительственные и неправительственные экологические организации, направления их деятельности.

3. Международные экологические организации.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Экологическим менеджментом (ЭМ) называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управляющего субъекта.

Функции ЭМ:

· управление состоянием природных систем;

· управление состоянием социоприродных систем;

· управление состоянием и использованием природных ресурсов;

· управление восстановлением запасов природных ресурсов;

· управление процессами антропогенного давления на природу (регулирование процессов роста народонаселения, урбанизации, загрязнения окружающей среды и использования отходов производства).

Инфраструктура ЭМ включает основные факторы, определяющие благоприятную обстановку для его осуществления:

· формирование нового мировоззрения, в котором будут преобладать экологические приоритеты и ценности;

· развитие экологического образования в направлении овладения ЭМ;

· мониторинг экологических ситуаций;

· информационное и научно-методологическое обеспечение ЭМ;

· правовое обеспечение ЭМ;

· разработка общей стратегии развития общества;

· экономическое и финансовое обеспечение.

Основные принципы ЭМ:

· опора на экологическое сознание и экономическое мотивирование;

· предупредительность и своевременность решения проблем экологического развития;

· ответственность за экологические последствия всех управленческих решений;

· интеграция управления экологическими процессами;

· последовательность решения проблем экологического развития.

В связи с тем, что в результате человеческой деятельности естественные экосистемы трансформируются в социоприродные экосистемы, состоящие из неживой природы, живой природы и не природы – культуры, и управление этими системами обществом привело к нарушению экологического равновесия, разработана Концепция устойчивого развития общества, одобренная на Конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). В России разработан национальный вариант Концепции, который предполагает решить следующие задачи:

· снижение давления на окружающую среду;

· улучшение качества окружающей среды по отслеживаемым параметрам чистоты атмосферы, гидросферы, почвы, снижения объемов отходов производства;

· сохранение биоразнообразия;

· повышение уровня жизни населения, в том числе увеличение средней продолжительности жизни.

Эти задачи и являются главными для ЭМ.

Управление (ЭМ) состоит из оценки состояния окружающей среды; контроля изменения ее параметров; прогноза; принятия решений; реализации этих решений через производительные структуры с помощью структур управления.

Рассмотрим последний этап ЭМ, поскольку все предыдущие мы уже рассматривали.

Этапы экологического сопровождения хозяйственной деятельности:

А. Планирование и согласование планов реализации деятельности. Здесь разрабатывается и утверждается предпроектная и проектная документация на право осуществления планируемой деятельности. Этот этап предусматривает проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Б. Создание материальных объектов планируемой деятельности, обеспечивающих ее реализацию (строительство зданий, машин и механизмов). Этап предполагает мониторинг окружающей среды.

В. Осуществление планируемой деятельности, происходящее:

· в штатном режиме – этап В1;

· во внештатном режиме (аварии, технологические сбои) – этап В2.

Предусматриваются мероприятия по локализации экологического ущерба, экологический аудит для определения причин возникновения нештатной ситуации.

Г. Прекращение деятельности. Ликвидация должна сопровождаться проведением экологического мониторинга и аудита.

ЭМ на предприятии – это система управленческих рычагов, обеспечивающая эффект в области допустимых темпов экономического развития в рамках допустимого давления на окружающую среду.

Стадии ЭМ на предприятии.

1. Выбор. На этой стадии при решении о строительстве нового предприятия, реконструкции или модернизации старого необходимо соблюдение принципа экологизации экономики производства.

Экологизация экономики – совокупность управленческих, технологических, финансово-экономических мероприятий, направленных на снижение давления предприятий на окружающую среду.

На этом этапе предусматривается разработка схемы безопасности продукции всего жизненного цикла.

2. Моментальный анализ подразумевает моментальное тестирование выбираемой модели производства из многочисленных вариантов уже имеющихся проектов.

Моментальный анализ – это таблица или матрица с наборов соответствующих параметров, анализ которых позволяет сделать предварительный выбор направления дальнейшей деятельности по созданию, реконструкции или модернизации.

3. Формирование экологического бизнес-плана, который исследует сильные и слабые стороны предприятия, а также открывающиеся возможности и опасности.

Важная задача ЭМ состоит в предотвращении угрозы для окружающей среды, в возможности роста предприятия. Принцип менеджера-эколога заключен в девизе: «Затраты на окружающую среду должны окупаться!».

Выгодность рационального и сбалансированного природопользования для предприятия реализуется через экономические выгоды:

· снижение издержек в результате экономии природных ресурсов, рециркуляции, переработки отходов, снижение платежей за штрафы;

· рост доходов за счет «зеленых» товаров, конкуренции, новых рынков сбыта

· и стратегические выгоды:

· имидж предприятия;

· рост производительности труда;

· выполнение экологических требований без излишнего напряжения.

Где взять средства предприятию на охрану окружающей среды? Они могут быть получены путем применения более дешевых ресурсов; снижения энергетических затрат на единицу продукции; внедрения современных ресурсосберегающих технологий; экологизации производства, результатом которой является получение экологически чистой продукции, повышающей конкурентоспособность предприятия; переработки отходов и т.д. Отсюда важным условием достижения цели ЭМ служит финансовый анализ деятельности предприятия – анализ финансовой рентабельности, потребностей в финансировании и возмещении затрат.

Важным источником средств при экологизации производства является также полный учет интересов охраны окружающей среды при разработке проектно-сметной документации.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы функции и принципы экологического менеджмента?

2. Перечислите этапы экологического сопровождения хозяйственной деятельности.

3. Особенности экологического менеджмента на предприятии.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ

Формирование рынка экологических услуг требует развития маркетинговых средств управления.

К основным маркетинговым направлениям в этой области следует отнести:

· формирование финансовых структур поддержки экологических действий;

· экологическую оценку (аудит) уровня воздействия на окружающую среду;

· экологическое страхование действий компаний;

· изменение форм отчетности деятельности производителей;

· новые формы рекламы;

· формирование новых принципов торговли (например, продажа экологически чистых продуктов).

Маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды основан на следующих методах управления:

· административное регулирование – введение соответствующих нормативных стандартов и ограничений, которые должны соблюдать производители, а также осуществление прямого контроля и лицензирования процессов природопользования;

· экономические стимулы, направленные на то, чтобы заинтересовать производителя в рациональном природопользовании;

· система платежей за загрязнение и экологических налогов;

· распределение прав на загрязнение и компенсационные платежи.

Данные методы необходимо использовать на различных стадиях маркетингового процесса, воздействующего на окружающую среду. Это воздействие зависит от состава первичных ресурсов, специфики производственного процесса и применяемых природоохранных технологий, формирующих выбросы в окружающую среду.

Основная роль отводится платежам и налогам за загрязнение. Они представляют собой косвенные рычаги воздействия и выражаются в установлении платы за выбросы или сбросы, за использование первичных ресурсов, конечную продукцию или технологию.

Плата должна соответствовать социально-экономическому ущербу от загрязнения или определяться по какому-либо другому показателю. Налоги на загрязнение и платежи предоставляют максимальную свободу загрязнителю в выборе стратегии сочетания степени очистки и платы за остаточный выброс. Если природоохранные издержки низки, то предприятие значительно сократит выбросы вместо того, чтобы платить налог.

Пользователь какого-либо ресурса платит за него так же, как и приобретенное сырье, электроэнергию и т.д. Платежи пользователей на покрытие административных расходов могут включать плату за получение разрешения или лицензии и другие номинальные платежи, соответствующие величине выбросов и покрывающие издержки на раздачу разрешений и лицензий. Эти платежи меньше платежей за загрязнение.

Субсидии представляют собой специальные выплаты предприятиям-загрязнителям за сокращение выбросов: инвестиционные налоговые кредиты; займы с уменьшенной процентной ставкой; гарантии займов; обеспечение ускоренной амортизации природоохранного оборудования; средства на регулирование цен первичных ресурсов и конечной продукции.

Если производитель нанес ущерб окружающей среде, то он должен его либо каким-то образом компенсировать, либо провести очистку нарушенного природного объекта, либо выплатить компенсации пострадавшим. С этой целью оформляются специальные документы, закрепляющие обязательства на осуществление природоохранной деятельности под соответствующий залог.

Необходимо различать аварийные выбросы и восстановление экосистемы после осуществления определенной деятельности. В первом случае предприятие может лишь прогнозировать будущий ущерб и принимать все меры, чтобы его не допустить. Но если такой ущерб будет нанесен, виновник полностью его компенсирует. В качестве гарантий могут выступать активы предприятия, в том числе страховой полис.

Во втором случае примерные масштабы будущего ущерба известны (например, добыча полезных ископаемых). В качестве гарантий выступает денежный депозит, вносимый предприятием. Если оно проведет восстановление экосистемы, депозит ему возвращается, если нет – на эти деньги восстановление проводит кто-то другой.

Система целевого резервирования средств на утилизацию отходов используется для создания стимула у потребителей на осуществление дополнительных издержек. В момент покупки товара, предопределяющей предстоящее загрязнение, осуществляется вклад, который возвращается с процентами после утилизации отходов (покупка батареек, напитков в жестяных банках).

Информационные системы, служащие для обеспечения полноты информации и свободы ознакомления с ней, играют роль, подобную экологическим стимулам. Информированность (антиреклама) о размерах загрязнения или вредных веществах в продукции ведет к изменению спроса на продукцию, обеспечивая сокращение загрязнения, использование соответствующих первичных ресурсов или типов технологии.

Существует несколько маркетинговых подходов к управлению природоохранной деятельностью. Маркетинговый подход – торговля допусками на загрязнение между предприятиями.

Первый позволяет отказаться от единых технических требований к источникам загрязнения и допускает возможность выбора предприятием различных способов достижения общих нормативов сбросов или выбросов. Например, одно предприятие мало загрязняет окружающую среду, другое – может больше, но в пределах общих региональных лимитов.

Второй маркетинговый подход предполагает прямые сделки между предприятиями. Новое или подвергающееся модернизации предприятие может купить право на загрязнение у другого в этом регионе, которое смогло снизить сбросы или выбросы.

Третий маркетинговый подход заключается в том, что предприятия, которые уклоняются от установки собственного очистного оборудования, должно оплатить часть стоимости такого оборудования другого предприятия, которое обеспечит уровень загрязнения окружающей среды данного региона в рамках общих нормативов.

Подобные подходы позволяют создать экологические банки. Прием вкладов в них происходит в виде излишков сокращений выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Главная цель маркетинговых подходов к управлению природоохранной деятельностью направлена на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Схема ее реализации такова. Правительство определяет допустимые масштабы воздействия на природу, распределяет лицензии между заинтересованными сторонами, а затем предпринимателям дается полная свобода перераспределять или перепродавать эти лицензии. Функция органов управления состоит в контроле за соблюдением эквивалентности сделок, чтобы суммирующее воздействие на природу не увеличивалось.

Вопросы для самоконтроля

1. На каких методах основан маркетинговый механизм управления охраной окружающей среды?

2. Что такое маркетинговый подход к управлению природоохранной деятельностью? Перечислите их.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Экологическое страхование (ЭС) (страхование ответственности за нанесение вреда окружающей среде) является страхованием гражданской ответственности владельцев потенциально экологически опасных объектов в связи с необходимостью возмещения третьим лицам ущерба в случае технологической аварии или катастрофы.

Основными задачами ЭС являются:

· гарантия прав третьих лиц на возмещение причиненного им ущерба от загрязнения окружающей среды;

· обеспечение защиты имущественных интересов предприятий, связанных с необходимостью возмещения ущерба, нанесенного окружающей среде и третьим лицам вследствие аварий;

· экономическое стимулирование предотвращения аварий у страхователя, достигаемая уменьшением издержек на проведение противоаварийных работ за счет страховщика;

· создание дополнительных источников финансирования природоохранных мероприятий;

· снижение расходов средств бюджета всех уровней на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды вследствие аварийных и других случаев.

Расходы на ЭС, относимые на себестоимость товаров и услуг, обеспечивают:

· многократное сокращение реальных затрат в случае необходимости возмещения вреда, причиненного окружающей среде;

· финансовые гарантии, требуемые экологическими надзорными организациями;

· позитивную составляющую имиджа организации ("белый" PR) в противовес возражениям "зеленой" общественности против реализации того или иного проекта.

В Российской Федерации осуществляется ЭС предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В рамках добровольного ЭС страховая компания предоставляет страховую защиту гражданской (имущественной) ответственности страхователя за ущерб, причиненный третьим лицам в результате внезапного, непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей природной среды.

Страховое покрытие включает возмещение:

· ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества;

· убытков, связанных с ухудшением жизни в окружающей среде;

· расходов по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, предшествовавшее аварии;

· расходов, необходимых для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового события причинен вред;

· расходов, связанных с предварительным расследованием, судопроизводством и т.п.

Объектом страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба, нанесенного загрязнением земельных угодий, воздушного бассейна, водной среды на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым случаем является внезапное, непреднамеренное причинение ущерба окружающей природной среде, возникшее в результате аварии, приведшее к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу либо к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечни причин страховых случаев и загрязняющих веществ оговариваются в каждом конкретном договоре страхования. Страховые платежи, соответствующие принятым тарифным ставкам, определяются экологической опасностью объекта: принадлежностью его к той или иной отрасли производства, вероятной частотой аварийных событий и т.д.

Развитие ЭС привело к превращению ряда его направлений в самостоятельные виды страхования. Вслед за страхованием радиационных рисков стало развиваться экологическое страхование в нефтяной промышленности, некоторых отраслях химической промышленности и в сфере нефтепродуктообеспечения. В дальнейшем стало возможным выделение страхования объектов, не относящихся к сфере опасных производств. Такими видами являются страхование отходов производства и потребления, страхование водопользования, землепользования, лесопользования. Начинает оформляться страхование при осуществлении недропользования.

Анализ техногенных воздействий на окружающую среду и опыт практической работы в различных областях экологии безоговорочно подтверждают практическую значимость и необходимость ЭС при осуществлении тех видов деятельности, которые могут привести к неблагоприятным экологическим последствиям.

Пока ЭС регламентируется ст.23 ФЗ «Об окружающей природной среде». Однако для введения государственного обязательного ЭС требуется специальный закон РФ, который должен определить организации, специализирующиеся на осуществлении всех видов государственного ЭС. Эти же организации могут устанавливать порядок образования и функционирования государственного экологического страхового фонда.

Государственное обязательное ЭС может функционировать на основе следующих положений:

· определение отраслей, подотраслей и предприятий, подлежащих страхованию в обязательном порядке;

· разработка отраслевых методик по ЭС;

· формирование банка статистических данных в тех отраслях, которые из-за нарушения экологической обстановки, бедствий, аварий и катастроф наносят наибольший ущерб окружающей среде;

· установление ставок страховых платежей с дифференциацией по отраслям деятельности и объектам страхования, включая крупные концерны и корпорации;

· утверждение нормативных документов, определяющих перечень страховых случаев;

· определение законодательно установленной для юридических и физических лиц степени возмещения ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества, порчей леса, земли и т.п., расходов по очистке загрязненных территорий.

Для заключения договора ЭС необходимо знать вероятность возникновения аварийной ситуации, размер предполагаемого ущерба. Источником данной информации может служить экологический аудит. Он был рекомендован в постановлении Совета ЕС № 1836/93 “О добровольном участии производственных предприятий в общей системе экологического менеджмента и экологического контроля” от 29 июня 1993 г.

Экологический аудит (ЭА) – это проведение ревизии экологической деятельности (экологичности) предприятий.

Концепция ЭА разработана в конце 70-х годов 20 века в США.

ЭА включает проверку следующих видов деятельности:

· выполнение экологических нормативов в соответствии с законодательством и внутрифирменными требованиями;

· определение уровня экологичности предприятий;

· функционирование системы экоуправления;

· получение экологического сертификата;

· выполнение финансовых обязательств и выплата долгов, правильность определения уровня рисков при слиянии и приобретении компаний;

· составление экологической декларации и отчетов об экологической деятельности.

ЭА – комплексный, документальный верификационный процесс объективного выявления и оценки сведений для определения соответствия критериям проверки конкретных экологических мероприятий, видов деятельности, условий, управляемых систем или информации о них и информирования потребителя о получаемых в ходе указанного процесса результатах.

Международные стандарты ИСО по ЭА включают методические мероприятия по принципам ЭА, процедуре аудита систем экологического управления, квалификационные требования к специалистам по ЭА.

ЭА рассматривается как особый управляющий инструмент и составная часть систем экоуправления. Проводится ЭА экспертами-консультантами по заданию властных структур, банков или страховых компаний (при принятии решений о предоставлении кредитов, ссуд или страхового полиса) и частных компаний (при слияниях или приобретении компаний). Итоги проверки могут быть неожиданными: высокие штрафы или временное принудительное закрытие. Результаты ЭА могут служить источником маркетинговой информации об экологических аспектах деятельности предприятия.

Экологический аудит проводится в целях создания для добровольной и обязательной форм экологического страхования перечня предприятий, организаций, учреждений, производств и веществ, представляющих потенциальную опасность для окружающей природной среды. Этот перечень составляется на основе Рекомендаций по оценке экологической опасности предприятий и производств, проявляющейся в аварийном загрязнении атмосферы и водных источников и Рекомендаций по определению убытков от загрязнения атмосферы и водных источников.

Основными задачами ЭА являются:

· проверка наличия разрешительных природоохранных документов и их анализ на соответствие природоохранительному законодательству;

· определение вредных веществ, представляющих потенциальную опасность и используемых или хранящихся на предприятии организации, учреждении, их вида (газообразный, жидкий, твердый) и массы;

· выяснение технических, технологических, природоохранных условий функционирования предприятия, организации, учреждения;

· анализ инструктивных материалов, имеющихся на предприятии, организации, учреждении по обучению персонала на случай аварийных ситуаций;

· установление характера размещения персонала на предприятии, организации, учреждении и населения в его окрестностях;

· оценка метеорологических и орографических условий, в которых функционирует предприятие, организация, учреждение;

· установление наличия по близости с данным предприятием, организацией, учреждением еще одного (или несколько) предприятий, организаций, учреждений;

· определение реципиентов, для которых представляет опасность данное предприятие, организация, учреждение.

Задачи аудита финансовой деятельности - проверка правильности использования средств, направленных на природоохранные мероприятия, проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации по платежам и отчислениям за загрязнение окружающей природной среды, за природопользование, за аварийное загрязнение окружающей природной среды.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите задачи экологического страхования.

2. Какими правовыми документами регламентируется государственное экологическое страхование?

3. Проверку каких видов деятельности осуществляет экологический аудит?

4. Каковы задачи экологического аудита?

Наши рекомендации