Организация землеустройства
Землеустройство представляет собой систему мероприятий, направленных на рациональное использование земли, обеспечение выполнения решений органов государственной власти и местного самоуправления в области регулирования земельных отношений.
Землеустройство в широком понимании предусматривает:
- разработку прогнозов, федеральных, региональных и местных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом градостроительной, экологической, экономической и иных особенностей территории;
- обоснование размещения и установления границ территории с особыми природоохранными, рекреационными и природно-заповедными, историко-культурными, оздоровительными режимами;
- межевание земель с установлением (восстановлением) и закреплением в натуре (на местности) административно-территориальных и территориально-производственных границ;
- обеспечение целевого использования земель и сохранение ценных земель в сельскохозяйственном производстве;
- реализацию реформы в части перераспределения земель, создание условий для равноправного развития различных форм собственности на землю;
- инвентаризацию всех земель и систематическое выявление используемых, нерационально используемых, используемых по целевому назначению земель;
- проведение земельно-оценочных работ в целях налогообложения, установление и изменение черты города, поселка, сельского населенного пункта в соответствии с их генеральными планами.
Землеустройство проводится по решению органов местного самоуправления или по ходатайствам собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Проекты землеустройства после утверждения их органами местного самоуправления являются обязательными для исполнения.
Мониторинг земель
Мониторинг представляет собой постоянно действующую систему наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель в целях выявления негативных тенденций для оценки, прогноза, предупреждения и устранения неблагоприятных процессов формирования почвенного покрова, информационного обеспечения ведения государственного земельного кадастра. По результатам мониторинга осуществляется экологический контроль состояния почв в зонах повышенной антропогенной нагрузки, создается механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.
Объектами мониторинга являются все земли муниципального образования независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования земель.
Данная система имеет подсистемы, соответствующие категориям земель, например: мониторинг земель сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов; промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения; лесного фонда; запаса.
Данные мониторинга земель составляют основу информационного обеспечения государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.
Мониторинг земель обеспечивает наблюдение за такими явлениями как:
- изменение границ муниципальных образований, отдельных землепользований и землевладений, охранных и технических зон;
- эффективность использования земель всех категорий;
- динамика урбанизации территорий сельскохозяйственного использования, земель городских лесов и зеленых насаждений;
- динамика изменения площадей жилой застройки и земель общего пользования;
- ландшафтно-экологическое районирование территории муниципальных образований с выделением ареалов негативных процессов;
- состояние земельных участков, почвенно-растительного покрова.