Методические рекомендации по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
Юридический институт
Кафедра теории и методики социальной работы
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ПО ЦИКЛУ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»
Красноярск 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Методические рекомендации…………………………………………………...4
Тематический план………………………………………………………………6
Семинарские занятия…………………………………………………………….7
Модуль 1.
Семинар 1 …………………………………………………………….7
Семинар 2……………………………………………………………15
Модуль 2. Семинар 3. ………………………………………………………….20
Семинар 4……………………………………………………………25
Семинар 5……………………………………………………………26
Семинар 6……………………………………………………………27
Семинар 7……………………………………………………………32
Семинар 8……………………………………………………………36
Модуль 3. Семинар 9……………………………………………………………37
Семинар 10…………………………………………………………...40
Семинар 11…………………………………………………………...41
Семинар 12…………………………………………………………...43
Семинар 13…………………………………………………………...47
Семинар 14…………………………………………………………...48
Семинар 15…………………………………………………………...55
Литература………………………………………………………………………..58
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ И ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Цель семинарских и практических занятий, проводимых по дисциплине «Социальная экология» - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения учебного материала, а также совершенствование практических навыков применения экологической информации. Эти занятия служат не только пространством для дискуссий, обмена мнениями и анализа допускаемых на практике ошибок, правонарушений, но и средством постановки, рассмотрения и решения проблемных ситуаций. Семинарские и практические занятия позволяют также контролировать усвоение студентами учебного материала.
Успеху проведения семинарских и практических занятий по экологическому праву способствует тщательная предварительная подготовка к ним студентов.
Необходимо в первую очередь: ознакомиться с заданием к семинарскому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем законодательных и иных актов, литературных источников, рекомендуемых для изучения. Предлагаемый перечень может быть дополнен или сокращен преподавателем в связи с изменениями в законодательстве, принятием новых правовых актов и публикацией новой литературы. Об этом студенты информируются накануне подготовки к занятиям. Следует иметь в виду и то, что в библиотеке Университета не всегда имеются в наличии все рекомендованные источники и для подготовки к занятию может понадобиться посещение библиотеки или поиск информации из других источников (Интернет). Часть материалов представлена электронной версией, она выдается методистом кафедры по требованию студента.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать их текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой на соответствующую правовую норму. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ/вывод. Возможна и иная стратегия ответа, но обязательным требование является построение некой логической цепочки.
При подготовке к занятиям студенты могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами, слайдами, диафильмами, видеофильмами и др.), которыми располагает Университет. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех студентов. Поэтому студенты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения законодательства по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Основные требования – в процессе обсуждения держаться в рамках обозначенной темы занятия и соблюдать нормы коммуникации (не перебивать друг друга, не переходить к субъективным оценкам взглядов другого и т.д.).
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники, а также акты реагирования на нарушения экологического законодательства, вынесенные контролирующими и надзорными органами, решения судов и другие документы. Главное требование – не быть «привязанным» к бумаге, свободно ориентироваться в материале и самостоятельно формулировать основные мысли и положения. Информация на бумажном носителе может использоваться как справочная – для уточнения цифр, точного приведения цитат, полного названия закона и т.д., а также в качестве психологического якоря – помочь при волнении восстановить логику рассуждения, вспомнить аргумент, почувствовать уверенность. Как за устные, так и за письменные ответы студентам выставляются оценки по рейтинговой системе (в баллах, суммирующихся к общей сумме по каждому модулю).
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии (обзор) и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель определяет задание к следующему семинарскому или практическому занятию.
Работа на семинарах также учитывается в рейтинговой системе. В целом студент может получить 30-35 баллов за работу на семинарах (2 балла за каждый семинар, на котором студент присутствовал и работал, активность участия поощряется дополнительными баллами, например, дополнения = 1-4 балла).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН