Связь с предшествующими дисциплинами
не заполняется для дисциплин I курса.
Связь с последующими дисциплинами
Следует указать наименование дисциплин и номер семестра, в котором они изучаются.
Например:
1. БЖД, 8семестр.
2. Дипломный проект, раздел БЖД
Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-2- знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- структуру биосферы, экосистем;
- взаимоотношения организма и среды;
- глобальные проблемы окружающей среды;
- экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы;
- основы экономики природопользования;
- основы экологического права.
уметь:
- осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;
владеть:
- методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды;
- методами оценки экологических последствий деятельности человека на окружающую среду.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ, ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ ПО МОДУЛЯМ И СЕМЕСТРАМ
Рис.1. Модульное построение дисциплины
№ семестра | Номера | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа Студентов (час) | Итого (час) | ||||||||
модулей | тем | лекции | Практические (семинарские) занятия. | Лабораторные занятия. | Всего | Плановая | Индивидуа-льая | Домашняя | Всего | Зачет, сессия | ||
1-6 | - | |||||||||||
7-11 | - | |||||||||||
12-16 | - | |||||||||||
Итого 1-й семестр | - |
СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЕЙ
3.1. Содержание модуля 1 (__23___час)
3.1.1 Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах
Тема 1.Введение. Среда обитания человека. Основные проблемы современного этапа развития общества.___1_____ час., УЗ – _2___; _ОК-2____
Среда обитания человека. Биосфера, ее структура, типы веществ слагающие биосферу. Антропогенный фактор в природе. Экологические катастрофы.
Литература раздел 4 [1,2,5]
Тема 2.Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.____0,5__ час., УЗ – _2___; ОК-2
Роль международных экологических отношений. Основы экологического международного сотрудничества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Участие России в международном экологическом сотрудничестве.
Литература раздел 4 [1,2]
Тема 3.Учение о биосфере. Биосфера и человек. Структура биосферы.____2____ час., УЗ – _2___; ОК-2
Учение В.И.Вернадского о биосфере. Понятие о ноосфере, как новой стадии эволюции биосферы. Состав биосферы как глобальной экосистемы. Типы вещества, слагающие биосферу.
Литература раздел 4 [1,4]
Тема 4.Фотосинтез и его роль в жизни организмов. Автотрофы и гетеротрофы.
._____0,5___ час., УЗ – __2__; ОК-2
Упрощенная схема процесса фотосинтеза. Фотосинтез различных природных зон. Энергия в экологических системах и их продуктивность. Биологический круговорот веществ в природе.
Литература раздел 4 [4,5]
Тема 5.Популяции, сообщества, экосистемы. Взаимодействие живого и неживого вещества в экосистемах. Энергетика экосистем. Основные характеристики экосистем
.____2____ час., УЗ – _2___; ОК-2
Концепция, масштабы и трофическая структура. Энергетические потоки в экосистемах. Динамика экосистемы. Уровни биологической продуктивности экосистемы. Экологические пирамиды. Экосистема. Структура экосистемы. Типы экосистем. Характеристика экосистем. Наземные, пресноводные, морские экосистемы.
Литература раздел 4 [1,2,5]
Тема 6.Взаимоотношения организма и среды. Трофическая структура экосистем. Правило экологических пирамид.
____1____ час., УЗ – __2__;ОК-2
Главные уровни организации жизни и экология. Лимитирующие экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Антропогенные факторы.
Литература раздел 4 [1,3]