Место дисциплины в структуре ООП. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

Цели и задачи дисциплины.

1.1.Цели и задачи дисциплины

Изучение дисциплины «Правовая психология» нацелено на формирование способности выпускника понимать и анализировать человеческий фактор в контексте правовых отношений, актуальные проблемы практики его применения, проблемы юридической науки. Основной целью курса «Правовая психология» является осуществление общетеоретической и практической подготовки студентов-юристов в области психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Задачамидисциплины являются:

а) формирование профессионально-необходимых в профессиональной деятельности инструментальных, межличностных, системных и специальных компетенций;

б) удовлетворение потребности учащихся в научных знаниях о наиболее актуальных современных проблемах личности в контексте правовых отношений;

в) формирование современных теоретических представлений о месте личности в системе права;

г) формирование навыков практического применения норм.

д) формирование навыков исследовательской и педагогической деятельности.

Место дисциплины в структуре ООП. Связь с предшествующими и последующими дисциплинами

Данная дисциплина включена в раздел «М.2. Профессиональный цикл» ООП по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (степень «магистр»).

Изучение дисциплины призвано расширить и углубить знания и компетенции, полученные в ходе обучения по ООП по направлению 030900 Юриспруденция («бакалавр») при изучении базовых (теория государства и права, общая психология и др.) и профильных дисциплин (криминология, криминалистика и др.), а также при изучении других дисциплин профессионального цикла в составе ООП по направлению 030900 Юриспруденция («магистр»).

Изучение курса «Правовая психология» на завершающем этапе подготовки магистранта способствует более глубокому пониманию проблем, изучаемых названными выше профессиональными дисциплинами ООП.

3. Требования к уровню подготовки студента, завершающего изучение дисциплины «Правовая психология»

В результате изучения дисциплины обучающийся имеет следующие компетенции:

Код компетенции Результат обучения
ОК-1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, высокий уровень профессионального правосознания
ОК-5 Способность компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки
ПК-3 Готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства
ПК-4 Способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления
ПК-5 Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
СК-2 Способность демонстрировать знания фундаментальных и прикладных дисциплин магистерской программы
СК-5 Способность к адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей
СК-6 Способность использовать углубленные теоретические и практические знания в сфере применения специальных знаний в процессе правоприменительной деятельности

Изучив данную дисциплину обучающийся должен

Знать и понимать:

· что понимается в науке и законодательстве под личностью, ее устойчивым развитием;

· основные механизмы функционирования человеческой психики;

· основные механизмы формирования личности;

· типовые модели поведения человека в чрезвычайных ситуациях;

· детерминанты человеческого поведения;

· механизм формирования установок;

· механизм формирования правосознания;

· области профессиональной деятельности потенциально доступные для психологической оптимизации

уметь:

· состоятельно изучать и критически анализировать научную литературу;

· обобщать, анализировать и объяснять содержание типовых моделей человеческого поведения в области профессиональных интересов;

· логически и теоретически обосновывать и отстаивать свою правовую позицию, аргументировано опровергать доводы оппонентов по актуальным проблемам;

· на основе полученных знаний находить способы разрешения проблемных ситуаций; дополнительные аргументы для обоснования решения;

· находить, исследовать, анализировать и давать оценку особенностям человеческого поведения, правильно толковать и применять их.

владеть навыками:

· системного, структурного, исторического, социологического анализа особенностей человеческой психики в правовой сфере;

· анализа и оценки состояния практики применения знаний о личности в отдельных областях правового регулирования;

· поиска путей разрешения конфликтных ситуаций, в праворегулируемых сферах;

· разработки предложений, направленных на совершенствование методик изучения личности, и практики их применения;

· аргументированного объяснения спорных вопросов причин и условий, предопределяющих особенности человеческого поведения в области правового регулирования.

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины – 108 часа/3 з.е

Тематический учебный план дисциплины


№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        лекции семинарские занятия   Консультации Самостоятельная работа    
Историко-методологические вопросы использование психологического знания в правовых науках           Устный опрос (вопросы на семинарских занятиях).  
Проблемы исследования личности в правовой психологии         Устный опрос (вопросы на семинарских занятиях)
Криминальная психология         Устный опрос (вопросы на семинарских занятиях)
Следственная психология         Устный опрос (вопросы на семинарских занятиях). Контрольная работа
Виктимная психология         Устный опрос (вопросы на семинарских занятиях)
Криминалистическая психология: осмотр места происшествия         Устный опрос (вопросы на семинарских занятиях).
Криминалистическая психология: обыск         Устный опрос (вопросы на семинарских занятиях). Контрольная работа
Криминалистическая психология: допрос         Устный опрос (вопросы на семинарских занятиях).
Пенитенциарная психология         Устный опрос (вопросы на семинарских занятиях).
Судебная психология         Устный опрос (вопросы на семинарских занятиях).
Cудебно-психологическая экспертиза         Реферат
  Итого: 108 часа           зачет

Содержание дисциплины

Тема 1. Историко-методологические вопросы использование психологического знания в правовых науках

Основные подходы к объекту исследований в правовой психологии. Предмет правовой психологии. Цель и задачи правовой психологии. Методы правовой психологии. Заимствование «новых методов». Проблема использования методов общей психологии в исследованиях правовой психологии. Использование методик исследования в правовой психологии: сложности адаптации. Содержательная характеристика различия академической и прикладной психологии.

Место правовой психологии в системе правовых наук. Соотношение правовой психологии с правовыми науками. Соотношение правовой психологии с социальной и общей психологией, криминологией, криминалистикой, судебной статистикой, этикой, эргономикой, судебной психиатрией.

Содержание основных структурных блоков правовой психологии: общетеоретическая часть, криминальная психология, виктимная психология, психология следственных действий, судебная психология, пенитенциарная психология, психология правового труда (юридическая эргономика), реабилитационная психология.

История развития и становления правовой психологии. Гуманизация науки как причина генезиса правовой психологии. Идеологический аспект в исследованиях правовой психологии. Социальный и антропологический подход в исследованиях конца XIX века: объективность и достоверность. Перенос акцента в дискуссиях о природе свидетельских показаний в начале XX века на их объект. Активное использование экспериментального метода в исследованиях. История правовой психологии в СССР, как отображение общественных взглядов. Современность: второе рождение правовой психологии.

Тема 2. Проблемы исследования личности в правовой психологии

Признаки сознания. Генезис сознания. Самосознание. Понятие «человек», «личность», «индивидуум», «индивидуальность» и их соотношение. Персонология как раздел психологии, изучающий личность.

Биологическое и социальное направление в персонологии. Основные положения конституционализма и инвайроментализма. Интеракционизм как попытка компромисса между конституционализмом и инвайроментализмом. Биологический подход – психоаналитическая теория. Сознание и бессознательное. Природа бессознательной психики. Проявления бессознательного. Сознательное и бессознательное. Механизмы защиты психики. Социальный подход – бихевиористская теория. Подражание и обучение. Индивидуально-психологический подход – радикально-гуманистический психоанализ.

Правосознание как форма общественного сознания. Признаки правосознания. Понятие правосознания. Индивидуальное и групповое правосознание. Возникновение и развитие правосознания у человека. Деформация правосознания и противоправное поведение.

Потребности, интересы и чувства. Модель потребностей, предложенная К. Юнгом. Структура потребностей. Гомеостаз и гетеростаз. Витальные и бытийные потребности. Генетическая взоаимовязь исследований потребностей и мотивов человека.

Психологическая структура личности. Психические процессы, психические состояния, психические свойства: соотношение понятий. Темперамент и характер в структуре личности.

Соотношение поведения и деятельности. Общие свойства и классификация поведения. Правопослушное поведение. Роль страха в модели правопослушного поведения. Роль социальных стереотипов в модели правопослушного поведения. Девиантное и деликвентное поведение. Modus operandi. Modus vivendi.

Отношение. Понятия «динамический стереотип» и «установка». Соотношение данных понятий. Ролевое поведение: природа, понятие и содержание. Знание, умение, навыки и привычки.

Сущность типологизации личности. Проблемы типологизации. Требования к типологической модели в правовой психологии. Типологическая теория К. Юнга. Общая характеристика интровертированного и экстравертированного типа личности. Особенности решения вопроса о типологизации личности в правовой психологии.

Тема 3. Криминальная психология

Предмет и объект исследования криминальной психологии. Основные методологические подходы к анализу криминальных форм поведения. Психологические факторы формирования криминального правосознания и преступной деятельности. Понятие личности преступника. Криминальная патопсихология. Психологические вопросы криминогенности психических аномалий

Исторические и социальные предпосылки прикладных исследований противоправного поведения. «Криминальная антропология» Ч. Ломброзо. Генетическая предопределенность преступного поведения Н. Ланге. Конституциональная теория преступности Э. Кречмера и У. Шелдона. Теория Э. Ферри. Криминальная классификация Р. Санфорда. Учение о «психопатическом преступнике» К. Бирнбаума и К. Шнайдера. Психоаналитические взгляды на проблему преступности, биографический подход к исследованию причин противоправного поведения. Теории делинквентности. Агрессивность как результат фрустраций. Преступное поведение как бессознательная месть.

Понятие личности преступника. Роль социального, биологического и психологического факторов в формировании личности преступника. Совершение преступлений определенного вида как свидетельство доминанты одного из факторов в структуре психики. Искажения в ценностно-нормативной сфере личности преступника и в сфере правосознания. Соотношение нормального, девиантного и деликвентного поведения с точки зрения психологии. Роль установок и динамического стереотипа в регуляции преступного поведения. Соотношение понятий «установка» и «динамический стереотип» применительно к преступному поведению. Классификация акцентуированных типов. Личность несовершеннолетнего преступника.

Понятие группы и совместной преступной деятельности. Криминальная группа. Основные характеристики криминальной группы. Криминальная группа как частный случай малой группы. Концентрические и иерархичные криминальные группы. Психологические и социально-психологические механизмы сплочения малых групп. Групповые роли и их иерархия в криминальной группе. Лидерство в криминальной группе. Типы лидеров в криминальной группе - общая характеристика.

Тема 4. Следственная психология

Психологический тип следователя как фактор эффективности расследования. Проявление познавательной, коммуникативной, перцептивной функции у различных психологических типов следователей. Профессиограмма следователя. Негативные психологические характеристики, обусловливающие неэффективность работы следователя. Факторы оптимизации логического и интуитивного мышления в следственной деятельности.

Эмоциональный фактор в деятельности следователя: кратковременные эмоциональные реакции и длительные депрессивные состояния. Профессиональная деформация и психологические факторы, стимулирующие профессиональную деформацию в следственной деятельности. Предупреждение профессиональной деформации. Меры психологической реабилитации работников правоохранительных органов.

Конфликт в процессе расследования: понятие и природа. Психологическая характеристика конфликтных ситуаций в деятельности следователя.

Тема 5. Виктимная психология

Предпосылки возникновения виктимологического знания. Предмет виктимной психологии. Роль психологических исследований в возникновении виктимологии. Психоанализ и бихевиоризм в системе виктимологического знания. Роль социологических исследований в возникновении виктимологии.

Объект и предмет виктимной психологии. Особенности методов исследования жертв преступлений. Основные тенденции исследования личности жертв преступлений в зарубежной виктимной психологии. Основные тенденции исследования личности жертв преступлений в отечественной виктимной психологии.

Понятие жертвы преступления. Типология жертв преступлений. Случайные и закономерные жертвы. Закономерные активные и закономерные пассивные жертвы. Дезадаптационная виктимность. Анадаптационная виктимность. Легкомысленная виктимность. Агрессивная виктимность.

Механизм взаимодействия между жертвой преступления и преступником. «Схема молекул». «Схема магнита». «Схема соответствия».

Групповая виктимологическая профилактика. Индивидуальная виктимологическая профилактика. Обучение, воспитание и коррекция – основные средства виктимологической профилактики. Соотношение оптимальных средств профилактики и типа виктимности у личности жертвы преступления.

Тема 6. Криминалистическая психология: осмотр места происшествия

Психологическая сущность осмотра места происшествия. Задачи осмотра места происшествия. Содержание реконструктивной, перцептивной, аналитической деятельности следователя при осмотре места происшествия. Психологическая «специализация» следователя в процессе осмотра места происшествия.

Общая координация следователем поисковых мероприятий при осмотре места происшествия: психологический аспект. Определение состава следственной группы (принцип дополняемости психологических свойств). Психологические аспекты выбора оптимального метода поиска следов преступления, во время проведения осмотра места происшествия. Распределение функций среди участников осмотра места происшествия исходя из типовых психологических особенностей членов оперативной группы. Способы коллективного анализа обстановки места преступления. Определение необходимости и частоты перерывов на отдых.

Механизм отражения личностных свойств преступника в следах преступления. Методика построения психологического профиля неизвестного преступника. История развития методики построения психологического профиля неизвестного преступника. Категории уголовных дел, по которым наиболее эффективно использование методики построения психологического профиля преступника. Стадии построения психологического профиля преступника.

Тема 7. Криминалистическая психология: обыск

Изучение психологии обыскиваемого при подготовке к обыску. Факторы, подлежащие выяснению. Психологический анализ обстановки обыскиваемого помещения.

Общая характеристика ролевого поведения следователя. Дружелюбная роль при обыске: преимущества и недостатки. Условия, допускающие использование враждебной роли. Особенности её эффективности. Казенная роль. Сложность реализации казенной роли.

Психологические особенности обыскиваемого лица. Наблюдение и критерии оценки изменяющегося поведения обыскиваемого лица. Психологические способы включения обыскиваемого в поисковую деятельность. Метод непосредственного наблюдения. Метод словесной разведки. Метод засечек. Преимущества и недостатки методов наблюдения за обыскиваемым лицом. Целесообразность разработки новых методов наблюдения за поведением обыскиваемого.

Психологические особенности поведения следователя в ходе обыска. Выбор метода поиска, в процессе обыска, исходя из анализа психологического потенциала следственной и оперативно-розыскной групп.

Тема 8. Криминалистическая психология: допрос

Психологическая сущность допроса и его задачи. Изучение личности допрашиваемого лица при подготовке к допросу. Изучение личности допрашиваемого в процессе допроса. Определение психологического типа допрашиваемого и построение отношений. Понятие защитной доминанты и ее использование в процессе допроса. Регуляция внимания и направленности мыслительной деятельности допрашиваемого.

Понятие психологического воздействия и принуждения. Методы, цели и средства психологического воздействия. Положения этики и психологическое воздействие. Принцип допустимости воздействия при непротиворечии его закону. Убеждение и внушение: понятие и содержание. Ситуативная эффективность убеждения и внушения. Неправомерные методы психического воздействия, прямо запрещенные законом. Основные и дополнительные средства психологического воздействия в процессе допроса.

Структура допроса. Основание структурирование процесса допроса. Анкетная стадия допроса. Стадия свободного рассказа. Стадия уточняющих вопросов. Стадия дополнительных вопросов.

Понятие психологического контакта. Формы и цели установления психологического контакта. Дискуссия об объеме взаимодействия, при котором наблюдается психологический контакт.

Психологические критерии оценки истинности показаний. Методики определения истинности показаний, базирующиеся на наблюдении за мимикой, пантомимикой, речевой деятельностью, психофизиологическими реакциями допрашиваемого лица. Факторы, от которых зависит эффективность применения методик определения истинности показаний допрашиваемого лица.

Тема 9. Пенитенциарная психология

Предмет, задачи и основные принципы пенитенциарной психологии. Предпосылки возникновения пенитенциарной психологии. Структура пенитенциарной психологии. Связь пенитенциарной психологии с другими науками. Историческое развитие пенитенциарной психологии.

Кара как фактор отрицательного подкрепления в процессе наказания. Наказания, связанные с ограничением или лишением свободы.

Ощущение и его свойства: качество, сила, длительность. Понятие порога ощущения, минимальный и максимальный пороги ощущений. Адаптация. Характерные особенности восприятия у осужденных. Особенности проявления эмоций и чувств у осужденных. Эмоциональное переживание лишения свободы. Состояние напряженности. Возможности исправления некоторых черт характера осужденных. Нарушение механизмов целеполагания у осужденного как результат влияния криминогенной среды.

Методы «модификации поведения»: электрический шок, психохирургия, генная инженерия, гипнотическое внушение, неопределенные приговоры, лекарственное обусловливание, социальный контроль поведения. Критика «модификации поведения» и возможности применения ее методов в российской пенитенциарной практике.

Труд в ИТУ как средство социально-психологического контроля. Трудовая деятельность как элемент стимулирования процесса самоактуализации личности осужденного.

Самоосуждение провинившейся личности. Катарсис как результат позитивного переосмысления жизненной позиции осужденным.

Тема 10. Судебная психология

Методологические основы судебной психологии. Объект судебной психологии – отдельные лица и малые группы, принимающие непосредственное участие в судебных мероприятиях на этапе предварительного следствия и в процессе судебного разбирательства. Роль общения в деятельности участников судебного процесса.

Психология подсудимого. Психологические особенности личности государственного обвинителя и защитника.

Психология судьи, общественного обвинителя и защитника. Профессиограмма судьи. Психология оценки доказательств на основе личного мнения: содержание и проблемы.

Человек в розыскном, состязательном и смешанном процессе. Характеристика основных установок и ролевых позиций.

Психологические особенности суда присяжных заседателей. Психологические приемы выбора оптимального состава присяжных. Формирование установок на предпочтение позиции у присяжных заседателей.

Психологические аспекты достоверности и судебной оценки результатов оперативно-розыскной и следственной работы.

Психологические основы и приемы перекрестного допроса.

Общая психологическая характеристика судебного процесса. Культура судебного процесса – важнейшая предпосылка качественного рассмотрения уголовных дел. Суд и общественное мнение. Морально-этические сценарии участников судебного процесса, как носителей определенных социальных ролей.

Тема 11. Cудебно-психологическая экспертиза

Предмет и компетенция судебно-психологической экспертизы. Традиционные судебно-психологические экспертизы (СПЭ): судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних; СПЭ свидетелей и потерпевших; СПЭ потерпевших по фактам сексуального насилия; СПЭ эмоциональных состояний; СПЭ происшествий на транспорте и производстве; СПЭ личности обвиняемого; посмертная. Нетрадиционные виды судебно-психологических экспертиз: судебно-психологическая экспертиза преступной группировки; СПЭ фонограммы и видеозаписи; СПЭ по делам о моральном ущербе; психолого-лингвистическая экспертиза. Комплексные виды судебно-психологических экспертиз: судебная психолого-психиатрическая экспертиза; судебная психолого-искусствоведческая экспертиза. Проблемы проведения психолого-психиатрической экспертизы.

СПЭ определения условий и места проживания ребенка с родителями.

Подготовка судебно-психологической экспертизы. Назначение судебно-психологической экспертизы. Выбор эксперта-психолога. Основания выбора применительно к каждому виду судебно-психологической экспертизы. Особенности постановки вопросов эксперту-психологу. Оценка результатов судебно-психологической экспертизы. Взаимодействие следователя с экспертом-психологом. Психологические основы допроса эксперта-психолога.

Наши рекомендации