Проверка домашнего задания. Сообщение темы и целей урока

Сообщение темы и целей урока

Изучение нового материала

Нашу республику называют очень красиво: синеокая, край голубых рек и озер. Почему? Сколько же озер и речек украшуют нашу страну? Ответ ученики находят в тексте учебника. А дальше предлагается совершить путешествие по физической карте Беларуси.

Практичекая работа по карте:

1. Определите, какая река протекает через территорию Беларуси с севера на юг. С какой возвышенности она берет начало? В какое море можно попасть, плывя по этой реке?

2. Как называется левый приток реки, на котором стоит город Гомель? Как называется правый приток, который пересекает Центральноберезинскую равнину? Как называется правый приток, который протекает по Полесской низменности?

3. Найдите реку, которая протекает на севере Беларуси и течет с востока на запад. Какой областной центр расположен на этой реке?

4. Определите на какой реке стоит город Гродно. В каком направлении течет река? В какое море можно попасть, плывя по этой реке?

5. На какой реке стоит город Брест?

Задания классу после представления результатов работы группы:

Как называется река в нашей местности? Какая река протекает по Полоцкой низменности? Какой приток р. Днепр течет с запада на восток? Какой притой р. Днепр пересекает Оршано-Могилевскую равнину? Как называется равнина, по которой течет р.Неман? Какая река самая длинная на территории нашей республики? Покажите ее самые крупные правые и левый притоки. Как называется река, на которой расположен наш областной центр?

Физкультминутка

Озеро. Озера на физической карте Беларуси.

Как назыается самое крупное озеро республики? Найдите и покажите его на карте. Как называется самое глубокое озеро республики? Самое крупное озеро группы Браславских озер – озеро Дривяты. Найдите его на карте.

Задания для обсуждения после выступления представителей группы:

Чем похожи и чем отличаются река и озеро?

Порассуждайте, где будет более чистая вода: в реке или озере? Почему?

Что происходит с водоёмами, если летом долго не идут дожди и стоит жаркая погода? Покажите на карте озеро Нарочь; Браславские озера. Где они находятся по отношению к. Минску?

Послушайте, как красиво о Нарочи написал В. Жукевич:

Возера Нарач прасторнае, чыстае!

Ты, як паветра такое празрыстае:

ціхай пагодаю свеціцца дно –

ты на планеце такое адно.

6. Закрепление изученного материала.

После обсуждения результатов работы в микрогруппах, проводится итоговой контроль и обобщение по заданиям примерно такого содержания:

1. Подчеркните лишннее.

А) На территории нашей республики протекают реки:

Днепр Западный Буг

Неман Западная Двина

Волга

2. Закончите предложения.

Самая длинная река на территории Беларуси – река ...

Самое крупное озеро нашей республики – озеро ...

3. Соедините стрелкой написанное в столбцах так, чтобы получилось полное название указанных равнин.

Полесская Низменность Центральноберезинская
Минская Возвышенность Полоцкая
Неманская Равнина Оршано-Могилевская

Проверка работ осуществляется детьми путем сравнения с эталоном.

Подведение итогов

Понравился ли вам урок? Чем? Что было трудным? Почему? Что было самым интересным? Чему научились на уроке? Довольны ли вы своей работой?

8. Домашнее задание: Стр. 42ответы на вопросы

Тема: Что такое природное сообщество? Что такое экология?

Цели: формировать представление о природном сообществе, понятие “экология”, систематизировать и обобщить знания о взаимосвязях в природе; развивать умения устанавливать природные взаимосвязи, прогнозировать последствия нарушения человеком равновесия в природе; создать условия для формирования убеждения в том, что в природе все взаимосвязано, что нарушения человеком природного равновесия может привести к гибели всего живого, в том числе и человека, что каждый человек в ответе за сохранение природных связей.

Ход урока

Организационный момент

Наши рекомендации