Закрепление изученного материала. Итоговая беседа проводится по вопросам:

Итоговая беседа проводится по вопросам:

Какая поверхность нашей страны? Какие виды равнин встречаются на территории страны? Равнины, низменности, возвышенности – это все виды равнин. Высота их поверхности над уровнем моря не превышает 200 м. Этим они похожи. А чем они отличаются? Какие равнины самые высокие над уровнем моря? Какие самые низкие? Какая часть Беларуси более низменная? Более возвышенная? Как мы это определили?

Давайте представим, что мы совершаем путешествие по нашей стране с г. Бреста сначала в г. Гомель. Какую равнину мы пересечем? С Гомеля мы отправляемся в г. Могилев. Какие формы поверхности мы пересечем? А теперь нам надо в г.Минск? А теперь мы в древнейшем городе Беларуси – Полоцке? На какой равнине мы окажемся?

Практическая работа на контурной карте (при наличии). Учитель представляет контурную карту, говорит, чем она отличается от физической карты. Ученики под руководством учителя подписывают на контурной карте Беларуси крупнейшие равнины.

Знакомство с природными богатствами нашей страны мы начали с её равнинного пространства. Почему же равнинное пространство считается природным богатством? Для ответа на этот вопрос, организуется работа в микрогруппах в течение 2 – 3 минут.

Подведение итогов

Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что вам особенно понравилось? Почему? Что было трудным? Почему? Что было делать легко? Почему? Поблагодарите друг друга за совместную работу.

8. Домашнее задание: Стр. 25ответы на вопросы

Тема: Полезные ископаемые: гранит, песок, глина, торф, нефть

Цели: формировать представление о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека, учить проводить простейшие опыты, фиксировать их результаты; развивать умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать восхищение разнообразием природы, ее мудростью, а также аккуратность и дисциплинированность при проведении практической работы и опытов.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Сообщение темы и целей урока

Вводная беседа: С какими природными богатствами мы уже познакомились? Почему равнинный рельеф считается природным богатством? Почему водоемы являются – одним из главных богатств республики? Как вы думаете, можно ли считать природным богатством песок и глину, которые находятся у нас под ногами? После ответа на этот вопрос, учитель называет тему урока, говорит о том, что узнают дети на уроке, чему научатся.

Изучение нового материала

Ученики отвечают на вопросы учебника на стр.25.Чтобы сформировать представление о том, что такое полезные ископаемые, читается текст «Полезные ископаемые», выполняются задания к нему.

Перед практической работой по изучению гранита, учитель показывает демонстрационный образец его и с помощью вопроса «Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?» создает проблемную ситуацию, подводит учащихся к необходимости установить свойства этого полезного ископаемого. После проведения практической работы, ученики отвечают на поставленный ранее проблемный вопрос, а затем результаты практической работы сверяют с текстом учебника. По ходу практической работы, а также после чтения статьи учебника школьники заполняют таблицу в тетрадях, а учитель – на доске:

Свойства Гранит
Строение (зернистое, сыпучее) зернистое
Цвет Розоватый, серый, …
Твердость твердый
Прочность прочный
Другие свойства хорошо полируется

Дальше проводится практическая работа по изучению песка и глины, сравнению их свойств. Вопросы перед практической работой, как и в предыдущем случае, направлены на создание проблемной ситуации, подведение учащихся к необходимости проведения исследования.

В результате практической работы, а также анализа текстов заполняется таблица и делается вывод, чем похожи и чем отличаются песок и глина:

Свойства Песок Глина
Строение сыпучее несыпучее
Размеры частиц крупнее Мельче, как пыль
Цвет разнообразный также
Твердость твердый мягкая
Запах +
Отношение к воде Не растворяется также
Пластичность +
Как пропускает воду хорошо плохо

После изучения свойств, обосновывается использование песка и глины человеком, значение некоторых свойств в природе (например, нерастворимость в воде).

Учитель просит учащихся установить, что объединяет гранит, песок и глину; делается вывод, что это строительные материалы.

Перед изучением новой темы проводится вступительная беседа по вопросам перед текстом учебника «Торф, нефть».

Перед практической работой ставятся проблемный вопрос: Почему торф используется не только как топливо, но и как удобрение, подстилочный материал?

После практической работы читается текст «Торф», полученные знания в результате проведения практической работы сверяются с текстом учебника. По ходу практической работы и чтения текста учебника, заполняется первая часть таблицы «Свойства торфа и нефти»:

Свойства Торф Нефть
Состояние твердое Жидкое (маслянистая жидкость)
Цвет Темно-коричневого Почти черного
Строение Из остатков растений  
Отношение к воде Легче воды, хорошо впитывает влагу Легче воды, расплывается тонкой пленкой…
Горючесть + +

После изучения свойств торфа и объяснения использования его в хозяйстве, переходят к знакомству со свойствами нефти в процессе чтения статьи «Нефть». Перед чтением статьи ставятся проблемные вопросы: Почему нефть называют «черным золотом»? Почему так опасно, когда это «черное золото» попадает в водоем? Свои ответы учащиеся сверяют с текстом учебника, затем под руководством учителя заполняют вторую часть таблицы. По возможности полезно продемонстрировать следующие опыты. Учитель берет кусочек ваты и пропитывает ее нефтью. По результатам опыта делается вывод о том, что нефть имеет характерный запах. Затем пропитанный нефтью кусочек ваты кладется на бумагу. Ученики наблюдают, какой след оставляет вата. Вспоминаем, что оставляет такой след, в результате чего делается вывод о том, что нефть маслянистая жидкость. В миску с водой с помощью пипетки учитель капает несколько (2 - 3) капель нефти. Ученики наблюдают, как довольно быстро вся поверхность воды в миске затягивается тонкой радужной пленкой нефти, объясняют, почему это происходит (нефть маслянистая жидкость, легче воды). На поверхность воды с пленкой нефти осторожно помещается кусочек бумаги. Учитель пинцетом поднимает бумагу и обращает внимание детей на то, что на бумаге остается пленка нефти. Ученики рассуждают, что происходит с птицами, которые плавают в водоемах, куда попадает нефть.

Физкультпауза

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок .

А затем поприсядаем,

Никогда мы не устанем.

Закрепление изученного

Итоговой тест (можно устно):

1. Назови одним словом.

Песок, глина, гранит, калийные соли, нефть – это …

2. Подчеркни лишнее.

Наша республика особенно богата такими полезными ископаемыми, как песок, глина, торф, нефть, каменный уголь, калийная и каменная соли.

3. Вставь пропущенное.

Песок, глина, гранит – … материалы, а торф, нефть – … полезные ископаемые.

4. Соедини стрелкой написанное в столбцах.

Торф хорошо впитывает влагу, поэтому используется как удобрение
Торф состоит из остатков растений, поэтому используется как подстилочный материал.
Нефть и торф обладают таким свойством как горючесть, поэтому растекается на поверхности воды тонкой радужной пленкой.
Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, поэтому используются как топливо.

5. Отметь знаком «+» те утверждения, с которыми ты согласен, и знаком «–» те, с которыми не согласен.

Если экономно использовать тепло- и электроэнергию, то можно сберечь горючие полезные ископаемые на более длитетельный срок.

Полезные ископаемые – исчерпаемые природные богатства, поэтому каждый человек должен относиться к ним бережно.

Полезные ископаемые – неисчерпаемы природные богатства, поэтому человек может их использовать без всякого ограничения.

Экономно использовать тепло- и электроэнергию – значит сохранять полезные ископаемые, беречь окружающую среду от загрязнения, а также свое здоровье.

Чем больше мы добываем полезных ископаемых, тем сильнее мы загрязняем окружающую среду.

Для закрепления знаний используется игра «Узнай по описанию» и «Добавь словечко» (вначале дети опознают по указанным признакам полезное ископаемое, а затем добавляют «словечко»):

1. Твердый, прочный, хорошо полируется. А еще какой?

2. Твердый, хорошо пропускает воду, не растворяется в воде. А еще какой?

3. Полезное ископаемое состоит из частиц, не растворяется, не пропускает воду. А еще какая?

4. Его применяют при изготовлении кирпича и посуды, стекла. А еще для чего?

5. Из полезного ископаемого делают также кирпичи. А еще что?

Подведение итогов урока

8. Домашнее задание: Стр. 26, 28, 30, 33 ответы на вопросы

Тема: Разнообразие водоёмов. Река и озеро

Цели: формировать представление о разнообразии водоемов, их особенностях, познакомить учащихся с понятиями: река и озеро ; содействовать осознанию школьниками значения водоемов как важнейщих природных богатств нашей республики, своей роли в сохранении исчерпаемых водных ресурсов, воспитанию чувства восхищения красотой природы своей страны.

Ход урока

Организационный момент

Наши рекомендации