Перечень лекционных занятий
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСКИЙ АГРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. С. СЕЙФУЛЛИНА
Утверждаю:
Декан энергетического факультета
________________ С.С.Исенов
« » ______________2016 г.
Рабочая учебная программа
(СИЛЛАБУС)
По дисциплине: Экология и устойчивое развитие
Программа обучения: Агроэкология
Для специальности: 5В060800 - экология
Группа специальности: технические науки
Астана – 2016
Рабочая программа дисциплины для студентов (Силлабус) составлена на основании типовой программы по дисциплине «Экология и устойчивое развитие» утвержденной МОН РК № 514 от 3.11.2010 для специальностей сельскохозяйственные науки и в соответствии с рабочим учебным планом специальности.
Рассмотрено на заседании кафедры «Экология» _____________ г., протокол №
Заведующая кафедры Экологии Сатыбалдиева Г.К.
Рекомендована методической комиссией экономического факультета
________ _______________20_____ г. Протокол № __________
Председатель методической комиссии: И.И. Жумагулов
1.Данные о преподавателе: Жусупова Гульбану Кенесовна, старший преподаватель кафедры «Экология»
Период обучения – 2 семестра
Продолжительность семестра – 15 недель
2.Данные о дисциплине: Курс дисциплины «Экология и устойчивое развитие»,
Тип модуля – общеобразовательное
Код дисциплины - EUR 1110
2 кредита
Курс включает: лекций – 15 часов, практических – 15 часов, СРСП – 15 часов, СРС - 45 часов.
Форма контроля - экзамен
Распределение учебного времени
Недели семестра | Р | Р | Все го | |||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||
Практические | ||||||||||||||||
СРСП | ||||||||||||||||
СРС | ||||||||||||||||
Итого |
3. Пререквизиты курса – теоретическая база курса основывается на знаний следующих дисциплин: биология, химия, физика, география
4. Постреквизиты курса- основные положения данного курса используются при изучении таких дисциплин как: философия, агроэкология, мелиорация и рекультивации сельскохозяйственных земель, охрана труда, особо охраняемые природные территории.
Описание курса
- цель дисциплинысформировать целостное представление об основных закономерностях устойчивого развития природы и общества.
- краткое содержание дисциплины.Изучение закономерностей взаимодействия живых организмов со средой обитания; закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ; формирование межвидовых взаимоотношений в экосистемах; эволюция биосферы и учение биосферной концепция В.И.Вернадского; глобальные экологические проблем современности; история развития понятия «устойчивое развитие»; деятельность международных организаций по вопросам охраны природы и ее устойчивого развития; мероприятия по рациональному природопользованию и охрана природных русурсов; роль экологического образования и просвещения, как один из аспектов устойчивого развития природы и общества. Главная цель экологического образования- - формирование ответственного бережного отношения студентов к окружающей среде и своему здоровью. Такой подход позволит будущим специалистам с высшим образованием принимать экологически грамотные решения и, тем самым, способствовать устойчивому развитию природы.
Результаты обучения
после окончания изучения дисциплины студенты должны:
Иметь представление об: экологии, как теоретической базы охраны природы и рационального природопользования; приспособлении популяций к различным средам обитания; взаимоотношениях организмов между собой и формирование межвидовых связей в экосистемах; целостность и устойчивость экосистем; учение биосферной концепция В.И.Вернадского; возникновении понятия «устойчивое развитие», глобальных экологических проблем современности, рациональном природопользовании и охраны окружающей среды, как один из аспектов устойчивого развития.
Дескриптор А.Знать и понимать
•основные закономерности, определяющие взаимодействия живых организмов со средой обитания;
• распространение и динамику численности организмов, структуру сообществ и их динамику;
• закономерности потока энергии через живые системы и круговорота веществ , функционирования экологических систем и биосферы в целом;
• основные принципы охраны природы и рационального природопользования;
• социально - экологические последствия антропогенной деятельности ;
• концепцию, стратегии, проблемы устойчивого развития и практические подходы к их решению на глобальном, региональном и локальном уровнях.
Дескриптор В. Уметь:
•выявлять и анализировать естественные и антропогенные экологические процессы и возможные пути их регулирования;
• разбираться в современных концепциях и стратегиях устойчивого развития человечества, направленных на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с целью сохранения стабильности биосферы и развития социума без катастрофических кризисов;
• использовать полученные знания о закономерностях взаимодействия живых организмов и окружающей среды в практической деятельности для сохранения устойчивого развития .
Дескриптор С. Владеть:делать выводы, которые будут результатом не простого механического заучивания, а плодом творческого мышления; оперировать усвоенными знаниями и применять их в процессе профессиональной деятельности; умение работать в группе, искать и находить компромиссы, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии; усвоение основных методов оптимизации взаимоотношений между обществом и природой с учетом интересов будущих поколений
Дескриптор Д. Уметь:Работать в группе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими студентами. Обладать навыками организаторской работы по формированию команды для решения поставленных задач. Иметь лидерские качества и способностью управлять людми для достижения цели.
Дескриптор С. Приобрести практические навыкианализа экологических процессов, постановки конкретных задач и приоритетов устойчивого развития природы и общества и использования полученных знаний для решения экологических задач; знания по закономерностям развития биосферы и условий сохранения её устойчивости, а также реализации идей устойчивого развития в разных странах, в том числе и в Республике Казахстан
Содержание курса.
Перечень лекционных занятий
Наименование темы | Объем, час | Литература |
Тема1. Введение. Экология и краткий обзор ее развития.Определение экологии как науки. Цели, задачи и методы экологии. Краткая история формирования и развития экологических знаний. Разделы экологии: аутэкология, демэкология, синэкология, глобальная экология. Взаимосвязь экологии с другими науками. Роль экологии в решении практических задач. | ОЛ: 1,2,5,10,13, 19,24,27,32 ДЛ: 1,13,15,30 | |
Тема 2. Экология особи - аутэкология.Уровни организации живых систем. Организм и условия его обитания. Экологические группы (по среде обитания). | ОЛ: 1,2,5,10,13, 19,24,27,32 ДЛ: 1,13,15 | |
Тема 3. Экологические факторы и их классификация. Специфические особен-ности действия антропогенного фактора. Закон минимума Либиха. Закон толерантности Шелфорда. Диапазон толерантности. Стенобионтные и эврибионтные организмы. Экологическое значение основных абиотических факторов в жизнедеятельности организмов. Экологи-ческая емкость среды. | ОЛ: 2,6,9,10, 12,14,17,24,28,31 ДЛ: 5,6,13,15,18 | |
Тема 4. Экология популяций — демэкология.Понятие о популяции. Статические характеристики популяция: численность (плотность) и биомасса популяции, возрастной и половой состав. Пространственное размещение и его характер: случайное, равномерное и групповое. Принцип Олли. Динамические характеристики популяции: рождаемость, смертность, кривые выживания, скорость роста. Экспоненциальный и логистический рост численности популяции. Регуляция численности популяции. Факторы, зависимые и независимые от плотности популяции. | ОЛ: 2,10, 11-14,17,24,30 ДЛ: 1,6,12,15,20 | |
Тема 5. Экология сообществ — синэкология.Понятие о биоценозе, биогеоценозе. Основные формы межвидовых связей в экосистемах (нейтрализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, хищничество, паразитизм). Межвидовая конкуренция как один из основных механизмов поддержания видовой структуры сообщества. Принцип конкурентного исключения Г.Ф.Гаузе. Экологическая ниша: потенциальная и реализованная. | ОЛ: 2,10, 11-14,17,24,30 ДЛ: 1,6,12,15,20 | |
Тема 6. Закономерности организации экосистем.Понятие об экосистеме. Поток энергии и круговорот химических элементов в экосистеме. Первое и второе начало термодинамики. Правила 1% и 10% энергии Линдемана. Трофическая структура биоценоза (продуценты, консументы, редуценты). Пищевые цепи и трофические уровни, пищевые сети. Экологические пирамиды (численности, биомассы, энергии). Продуктивность экосистем (первичная и вторичная). Естественное развитие экосистем: первичная и вторичная сукцессия. Целостность и устойчивость экосистем, механизмы устойчивости экосистем. Критерии и основные показатели устойчивости природных экосистем. | ОЛ: № 3,4,5,10,12-14,17-19,27,29,32 ДЛ: № 2,6,13,15,17, | |
Тема 7. Биосфера и ее устойчивость.Формирование концепции биосферы. Эволюция биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере. Концепция живого вещества. Выявление глобальной роли живого вещества. Концепция антропогенного воздействия как мощного геологического и геохимического фактора. Место человека в экологической системе. Круговорот веществ в биосфере. Глобальные биогеохимические циклы. Основные биогеохимические законы В.И.Вернадского. Современная биосфера. Рост производства и нагрузки на окружающую среду. | ОЛ: 3,4,8,10,11,21,29 ДЛ: 1-3,6,15,17 | |
Тема 8. Концепция Устойчивого развития. История возникновения понятия «устойчивое развитие»; Римский клуб, работы Медоуза и Форестера (Пределы роста, 1972). Декларация Первой конференции ООН по окружающей среде (Стокгольм, 1972). Всемирные саммиты в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002). Хартия устойчивого развития Европейских городов (г. Ольборг, Дания, 1994). Факторы Устойчивого развития: экологический (граница коридора, в котором должна развиваться цивилизация), экономический фактор (преобразование рыночной системы), социальный (с.-х. производство, права человека, демография). | ОЛ: 3,4,8,10,11,21,29 ДЛ: 1,3,8-10,16, 17 | |
Тема 9. Стратегии и принципы устойчивого развития. Уровни устойчивого развития - локальный, региональный, национальный, межгосударственный, глобальный. Факторы, определяющие возможности устойчивого развития на каждом уровне. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. Деятельность международных организаций по научной разработке теории устойчивого развития. | ОЛ: 3,4,8,10,11,21,29 ДЛ: 1-3,6, 8-10,15,17 | |
Тема 10. Природные ресурсы и их рациональное природопользование как один из аспектов устойчивого развития. Оптимизация окружающей среды как теоретическая основа рационального природопользования. Характеристика природных ресурсов Земли: литосферы, гидросферы и атмосферы. Классификация природных ресурсов: исчерпаемые, неисчерпаемые, возобновимые, невозобно-вимые. Биологические ресурсы и продовольственная безопасность. Охрана природы. Рациональное природопользование, малоотходные и безотходные технологии. Использование альтернативных экологи-чески чистых источников энергии как компоненты устойчивого развития экосистем и общества. | ОЛ:3, 5,10,13,14,16,28 ДЛ: 2,5,20 | |
Тема 11. Антропогенные факторы возникновения неустойчивости в биосфере. История взаимодействия природы и общества: основные этапы (биогенный, аграрный, промышленный, информацион-ный). Роль природы в становлении и развитии человеческого общества. Дифференциация антропогенной нагрузки на окружающую среду в зависимости от типа цивилизации на различных ступенях ее развития. Виды антропогенного воздействие на ОС. Загрязнение атмосферы, воды, почвы и их экологические последствия. Виды загрязнения окружающей среды (физическое, химическое и биологическое) и их эколого-генетические последствия. | ОЛ: 3, 6,9,12-17,23,24,28 ДЛ: 5,7,17,18-20 | |
Тема 12. Глобальные экологические проблемы современности.Причины возникновения изменения климата, разрушение озонового слоя, кислотные дожди, опустынивание, сокращение биоразнообразия, загрязнения Мирового океана и их последствия. Экологические проблемы, связанные с интенсификацией сельского хозяйства и промышленности. Пути решения экологических проблем. | ОЛ: 4, 9,10,12, 21,22,25,31 ДЛ: 2,5,13,15,17-19 | |
Тема 13. Социально-экологические проблемы современности и устойчивое развитие.Социально-экологический кризис и устойчивое развитие. Рост населения и изменение его качества. Факторы, влияющие на рождаемость, методы и способы планирования семьи. Проблемы урбанизации. Бедность и неэквивалентность распределения доходов. Проблемы энергети-ческого кризиса и пути их решения. Мировая продовольственная проблема, пути решения. Ресурсный кризис, причины и последствия, пути решения. Изменение генофонда, возрастание общей агрессивности среды, новые виды воздействий на живые организмы. Войны и терроризм; экологические последствия. Военно-промышленный комплекс и среда обитания. | ОЛ: 4, 5, 10,18, 20,24,27,29,30 ДЛ: 3,5,17 | |
Тема14. Охрана природы и устойчивое развитие.Принципы и методы охраны окружающей среды. Заповедные территории как одна из форм охраны окружающей среды. Охрана генетического разнообразия. Биосферные резерваты. Красная книга и ее роль в сохранении биоразнообразия. Разработка основ рационального природопользования и охраны окружающей среды как необходимого условия перехода к устойчивому развитию. Роль экологического образования и просвещения в обеспечении устойчивого развития человечества. | ОЛ: 2, 4,8,9,12,14, 19,24,26,28,31 ДЛ: 2,5,7,9, 12,13,16-20 | |
Тема 15. Актуальные экологические проблемы устойчивого развития Республики Казахстан.Процессы дестабилизации природной среды в РК, причины и следствия. Социально-экологические проблемы Приаралья. Последствия ядерных испытаний для человечества. Семипалатинский ядерный и другие полигоны на территории РК. Антиядерное движение Невада-Семей. Методы и критерии оценки состояния окружающей среды. Экологический мониторинг, принципы его организации. Химический, физический и биологический мониторинг. Законодательство Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Экологическое образование и воспитание населения в РК. Обеспечение устойчивого развития Республики Казахстан: концепция Устойчивого развития. Стратегии устойчивого развития и механизмы обеспечения устойчивого развития Казахстана. | ОЛ: 8, 26,27,29,32 ДЛ: 5,14,16-19 |