Экономико—правовой механизм охраны окружающей сред

Экономический механизм охраны окружающей природной среды выражается в том, что наряду с административно—правовыми средствами воздействия в него включаются экономические средства и методы, которые стимулируют субъектов природопользования к рациональному и бережному отношению к природе. Для решения данной задачи определено следующее:

1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

2) установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;

3) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

4) предоставление предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

5) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

Целью механизма финансирования природопользования является развитие прямых и косвенных методов государственного регулирования данной

на природоохранные цели: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты.

Помимо основных источников финансирования, существуют и внебюджетные дополнительные источники поступления денежных средств на природоохранные цели. Ими являются внебюджетные экологические фонды. Такие фонды создаются в РФ, республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, городах, районах.

Собственные средства для финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды вправе использовать отдельные предприятия, учреждения и организации.

Указанным субъектам Закон предоставляет право на формирование собственных экологических фондов за счет:

1) амортизационных отчислений по природоохранным сооружениям и объектам;

2) поступлений по искам в счет возмещения ущерба предприятию в результате нарушения природоохранных требований другими предприятиями;

3) за несвоевременный ввод в действие и низкое качество природоохранных объектов по вине подрядных организаций;

4) целевых банковских кредитов на природоохранные цели и др.

Экологическое страхование как элемент экономического механизма охраны природной среды – способ защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в случае наступления неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, которые создаются страхователями.

Формы экологического страхования: обязательное; добровольное.

20. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды

Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причинившее вред окружающей среде и здоровью человека.

Объект экологического правонарушения – общественные отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Непосредственный объект экологического правонарушения – общественные отношения в той или иной определенной области природопользования.

Объективная сторона экологического правонарушения – противоправное деяние, которое выражается в действии или бездействии.

Субъективная сторона экологического правонарушения выражается в форме вины. Вина за совершенное экологическое правонарушение может быть в двух формах: умысла и неосторожности.

Субъект экологического правонарушения – граждане, т. е. вменяемые физические лица, достигшие установленного возраста, и юридические лица, к которым относятся иностранные организации и граждане.

Вид юридической ответственности определяется содержанием состава экологического правонарушения и степенью его последствий.

Виды ответственности за совершение экологических правонарушений:

1) дисциплинарная – применяется за нарушение экологического законодательства к работникам, в трудовые функции которых входит непосредственное соблюдение эколого—правовых норм;

2) административная – применяется в случаях сои юридическими лицами правонарушений, которые предусмотрены в нормах административного права и которые причинили вред природной среде;

3) материальная – применяется за причинение ущерба или нанесения вреда гражданам и окружающей природной среде:

а) гражданско—правовая материальная ответственность;

б) трудовая материальная ответственность;

4) уголовная – наступает при наличии всех элементов состава экологического преступления.

Основные признаки разграничения состава административного правонарушения от преступления определены в Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (УК РФ). Составы экологических преступлений отличаются т составов других видов преступлений, которые предусмотрены УК РФ, по двум основным признакам – объекту и наличию вреда, причиненного природной среде. Экологические преступления систематизированы в гл. 26 УК РФ. К ним относятся: нарушение правил экологической безопасности при производстве работ, нарушение правил хранения, загрязнение моя, порча земли, незаконная охота, нарушение правил охраны рыбных запасов и др.

Субъекты уголовной ответственности за экологические преступления – физические лица, достигшие 6–летнего возраста.

21. Земля как объект правовой охраны

В соответствии с Земельным кодексом РФ от 25 октября 2001 г. № 136–ФЗ (ЗК РФ) объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

Статья 9 Конституции РФ предусматривает, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иной форме собственности. Причем частная собственность стоит на первом месте, что подчеркивает ее ведущее значение.

Частная форма собственности может быть двух видов: индивидуальной и коллективной. Земельным законодательством предусмотрено 8 оснований, в соответствии с которыми индивидуальная собственность граждан признается государством:

1) крестьянское (фермерское) хозяйство;

2) личное подсобное хозяйство;

3) садоводство;

4) животноводство;

5) индивидуальное жилищное строительство;

6) гаражное строительство;

7) предпринимательская деятельность;

8) дачное строительство.

Виды коллективной формы частной собственности на землю: долевая; совместная.

Виды государственной собственности на землю:

1) федеральная собственность РФ в целом;

2) собственность субъектов РФ – республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

Конституция РФ относит разграничение государственной собственности на федеральную и собственность субъектов РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Муниципальная форма земельной собственности представляет собой относительно новую форму для российского законодательства. Она рассматривается как разновидность государственной собственности. Однако закон не относит ее и к видам частной собственности. На правах муниципальной собственности земля принадлежит: административно—территориальным районам, городам, сельским и другим населенным пунктам.

Вследствие приватизации государственных земель в РФ сложились в формы использования земли гражданами и их коллективами.

Эти формы использования осуществляются на следующих основах:

1) предоставления (приобретения) права частной, долевой или общей совместной собственности на землю;

2) предоставления земли в пользование;

3) передачи земли в аренду. Условия использования земельного участка, который предоставляется на основании аренды, определяются соглашением сторон, а затем оформляются договором аренды. На арендных условиях земельные участки могут предоставляться любым физическим и юридическим лицам, в том числе иностранным гражданам, лицам без гражданства, международным объединениям и организациям, иностранным государствам, иностранным юридическим лицам.

Арендодатель – собственник земли.

22. Право водопользования и его виды

Согласно ВК РФ воды – это вся вода, которая находится в водных объектах, т. е. в местах сосредоточения вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющих границы, объем и черты водного режима.

Водный фонд РФ представляет совокупность водных объектов в пределах территории РФ, включенных или подлежащих включению в государственный водный кадастр.

Водопользование делится на общее, специальное и особое.

Общее водопользование – использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.

Специальное водопользование – использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств.

В особое пользование предоставляются водные объекты для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд.

Виды водопользования (для лиц, не являющихся собственниками водных объектов; в зависимости от целей использования, ресурсного потенциала и экологического состояния водных объектов):

1) долгосрочное пользование (от 3 до 25 лет);

2) краткосрочное пользование (до 3 лет);

3) ограниченное пользование (водный сервитут).

Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и водного законодательства не следует иное.

Условия возникновения права водопользования:

1) лицензия на водопользование;

2) договор пользования водным объектом;

3) при установлении особого режима пользования – решение Правительства РФ.

Причины прекращение права пользования водными объектами:

1) отказ водопользователя от пользования водными объектами;

2) истечение срока, на который предоставляются в пользование водные объекты;

3) смерть водопользователя—гражданина;

4) прекращение деятельности водопользователя – юридического лица;

5) прекращение особого режима пользования водными объектами;

6) естественное или искусственное исчезновение водных объектов;

7) переход прав пользования водными объектами;

8) неиспользование водных объектов в течение 3 лет;

9) неиспользование в течение 1 одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;

10) использование водных объектов не по целевому назначению;

11) возникновение необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд;

12) несоблюдение водопользователем условий и требований, установленных в лицензии и договоре.

23. Объекты и субъекты водных отношений

Основой регулирования водных отношений (использования и охраны водных объектов) является ВК РФ.

Объект водных отношений – водный объект, т. е. сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, или его часть.

Виды водных объектов:

1) поверхностные водные объекты – это постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, которое имеет границы, объем и черты водного режима. Состоят из поверхностных вод, дна и берегов. Среди поверхностных водных объектов выделяют:

а) поверхностные водотоки и водохранилища на них – это реки, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов;

б) поверхностные водоемы, воды которых находятся в состоянии замедленного водообмена – озера, водохранилища, болота и пруды;

в) ледники – движущиеся естественные скопления льда атмосферного происхождения на земной поверхности – и снежники – неподвижные естественные скопления снега и льда, сохраняющиеся на земной поверхности в течение всего теплого времени года или его части;

2) внутренние морские воды – морские воды, которые расположены в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориального моря РФ;

3) территориальное море РФ – прибрежные морские

4) подземные водные объекты – сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, которое имеет границы, объем и черты водного режима:

а) водоносный горизонт – воды, которые сосредоточены в трещинах и пустотах горных пород и которые находятся в гидравлической связи;

б) бассейн подземных вод – совокупность водоносных горизонтов, которые расположены в недрах;

в) месторождение подземных вод – часть водоносного горизонта, в пределах которой имеются благоприятные условия для извлечения подземных вод;

г) естественный выход подземных вод – выход подземных вод на суше или под водой;

5) водные объекты общего пользования, т. е. те, которые находятся в общедоступном, открытом пользовании;

6) водные объекты особого пользования, т. е. те, которыми пользуется ограниченный круг лиц.

Субъектами водных отношений являются:

1) РФ (органы государственной власти);

2) субъекты РФ;

3) муниципальные образования (органы местного самоуправления);

4) водопользователи (граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование).

Водопользователь—гражданин может использовать водные объекты для собственных нужд или для осуществления предпринимательской деятельности.

24. Водные сервитуты

Водный сервитут – это право ограниченного пользования водным объектом.

Водный сервитут устанавливается для лиц, которые не являются собственниками водных объектов, а также в зависимости от целей использования данного водного объекта. Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке. Изменение русла реки или другое изменение местоположения водного объекта не влечет изменения или прекращения права пользования им, если из существа правоотношения и водного законодательства не следует иное.

Существуют следующие формы водного сервитута:

1) публичная – каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами;

2) частная – ограничение прав лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование. Частные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Цели установления обеих форм водных сервитутов:

1) забор воды без применения сооружений, технических средств и устройств;

2) водопой и прогон скота;

3) использование водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.

Также возможно установление иных водных сервитутов.

Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование. Договор установления частного водного сервитута заключает ся водопользователем с лицом, в пользу которого ограничивается право пользования водным объектом, и подлежит регистрации (кроме публичного сервитута). Если соглашение об установлении или условиях сервитута не достигнуто, то спор разрешатся судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Водопользователь объекта, обремененного сервитутом, имеет право, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование этим водным объектом.

Обременение объекта водным сервитутом не является основанием для лишения пользователя этим водным объектом прав водопользования. Сервитут охраняется при переходе прав на водопользование объектом, который обременен этим сервитутом, другому лицу. Сервитут не является самостоятельным предметом купли—продажи, залога и не может передаваться каким—либо способом лицам, не имеющим причин для установления данного сервитута. По требованию пользователя водным объектом, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен после устранения оснований, по которым он был установлен. Если водный объект, который предназначен для использования гражданином или юридическим лицом, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целью пользования им, то водопользователь имеет право требовать по суду прекращения сервитута.

Наши рекомендации