Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны

Международное право окружающей среды представляет собой совокупность международно-правовых норм, регулирую­щих отношения между его субъектами по обеспечению рацио­нального использования природных ресурсов Земли и охране глобальной окружающей среды от вредных воздействий в инте­ресах настоящего и будущих поколений людей.Предметом меж­дународного права окружающей среды являются международные экологические отношения, т.е. отношения в сфере взаимодейст­вия человечества с природой.

В контексте развития и реализации международного права ок­ружающей среды деятельность мирового сообщества в области ре­гулирования природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны природной среды от вредных химических, фи­зических и биологических воздействий осуществляется посредст­вом нормотворчества; взаимных консультаций; мониторинга при­родной среды и обмена экологически значимой информацией, контроля за состоянием природы, применения мер международ­ной ответственности за нарушение норм и принципов междуна­родного права.

Если природоохранительная деятельность на национальном уровне осуществлялась и регулировалась в определенной степени уже в древности, то международное сотрудничество в области охраны окружающей среды зародилось лишь в конце XIX в. Сна­чала оно носило эпизодический характер, основывалось на дву­сторонних мерах, касалось охраны отдельных природных объек­тов. Одним из первых было Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Первым крупным многосторонним природоохра­нительным мероприятием считается конференция по междуна­родной охране природы, которая состоялась в ноябре 1913 г. в Берне (Швейцария).

Под воздействием ряда факторов активное многостороннее и двустороннее природоохранительное сотрудничество началось во второй половине XX в. Основные из этих факторов — использо­вание достижений научно-технического прогресса в целях интен­сификации развития экономики, связанное с этим использование во все возрастающих масштабах природных богатств и загрязне­ние окружающей среды планеты, развитие программ использова­ния космоса и др.

Субъектами международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и не­правительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окру­жающей среды в международных пространствах.

Объект международно-правового регулирования охраны окру­жающей среды и природопользования — вся природа планеты Земля и околоземное космическое пространство. Одновременно такой охране подлежат отдельные объекты природной среды, включая Мировой океан и его ресурсы, атмосферный воздух, жи­вотный и растительный мир, недра, уникальные природные ком­плексы. В системе объектов регулирования охраны и использова­ния таких объектовможно выделить несколько категорий:

• международные природные объекты и ресурсы, находящие­ся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Ан­тарктика, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство);

• природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя или более государствами. К таким объектам относятся пограничные реки (Дунай, Селенга, Рейн) и озера (в том числе Каспийское море), по­граничные природные комплексы или месторождения полезных ис­копаемых, популяции мигрирующих видов животных;

• природные объекты и ресурсы, находящиеся под националь­ной юрисдикцией. Например, массив первичных лесов в Респуб­лике Коми на территории Печоро-Ильчинского государственного заповедника прд названием «Девственные леса Коми», озеро Бай­кал, признанные в соответствии с Конвенцией об охране всемир­ного культурного и природного наследия (1972 г.) участками все­мирного природного наследия. Сюда же относятся иные природ­ные ресурсы, полностью находящиеся под национальной юрис­дикцией, но отношения по поводу которых также регулируются международными правовыми нормами.

Международное право окружающей среды на современном этапе — динамично развивающаяся отрасль современного между­народного права и его науки. Вопрос о его источниках важно рас­смотреть в историческом аспекте. При отсутствии международ­ных договоров в данной сфере межгосударственные отношения регулировались на основе международных обычаев. Один из при­знанных обычаев был основан на принципе непричинения ущерба окружающей среде соседнего государства. С учетом этого принци­па принимались решения международных судов.

На современном этапе источники международного права окру­жающей среды подразделяются на два вида:

• закрепляющие действующие правовые принципы и нормы и образующие право в подлинном смысле этого слова («твер­дое», т.е. обязательное право);

• содержащие необязательные правила, но оказывающие тем не менее влияние на международные отношения своим авторите­том («мягкое», т.е. рекомендательное право).

В соответствии с приведенной классификацией к категории источников обязательного международного права окружающей среды должны быть отнесены такие акты, как Конвенция о меж­дународной торговле видами дикой фауны и флоры, находящи­мися по угрозой исчезновения (1973 г.), Соглашение об охране полярных (белых) медведей (1973 г.), Конвенция об охране Сре­диземного моря от загрязнения (1976 г.), Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 г.), Кон­венция о трансграничном загрязнении воздуха на большие рас­стояния (1979 г.), Венская конвенция по охране .озонового слоя (1985 г.) и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.); ряд новейших конвенций — Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция по охране и использованию трансграничных водото­ков и международных озер (1992 г.), Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1992 г.), Конвенция по защите Черного моря от загрязнения (Бу­харестская конвенция 1992 г.), Конвенция по защите морской среды Балтийского моря (1992 г.) и др.

Действует более тысячи договоров, конвенций, соглашений, непосредственно регулирующих отношения по природопользова­нию и охране окружающей среды. Наряду с ними подписано свыше 3000 двусторонних международных документов в данной сфере. При этом Россия участвует в 78 многосторонних соглаше­ниях. Двусторонние договорные отношения Россия имеет со всеми соседними государствами, а также многими другими госу­дарствами Европы, Америки и Азии. О роли и месте международ­ных договоров и принципов в системе российского права свиде­тельствует то обстоятельство, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права, а также международные договоры Российской Фе­дерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международ­ного договора.

Особым источником международного права окружающей среды являются носящие обязательный характер решения неко­торых международных организаций -- Генеральной Ассамблеи ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейского экономического сообщества и др.

Примерами другого вида источников международного эколо­гического права, т.е. создающими «мягкое» право, могут слу­жить Стокгольмская декларация Конференции ООН по окружаю­щей человека среде (1972 г.), Всемирная стратегия охраны природы (1980 г.), Декларация принципов Рио по окружающей среде и развитию (1992 г.) и др. Названные и другие аналогичные документы не регулируют непосредственно поведение членов международного сообщества, но они обладают огромным автори­тетом и этим побуждают государства и международные организа­ции к активной деятельности и сотрудничеству в области охраны природы.

Наши рекомендации