В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе

Дискуссия о порядке проведения морских научных исследова­ ний в исключительной экономической зоне развернулась еще в Комитете ООН по морскому дну между сторонниками свобо­ ды морских научных исследований (иногда при условии предвари­ тельного уведомления прибрежных государств) и сторонниками их

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

I См.: Мировой океан и международное право. Правовой режим морских на­ учных исследований и передача технологии. М., 1991. С. 70-71.

§ 5. Исследования в исключительной экономической зоне 315

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

проведения с согласия прибрежных государств. Первой из указан­ ных позиций придерживались США и большинство других про­ мышленно развитых стран, а второй -делегации Китая, Канады, некоторых стран Латинской Америки.

Вряд ли правомерен, на наш взгляд, подход, согласно которому государства-исследователи (первая из названных групп госу­ дарств) якобы стремятся защитить интересы науки, а преимущест­ венно развивающиеся страны (вторая группа государств) -макси­ мально расширить свою юрисдикцию в исключительной экономи­ ческой зоне. На наш взгляд, результаты научных исследований крайне необходимы для всех государств, и ограничение свободы их проведения в огромных пространствах Мирового океана -в ис­ ключительных экономических зонах -негативно скажется на раз­ витии разведки и разработки природных ресурсов. Тем не менее несомненным является такой факт, как стремление развивающих­ ся государств к расширению своей юрисдикции в исключительных экономических зонах путем установления в них <<режима согла­ сия» на проведение иностранными государствами морских науч­ ных исследований в этих морских пространствах.

По вопросу о выборе режима проведения морских научных ис­ следований в исключительной экономической зоне на III Конфе­ ренции ООН по морскому праву высказывались различные мне­ ния. Одни государства выступали за систему явно выраженного согласия, другие -за систему предварительного уведомления при­ брежных государств, а третьи (Великобритания, ФРГ и др.) -за систему согласия лишь в отношении морских научных исследова­ ний, касающихся разведки и разработки природных ресурсов, и за свободу проведения других научных исследований.

Многие государства, поддерживая в целом систему согласия, считали, что при определенных обстоятельствах прибрежные госу­ дарства не должны отказывать в согласии на проведение морских научных исследований.

Пытаясь найти компромисс между системой явно выраженного согласия и системой предварительного уведомления, делегации некоторых государств (Италии и развивающихся стран) внесли предложение, основанное на системе подразумеваемого согласия, которое в дальнейшем сыграло определенную роль на 111 Конфе­ ренции ООН по морскому праву для достижения консенсуса по вопросу о режиме морских научных исследований в исключитель­ ной экономической зоне и на континентальном шельфе. Делега-

316 Глава VI. Правовой режим морских научных исследований

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

ция СССР в целях выработки взаимоприемлемого решения, учи­ тывающего позицию большинства участников, тоже поддержала это предложение.

В Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. после большой и напряженной работы были внесены сбалансированные положения о порядке и об условиях проведения морских научных исследова­ ний в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, построенные на системе согласия прибрежного государ­ ства.

со­
Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские науч­ ные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе. Таким образом, в Конвенции установлен в целом разрешительный порядок проведения всех мор­ ских научных исследований в этих морских пространствах. Однако он не равнозначен разрешительному порядку, действующему во внутренних морских водах и территориальном море прибрежного государства. Исходя из суверенитета на эти морские пространства, прибрежное государство имеет исключительное право регулиро­ вать, разрешать и проводить морские научные исследования, а так­ же устанавливать условия их проведения другими государствами и компетентными международными организациями. В отношении же исключительной экономической зоны и континентального шельфа прибрежное государство обладает лии1ь юрисдикцией, кото­ рая не имеет исключительного характера. И потому условия прове­ дения морских научных исследований в данных морских простран­ ствах устанавливаются не прибрежными государствами, а в ответствии с относящимися к это.му 11олоJ1сения.ми настоящей Конвенции. Прибрежные государства обязаны соблюдать такие по­ ложения и не вправе ужесточать режим проведения научных иссле­ дований.

Морские научные исследования в этих морских пространствах проводятся с согласия прибрежного государства. Показателем то­ го, что эта юрисдикция не имеет исключительного характера, яв­ ляется положение п. 3 ст. 246 Конвенции, в котором предусматри­ вается следующее: <<Прибрежные государства при обычных об­ стоятельствах дают свое согласие на осуществление другими государствами или компетентными международными организа­ циями морских научно-исследовательских проектов в своей ис­ ключительной экономической зоне или на своем континенталь-

§ 5. Исследования в исключительной экономической зоне 317

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

нам шельфе в соответствии с настоящей Конвенцией исключи­ тельно в мирных целях и для расширения научных знаний о морской среде на благо всего человечества. С этой целью прибреж­ ные государства устанавливают нормы и процедуры, обеспечиваю­ щие, чтобы не было неоправданных задержек или отказов в таком согласии>>.

Содержание этой статьи как раз свидетельствует о желании всех участников 111 Конференции ООН по морскому праву найти ра­ зумный компромисс между сторонниками свободы научных ис­ следований, приверженцами уведомительного порядка их прове­ дения и системы согласия прибрежных государств на проведение любых научных исследований в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе.

У прибрежного государства должны быть серьезные основания для отказа в разрешении на проведение морских научных исследо­ ваний со ссылкой на отсутствие обычных обстоятельств. Даже та­ кой серьезный факт, как отсутствие дипломатических отношений между прибрежным государством и государством-исследователем, не может рассматриваться согласно Конвенции как необычное об­ стоятельство, дающее право прибрежному государству отказать другому государству в согласии на проведение морского исследо­ вания в его исключительной экономической зоне или на конти­ нентальном шельфе (п. 4 ст. 246).

В Конвенции предусматривается, что прибрежные государства могут, однако, по своему усмотрению отказать в согласии на осу­ ществление другим государством или компетентной междуна­ родной организацией в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства морского научно-исследовательского проекта, если этот проект:

а) имеет непосредственное значение для разведки и разработки природных ресурсов, как живых, так и неживых;

б) включает бурение на континентальном шельфе, использова­ ние взрывчатых веществ или привнесение вредных веществ в мор­ скую среду;

в) включает строительство, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок или сооружений в исключи­ тельной экономической зоне и на континентальном шельфе;

r) содержит информацию, предоставленную на основании ст. 248, в отношении характера и целей проекта, которая является неточной, или если проводящие исследования государство или

318 Глава VI. Правовой режим морских научных исследований

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

компетентная международная организация имеют невыполненные обязательства перед прибрежным государством, вытекающие из ранее осуществленного исследовательского проекта (п. 5 ст. 246). Такое право отказать в своем согласии вытекает из общего разре­ шительного порядка проведения всех морских научных исследова­ ний.

В порядке исключения из положения, предусмотренного в п. 5 ст. 246 Конвенции, прибрежные государства не J110гут 110 своему ус­

,нотрению отказать в согласии на проведение .морских научно-иссле­ довательских проектов , которые должны осуществляться на конти­ нентальном шельфе за пределами 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, вне тех установленных районов, которые прибрежные государства в любое время могут официально объявить районами, где ведутся или будут вестись после разумного периода времени сосредоточен­ ные в этих районах операции по разработке или детальной развед­ ке. Прибрежные государства дают разумные уведомления о таких районах, которые они могут объявить, а также о любых изменени­ ях в отношении этих районов.

Еще одно положение, направленное на достижение консенсуса по вопросам проведения морских научных исследований, преду­ смотрено в ст. 252 <<Подразумеваемое согласие,> Конвенции. В ней указано, что государства и компетентные международные органи­ зации могут приступить к осуществлению морского научно-иссле­ довательского проекта по истечении шести месяцев с момента предоставления прибрежному государству информации, требуе­ мой в ст. 248, если в течение четырех месяцев со дня получения со­ общения, содержащего такую информацию, прибрежное государ­ ство не доводит до сведения государства или организации, прово­ дящих исследование, что:

а) оно отказывает в своем согласии на основании положений ст. 246; или

б) информация, предоставленная государством или компетент­ ной международной организацией в отношении характера или це­ лей проекта, не соответствует совершенно очевидным фактам; или в) оно требует дополнительной информации, относящейся к условиям и информации, предусмотренным на основании ст. 248 и

249; или

г) имеются невыполненные обязательства по условиям, уста­ новленным в ст. 249, в связи с предыдущим морским научно-нс-

§ 5. Исследования в исключительной экономической зоне 319

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

следовательским проектом, осуществлявшимся таким государст­ вом или организацией.

Нельзя, по нашему мнению, игнорировать в целом положения ст. 246 Конвенции 1982 r. и делать акцент лишь на п. 3 и 5 этой ста­ тьи. При таком подходе делается попытка доказать, что в п. 3 речь идет о якобы фундаментальных научных исследованиях, на кото­ рые при обычных условиях прибрежное государство дает свое со­ гласие, а в п. 5 предусмотрены ресурсные и некоторые другие ис­ следования, на проведение которых оно по своему усмотрению может отказать в своем согласии. При таком прочтении ст. 246 иг­ норируются основополагающие положения Конвенции 1982 г., со­ гласно которым все морские научные исследования проводятся в исключительных экономических зонах и на континентальном шельфе только с согласия прибрежного государства.

Конвенция 1982 r. оставляет на усмотрение прибрежного госу­ дарства решение вопроса о том, какие конкретно исследователь­ ские программы имеют непосредственное значение для разведки и разработки природных ресурсов, а какие -не имеют. Пока такие критерии не найдены, и Конвенция 1982 г. призывает все государ­ ства содействовать установлению общих критериев и руководящих принципов для помощи государствам в определении характера и последствий морских научных исследований (ст. 251).

В Конвенции 1982 г. предусмотрены основные положения об обязанностях иностранных государств, имеющих намерение про­ водить любые морские научные исследования в исключительных экономических зонах:

1) предоставлять информацию прибрежному государству не ме­ нее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала морского научно-исследовательского проекта о характере и целях проекта; о методе и средствах, которые будут использованы, включая тоннаж, тип и класс судов и описание научного оборудования; о точных географических районах, в которых будет проводиться проект, и некоторых других данных (ст. 248);

2) обеспечивать право прибрежного государства, если оно того пожелает, участвовать или быть представленным в морском научно­ исследовательском проекте, в особенности на борту научно-иссле­ довательских судов и других устройств или научно-исследователь­ ских установок, когда это практически возможно, но без выплаты какого-либо вознаграждения ученым прибрежного государства и

320 Глава VI. Правовой режим морских научных исследований

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

без обязательства последнего участвовать в оплате расходов по проведению данного проекта;

3) предоставлять прибрежному государству по его просьбе предварительные доклады, как только это становится практически возможным, а также окончательные результаты и заключения по­ сле завершения исследования;

4) предоставлять прибрежному государству по его просьбе до­ ступ ко всем данным и образцам, полученным в рамках морского научно-исследовательского проекта;

5) предоставлять прибрежному государству по его просьбе ин­ формацию, содержащую оценку таких данных, образцов и резуль­ татов исследований, или оказывать помошь в их оценке;

6) обеспечивать, чтобы результаты исследований были как можно скорее доступны международному сообществу через соот­ ветствующие национальные и международные каналы;

7) незамедлительно информировать прибрежное государство о любом существенном изменении в программе исследований;

8) при отсутствии иной договоренности убирать научно-иссле­ довательские установки, когда исследование завершено (ст. 249).

Участием можно считать, на наш взгляд, работу ученых при­ брежного государства над исследовательским проектом. Под пред­ ставительством имеется в виду случай, когда один или несколько наблюдателей, назначенных прибрежным государством, находятся на борту научно-исследовательского судна или научно-исследова­ тельской установки, не принимая непосредственно участия в на­ учно-исследовательской работе.

Учитывая, что п. 2 ст. 249 Конвенции прямо указывает на право прибрежного государства устанавливать законы и правила в целях осуществления его дискреционного полномочия давать свое со­ гласие или отказывать в нем, а также согласие на предоставление

:международному сообществу результатов исследования по проек­ ту, все государства предусмотрели в своем законодательстве систе­ му получения иностранными государствами разрешений на прове­ дение любых морских научных исследований.

Согласно Конвенции 1982 r. прибрежное государство вправе потребовать приостановить любую морскую научно-исследова­ тельскую деятельность в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, если: а) исследовательская деятель­ ность проводится не в соответствии с сообщенной информацией (в соответствии со ст. 248), на которой прибрежное государство ос-

§ 5. Исследования в исключительной экономической зоне 321

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

новывало свое согласие; б) осуществляющие исследовательский проект государство или компетентная международная организа­ uия не соблюдают положения ст. 249 в отношении прав прибреж­ ного государства по морскому научно-исследовательскому про­

екту.

Прибрежное государство имеет право потребовать прекраще­ ния любой деятельности по морским научным исследованиям в случае любого несоблюдения положений ст. 248 Конвенuии, кото­ рое равнозначно серьезному изменению в исследовательском про­ екте или в исследовательской деятельности, а также если любая из вышеизложенных ситуаuий не была исправлена в течение разум­ ного периода времени.

Приостановленная деятельность по морским научным исследо­ ваниям может быть продолжена после отмены постановления о приостановлении, как только исследователи выполнят условия ст. 248, 249 Конвенuии ООН по морскому праву.

В России ресурсные исследования в исключительной экономи­ ческой зоне могут проводиться согласно Федеральному закону <<Об исключительной экономической зоне Российской Федераuии» российскими заявителями, иностранными государствами и ком­ петентными международными орrанизаuиями, а также иностран­ ными гражданами и иностранными юридическими лиuами, упол­ номоченными иностранными государствами или компетентными международными организациями на основании лицензии на по­ иск, разведку и разработку неживых ресурсов. Эти исследования должны носить исключительно мирный характер и не создавать в том числе угрозу обороне и безопасности Российской Федерации.

Содержание запросов на проведение морских научных исследо­ ваний в исключительной экономической зоне и на континенталь­ ном шельфе в основном аналогично содержанию запросов заяви­ телей при их намерении проводить морские научные исследования в отношении неживых ресурсов во внутренних морских водах и в территориальном море России. Сходные положения предусмотре­ ны и в отношении порядка рассмотрения запросов, оснований для отказа в разрешении на проведение морских научных исследова­ ний и обязанностей заявителей, проводящих такие исследования.

Согласно Федеральному закону <<06 исключительной экономи­ ческой зоне Российской Федерации» иностранные заявители не менее чем за шесть месяцев до предполагаемой даты начала прове­ дения исследований водных биоресурсов направляют по диплома-

322 Глава VI. Правовой режим морских научных исследований

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

тическим каналам соответствующий запрос в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Запрос должен содержать: программу планируемых исследований водных биоресурсов; информацию о характере и целях этих иссле­ дований, инфорl\шцию о методах и средствах, которые будут ис­ пользованы при проведении этих исследований (тоннаже, типах, классах судов, подводных аппаратов, летательных аппаратов и др.); наименование видов водных биоресурсов; географические коорди­ наты районов, в которых планируется проведение исследований водных биоресурсов; предполагаемую дату прибытия в район ис­ следований и дату окончательного ухода из этого района; наимено­ вание организации, под руководством которой проводятся эти ис­ следования; информацию о лице, ответственном за их проведение; обязательство соблюдать условия, указанные в разрешении на про­ ведение исследований водных биоресурсов, и обеспечивать соот­ ветствие используемых в ходе таких исследований технических средств (включая их технические характеристики) техническим средствам (включая их технические характеристики), указанным в запросе (п. 5 ст. 19).

И ностранные заявители представляют информацию обо всех формах и степени участия в исследованиях российских гражлан.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, не позднее чем через четыре месяца со дня получения запроса направляет заявителю разрешение на проведе­ ние исследований водных биоресурсов или уведомление об отказе в таком разрешении; о несоответствии представленной в запросе информации характеру, целям и методам проведения исследова­ ний водных биоресурсов; о необходимости предоставления допол­ нительной информации о планируемых исследованиях.

Разрешение на проведение исследований водных биоресурсов или уведомление об отказе в таком разрешении согласно Феде­ ральному закону <<Об исключительной экономической зоне Рос­ сийской Федерации,> выдается федеральным органом исполни­ тельной власти, уполномоченным Правительством РФ, по согла­ сованию с федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом РФ и Правительством РФ.

Основания.ми для отказа в разрешении на проведение исследо­ ваний водных биоресурсов являются по российскому законода­ тельству случаи, если: вызывает сомнение исключительно мирный характер этих исследований; исследования несовместимы с треба-

§ 5. Исследования в исключительной экономической зоне 323

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

ваниями в области охраны окружающей среды, в том числе мор­ ской среды и природных ресурсов; исследования включают прив­ несение вредных веществ в морскую среду; исследования включа­ ют создание, эксплуатацию или использование искусственных островов, установок и сооружений; исследования создают неоп­ равданные помехи деятельности, проводимой Российской Феде­ рацией в осуществление ее суверенных прав и юрисдикции в ис­ ключительной экономической зоне; информация заявителя о ха­ рактере и целях указанных исследований является неточной или если заявитель имеет не выполненные перед Россией обязательст­ ва, вытекающие из ранее проведенных исследований водных био­ ресурсов.

В Федеральном законе «Об исключительной экономической зо­ не Российской Федерации>> указано, что исследования водных био­ ресурсов, проводимые в нарушение этого Закона и международных договоров Российской Федерации, могут быть прекращены по ре­ шению федеральных органов исполнительной власти, определен­ ных соответственно Президентом РФ, Правительством РФ, а так­ же специально уполномоченных представителей Российской Фе­ дерации.

Возобновление приостановленных исследований водных био­ ресурсов допускается только после устранения в установленные сроки допущенных нарушений и представления сведений о при­ нятых мерах по устранению допущенных нарушений и мерах по предотвращению подобных нарушений в соответствующий феде­ ральный орган исполнительной власти, специально уполномочен­ ному представителю Российской Федерации, вынесшему решение о приостановлении исследований водных биоресурсов или мор­ ских научных исследований.

Исследования водных биоресурсов подлежат немедленному прекращению в случаях, если они проводятся:

без разрешения соответствующего федерального органа испол­ нительной власти;

с изменившим проведение исследований водных биоресурсов отступлением от сведений, представляемых в запросе на его осу­ ществление;

без соблюдения российскими или иностранными заявителями своих обязательств перед Российской Федерацией.

Иностранные технические средства контроля для биологиче­ ских исследований не могут размещаться в исключительной эко-

324 Глава VI. Правовой режим морских научных исследований

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

номической зоне и на континентальном шельфе Российской Фе­ дераuии без разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного вьщавать такое разрешение 1•

В федеральных законах <•Об исключительной экономической зоне Российской Федерации>> и «О континентальном шельфе Рос­ сийской Федерации,> даны следующие понятия:

морские научные исследования в исключительной экономиче­ ской зоне - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, происходящих на морском дне и в его недрах, в водной толще и атмосфере;

морские ресурсные исследования в исключительной экономи­ ческой зоне -прикладные научно-исследовательские работы, на­ правленные на разведку, разработку и сохранение природных ре­ сурсов исключительной экономической зоны;

морские научные исследования на континентальном шельфе - фундаментальные или прикладные исследования и проводимые для этих исследований экспериментальные работы, направленные на получение знаний по всем аспектам природных процессов, про­ исходящих на морском дне и в его недрах;

морские ресурсные исследования на континентальном шельфе - прикладные научно-исследовательские работы, направленные на разведку континентального шельфа и разработку его минеральных ресурсов, водных биоресурсов и осуществляемые в соответствии с Федеральным законом <<Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

В Федеральном законе <•0 континентальном шельфе Россий­ ской ФедераuиИ>> содержатся положения о принципах проведения морских научных исследований, правилах их проведения, включая порядок представления запросов и принятия решений.

В исклюЧJпельной экономической зоне и на континентально 1 шельфе - student2.ru

I См.: Положение о размещении и использовании на территории Российской Федерации, на континентальном щельфе и в исключительной экономической зо­ не Российской Федерации иностранных технических средств наблюдения и кон­ троля (утв. постановлением Правительства РФ от 29 авrуста 2001 r. No 633).

Глава VII

Наши рекомендации