Законодательство об охране окружающей среды
Обеспечение экологической безопасности на территории Российской Федерации, формирование и укрепление экологического правопорядка основаны на действии с марта 1992 года Федерального закона «Об охране окружающей природной среды». Задачи природоохранительного законодательства:
- охрана природной среды, а посредством нее и здоровья человека;
- предупреждение вредного воздействия на среду хозяйственной и иной деятельности;
- оздоровление окружающей природной среды.
Эти задачи реализуются через 3 группы норм:
1) нормативы качества окружающей среды (ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания);
2) экологические требования к хозяйственной и другой деятельности (предоставление экологической информации, назначение экологической экспертизы, приостановление или прекращение деятельности вредных объектов);
3) механизм исполнения этих требований (сочетание экономических методов хозяйствования с административно-правовыми методами обеспечения качества среды).
Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием среды (мониторинг), государственного, правового, производственного и общественного контроля. Организационную основу службы экологического контроля составляет Федеральная служба РФ по гидрометеорологии, мониторингу окружающей среды (Роскомгидромет). В экологическом мониторинге участвуют Госсанэпиднадзор, Минсельхоз РФ, Комитет по земельным ресурсам, по геологии, надзор РФ по ядерной и радиационной безопасности.
Система стандартов «Охрана природы» устанавливает требования к природопользователям элементов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы) в части их защиты от антропогенного воздействия.
Конференция ООН 1992 года в Рио-де-Жанейро приняла декларацию по окружающей среде, провозгласившую цель – глобальное партнерство для сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли.
Экономические затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности довольно велики и включают в себя:
1) потери трудовых человеко-дней и стоимости невыработанной продукции;
2) расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности;
3) затраты на стационарную и амбулаторную медицинскую помощь;
4) финансирование охраны труда, финансирование увеличения безопасности на производстве;
5) затраты на ликвидацию последствий ЧС;
6) затраты на обеспечение экономической безопасности (строительство очистных сооружений, реконструкция или ликвидация накопителей отходов, оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами отработанных газов, строительство мусороперерабатывающих и сжигательных заводов, разработка экспресс-методов определения вредных примесей в воздухе, воде, почве, пище).
Раздел 11. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОХРАНЫ ТРУДА: ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
1. Обеспечение безопасности |
2. Система безопасности РФ |
3. Основные функции системы безопасности |
4. Руководство государственными органами обеспечения безопасности |
5. Силы и средства обеспечения безопасности |
6. Совет безопасности РФ |
7. Аппарат и межведомственные комиссии Совета безопасности Российской Федерации |
8. Контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности |
Обеспечение безопасности
О системе безопасности Российской Федерации принят федеральный закон (от 25.07.2002 № 116-Ф3). Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
В законе дана характеристика объектам и субъектам обеспечения безопасности.
К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.
Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.
Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
- законность;
- соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;
- взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;
- интеграция с международными системами безопасности.
Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция РСФСР, Закон о безопасности РФ, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности.
При обеспечении безопасности не допускается ограничение прав и свобод граждан, за исключением отдельных случаев, прямо предусмотренных законом.