Оздоровительные мероприятия для детей и подростков
Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему организованную двигательную активность (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, гимнастика после сна, закаливание). Физкультурные занятия тренируют ссс, дыхательную систему и терморегуляцию, предупреждают развитие гиподинамии, создают психологическое благополучие. Утренняя гимнастика снимает остаточное торможение после сна, активизирует деятельность организма. Лучше проводить гимнастику на свежем воздухе, для детей младших классов 5-6 минут, для старших – 12-15 мин. Число упражнений – от 4 до 10, число повторений – от 3 до 8 раз. Можно использовать традиционные комплексы физических упражнений, ритмическую гимнастику (подготовительная, основная и заключительная часть), дозированный бег и ходьбу. С помощью этих упражнений развивается общая выносливость, укрепляется сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Сначала ходьба спокойная (70-90 шагов в мин), потом тренирующая ходьба (1-1,5 мин – 90-120 шагов в мин). Такое чередование повторяют дважды и потом переходят к медленному бегу. Физкультурные занятия должны формировать навыки ходьбы, бега, лазания, прыжков, метания с постепенным усложнением качества движений. Вводная часть нагрузки предназначена для подготовки организма к возрастающим нагрузкам, активизировать внимание детей (прыжки, дыхательные упражнения). Основная часть – развитие двигательных навыков. Заключительная часть – спокойная ходьба, расслабление. Основное требование к занятиям: систематичность с постепенным усложнением упражнений и повышением требований к выполнению. Закаливание тренирует защитные силы организма, повышает устойчивость к факторам о. с. В формировании защитных реакций играет роль рефлекторный, гуморальный и клеточный механизмы. Под влиянием закаливания улучшаются обменные процессы, иммуногенез, повышается содержание гемоглобина. специфическая роль закаливания – выработка быстрой и адекватной реакции терморегуляционного аппарата на воздействие неблагоприятных факторов. Основные принципы закаливания: систематичность (круглогодично в зависимости от сезона и погодных условий), постепенность в увеличении силы воздействия, учет индивидуальных особенностей ребенка (щадящее действие и постепенное увеличение силы факторы), комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур, положительный настрой ребенка. Особо осторожно следует закаливать ослабленных детей, страдающих затяжными или хроническими заболеваниями (врожденные пороки, ОРВИ, недоношенные дети). Закаливание различается по силе воздействия: местные (обтирание, обливание ног и рук, туловища, ножные ванны), общие (обтирание, обливание, ванны). При организации закаливания детей делят на 3 группы: здоровые, ранее закаливаемые, здоровые, впервые приступающие к закаливанию, дети, имеющие хронические заболевания. Воздушные ванны предшествуют закаливанию водой и солнцем (до 2 лет: начальная t +23, конечная +20+18, 2-3 года: +22 и +18+16; 4-7 лет: +22 и +16+14 – при локальном закаливании). С первого года жизни дети получают воздушные ванны при каждой смене белья, ежедневно экспозиция увеличивается на 30-40 сек, доводят пребывание раздетого ребенка на воздухе до 15-20 мин. Солнечные ванны применяют для детей старше 1,5 лет. Вначале пребывание под лучами – 1,5-3 мин для детей 1-3 лет и 3-5 мин для детей 4-6 лет с последующим увеличением до 15-20 мин детям ясельного возраста и 25-30 мин детям в возрасте от 3 до 6 лет. Местное обливание для детей 2-3 лет – начальная t +30, конечная +18+16, для детей 4-7 лет - +30 и +16+14. Расход воды 0,5 л, продолжительность 15-20 С. t снижается через 1-2 дня на 20. Воду льют на ноги, а затем растирают сухим полотенцем до порозовения кожи. Влажные обтирания для здоровых детей: в течение 30 дней, t воды снижается каждые 1-2 дня на 20 с 37-34 до 23-22. Затем 10 дней – режим холодовой устойчивости t 23-20 (70-80с). Последующие дни t 20-21 (60-70 с). Обтирают сначала руки, грудь, живот, спину, ноги. Обливание всего тела (расход воды 1,5-2 л) продолжительностью с 15 до 35 с, t воздуха не ниже +23. До 3 лет начальная t +35, конечная +26+28, 3-4 года - +34 и +24, 5-7 лет - +34 и +22. Программа комплексной реабилитации для детей раннего и дошкольного возраста: 1. кинезотерапия – упражнения дыхательной гимнастики, которые обеспечивают свободное носовое дыхание (начинают с 1-2 упражнений и увеличивают до 4-5, продолжительность – 5-7 мин); 2. звукоречевая гимнастика (спец. упражнения, произношение определенных звуков на выдохе. Вдох через нос и длинный выдох с произношением гласных – у, а, о, е, и; согласных – м, р, ш, ж; буквосочетания – бух, бах, бох, жук, жик, брух); 3. рефлексотерапия (точечный массаж, стопатерапия) позволяет изменить иммунологические защитные свойства организма, нормализовать подвижность нервных процессов, повысить адаптивные способности; 4. ароматерапия – использование эфирных масел по показаниям для профилактики заболеваний дыхательной системы. Вдыхание душистых веществ снимает стрессы, усталость, тонизирует или успокаивает, улучшает сон. Оздоровление детей с отклонениями в состоянии здоровья: 1. для детей, часто болеющих острыми респираторными заболеваниями без функционального отклонения: Создание оптимальных санитарно-гигиенических условий, щадящий индивидуальный режим, рациональное питание с обогащением витаминами, употребление поливитаминов, индивидуальный подход в физическом воспитании, закаливание с контрастным методом: теплая вода-холодная вода-теплая вода, симптоматическая медикаментозная терапия, лечение кариозных зубов, физиотерапия – УФО, ванны с травами, морской солью. Для детей с ЛОР-заболеваниями необходимо закапывание в нос 2% раствора протаргола, смазывание зева 6% раствором колларгола, полоскание на ночь водой с добавлением 1г поваренной соли или 0,5 г питьевой соды на стакан, физиотерапия (УФО-тубус, тубусный кварц на область миндалин ежедневно при хроническом тонзиллите, гипертрофии миндалин, УВЧ на тонзиллярные лимфоузлы. Для детей с аллергической реакцией на пищевые и лекарственные вещества необходимо рациональное питание с исключением аллергенов, закаливание воздухом, антигистаминные препараты (тавегил, супрастин), фитотерапия – ванны с чередой, ромашкой, местная терапия – мази. Сроки оздоровления: осень и весна. Можно проводить эти мероприятия после ОРЗ. Длительность – недели. Оценка эффективности оздоровления определяется индивидуально для каждого ребенка и имеет 2 формы: 1. переход в другую группу здоровья, 2. динамика острых заболеваний: переход из группы часто болеющих (4 и более раз в год) в группу эпизодически болеющих (3 и менее раз); ребенок перенес на 2 и более острых заболевания меньше; или число острых заболеваний не изменилось.
Тема: Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских и подростковых учреждений
Д/З С.387-405
Санкт-Петербургской государственной медицинской академией им. И.И. Мечникова были разработаны интегральные оценки уровня санитарно-гигиенического благополучия образовательных учреждений и общеобразовательных школ. Санитарно-гигиеническое благополучие образовательных учреждений – управляемая система, конечная цель которой – сохранение здоровья детей путем снижения заболеваемости с помощью профилактики.
1. Критерии санитарно-гигиенического благополучия школы – 1. эколого-гигиеническая ситуация месторасположения (площадь земельного участка, благоустройство, удаленность от автомагистрали и промышленных предприятий); 2. санитарно-гигиенические условия жизнеобеспечения (воздушно-тепловой режим, показатель микробного обсеменения воздуха помещения, обеспеченность горячим водоснабжением, искусственная освещенность, условия для занятий физической культурой); 3. характеристики ОУ по результатам лабораторно-инструментальных исследований; 4. медико-педагогическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса. Санитарное благополучие включает: отсутствие вспышек острых кишечных инфекций и пищевых отравлений, низкий уровень острых инфекционных заболеваний и пропусков по болезни, организация физвоспитания и закаливания, обеспечение медицинским и техническим персоналом, полноценное питание детей, соблюдение режима воспитательно-образовательного процесса и отдыха.