Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС;

Темы рефератов:

1. Структура и содержание ОВОС;

2. Порядок разработки и согласование ОВОС.

Вопросы для обсуждения:

1. Принципы экологической экспертизы;

2. Виды экологической экспертизы

3. Порядок проведения общественной экологической экспертизы;

4. Соотношение ОВОС и экологической экспертизы.

По результатам доложенных рефератов по выданным темам и хода обсуждения вопросов, вынесенных на занятие, преподаватель принимает решение о зачете данной работы отдельно каждым студентом, отмечаются наиболее активные студенты и студенты, проявившие пассивность по обсуждаемым вопросам темы занятия, излагаются рекомендации по самостоятельной подготовке к следующему занятию.

Практическое занятие №13

Порядок обработки результатов экологического контроля состояния окружающей среды в ходе перегрузочных операций

1. Цель работы: освоение методики обработки результатов экологического контроля за состоянием природной среды и инженерных объектов.

Учебные вопросы, изучаемые на занятии

2.1. Понятие и сущность обработки результатов экологического контроля;

2.2. Причины и условия возникновения загрязнения ОС в ходе перегрузочных операций;

2.3. Влияния загрязнения ОС на организм человека;

2.4. Методы обработки результатов экологического контроля.

Рекомендации студентам по подготовке к занятию

3.1. Изучить теоретические основы в области обработки результатов экологического контроля ОС;

3.2. Изучить методы расчета результатов экологического контроля ОС;

3.3. Ознакомиться с содержанием настоящего практического занятия

3.4. В целях самоконтроля ознакомиться с контрольными вопросами к данному занятию и дать на них предварительные ответы

Литературный источник

1. Новиков В.К., Нормирование в области охраны ОС на объектах ВТ. Учебное пособие.- М.: Альтаир - МГАВТ. 2013, тема 5.

Теоретическая часть

Экологический контроль подразумевает измерение или расчет параметров, характеризующих влияние техногенных объектов на природную среду и ее состояние (качество). При измерении получают результаты, которые необходимо уметь обрабатывать.

При измерении какого-либо параметра получают ряд отличающихся друг от друга значений x1, x2 … xn этого параметра, которые будут отражать истинное значение измеряемой величины с большей или меньшей точностью. Кроме того, все эти значения xn группируются вокруг некоторого значения xСР, которое при определенных условиях будет приближаться к истинному значению х.

Необходимым условием является такая организация измерений, которая исключает так называемую систематическую ошибку. В целом различают систематические и случайные ошибки.

Еще одним важным условием является выполнение измерений в достаточно большом количестве, что в целом снижает случайную ошибку при n → ∞ xСР x. Понятно, что на практике число измерений n → ∞ неосуществимо. Поэтому истинное значение измеряемого параметра х всегда остается неизвестным. Однако результаты измерений все же можно определенным образом охарактеризовать. Например, пользуясь методами математической статистики можно определить погрешность или ошибку измерений (в данном случае имеется в виду случайная ошибка). Существуют и другие параметры, с помощью которых можно характеризовать результаты измерений:

- среднее арифметическое значение

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru , (1)

где n – количество измерений;

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru , (2)

где х – среднее геометрическое значение;

- среднеквадратичное отклонение

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru , (3)

где ∆x1 = xСР – x1, ∆x2 = xСР – x2 и т.д.

Доверительная вероятность α характеризует надежность получения результата и задается в зависимости от требований к точности измерений в каждой определенной области.

Коэффициент Стьюдента tαn выбирается по следующей таблице, в зависимости от числа измерений n и доверительной вероятности α:

Таблица 1

Зависимость доверительной вероятности α от числа измерений n

α n
0,7 1,3 1,2 1,1 1,1 1,1
0,95 12,7 3,2 2,6 2,4 2,3 2,1

Погрешность результата измерений:

- абсолютная

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru (4)

- относительная, %

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru (5)

Результат измерений записывается следующим образом: результат измерений составил xСР ± ∆x, или результат измерений, полученный с погрешностью εх, %, составил xСР.

Полученные результаты измерения какого-либо параметра можно также характеризовать гистограммой, которая наглядно будет отражать качество измерений. Для построения гистограммы необходимо значения xi записать в порядке возрастания. Затем, определив размах R как R = xmax – xmin, разбить весь интервал измерения хi на несколько интервалов. Количество интервалов k определяется согласно одной из рекомендаций:

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru  
Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru  

После этого определяется количество измерений hk, попавших в каждый интервал, а также относительная частота попадания результатов в каждый интервал как отношение hk/n. Строится график, на котором по горизонтальной оси откладываются интервалы, а по вертикальной – значения hk/n. Полученная кривая является гистограммой, характеризующей разброс результатов измерений.

Пример расчета

1. Пользуясь измерительным инструментом, по указанию преподавателя измерить длину каждого из двенадцати отрезков, которые изображены на рисунке. данные измерений записываются как ряд результатов x1, x2 … xn.

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru

Рис. 1 Отличающиеся значения параметра экологического контроля

2. Рассчитать параметры, которые характеризуют полученные результаты измерений: среднее арифметическое, среднее геометрическое, среднеквадратичное отклонение и погрешность результатов измерений. Записать результат измерений.

3. Используя результаты, полученные двумя или тремя обучаемыми, построить гистограмму результатов измерений.

4. При экологическом контроле состояния природного объекта были получены следующие результаты (n = 15 – число измерений):

10,5; 10,2; 10,35; 10,6; 10,55; 10,4; 10,45; 10,25; 10,45; 10,5; 10,35; 10,4; 10,45; 10,55; 10,35 см.

5. Нахождение среднего арифметического значения:

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru

3. Вычисление параметров, характеризующих полученные результаты измерений:

- среднего геометрического значения:

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru
Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru

- среднеквадратической ошибки:

Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru
Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru

- принимаем значение коэффициента tα для x = 0,95 и n = 15: Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru

3. определяем погрешность результатов измерений.

- абсолютную: Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru

- относительную: Порядок проведения занятия и зачета по нему. 1. Структура и содержание ОВОС; - student2.ru

Вывод:

- длина измеряемого параметра составила 10,42 ± 0,23 см;

- длина измеряемого параметра составила 10,42 см с относительной погрешностью 2,2 %.

Наши рекомендации