Методические рекомендации к выполнению контрольных работ 1 страница
Выполнение контрольных работ по международному праву является важным способом контроля за изучением студентами данной дисциплины, степенью освоения соответствующего материала. Контрольные работы предусмотрены по таким темам которые имеют большое теоретическое и практическое значение, и изучение которых вызывают у студентов сложности.
В каждом варианте предусмотрены вопросы, задания и практическая задача, которые выполняются в письменном виде. При выполнении контрольной работы студент должен использовать рекомендуемые нормативные акты, учебную и специальную литературу. На все использованные источники в тексте должны быть соответствующие сноски, а в конце работы приведены полный перечень использованной литературы, судебная практика. На последней странице работы должна быть личная подпись студента. Работа начинается с титульного листа, затем излагается план, совпадающий с планом соответствующего варианта. Не допускается изменение плана или написание работы по иному варианту. Такие работы на проверку приниматься не будут. Решение задачи должно быть последовательным, со ссылками на соответствующие нормы международного права (а также внутригосударственного), с анализом всех приведенных в задаче обстоятельств.
Варианты распределяются следующим образом:
I. Вариант – выполняют студенты, чьи фамилии от А до Е;
Вариант – Ж – К;
Вариант – Л – Р;
Вариант – С – Ц;
Вариант – Ч – Я.
Вариант 1
Задание 1. Понятие и виды субъектов международного права.
Задание 2. Характеристика государств – субъектов международного права. Виды государств.
Задача. Республика Науру в мае 1989 г. предъявила иск в Международный Суд против Австралии. В своем исковом заявлении Республика Науру требовала, чтобы Суд признал материальную ответственность Австралии за нанесение территории Науру значительного ущерба ввиду ее неспособности предотвратить экологическую катастрофу, вызванную хищнической деятельностью метрополии по эксплуатации природных ресурсов Науру. Согласно точке зрения Науру, ответственность Австралии возникла, когда та выступала мандатарием на основе мандатной системы Лиги Наций, а позже — и на основе системы опеки ООН.
Австралия, в свою очередь, представила несколько предварительных возражений против юрисдикции Суда рассматривать данное дело. При этом интересно, что ни в одном из семи предварительных возражений Австралии не отрицался сам факт ее ответственности: они направлены против рассмотрения дела.
Краткая историческая справка о Науру
Республика Науру —–маленькое островное государство в западной части Тихого океана с площадью территории всего 22 км2 и населением около 10 тыс. человек.
Территория Науру была одним из заморских владений Германии с 1888 г. В 1898 году на острове были обнаружены богатейшие залежи фосфатов. В силу ст. 119 Версальского договора Германия вынуждена была отказаться от всех прав на свои бывшие заморские владения в пользу держав-победительниц. В соответствии со ст. 22 Пакта Лиги Наций Науру было передано под совместное управление Австралии, Великобритании и Новой Зеландии. В соответствии с условием мандата мандатарии обязаны были «...способствовать материальному и духовному благополучию и социальному прогрессу населения территории».
В 1919 году Австралия, Новая Зеландия и Великобритания заключили договор о совместной эксплуатации фосфатов острова. На основе соглашения управление островом возлагалось на администратора, назначенного от имени всех трех государств правительством Австралии. В соответствии с этим же договором исключительные права добычи и продажи фосфатов Науру получила британская фосфатная компания, учредителями которой стали три перечисленных государства. В этом договоре указывалось также, что добыча фосфатов должна осуществляться с учетом потребностей трех государств, а доходы от их продажи должны распределяться между тремя государствами в следующем порядке: по 42% для Австралии и Великобритании и 16% — для Новой Зеландии. Какие-либо интересы населения Науру в договоре даже не упоминались. То есть условия договора ничего общего не имели ни с задачей «способствовать материальному благополучию населения острова», ни с так называемой «миссией цивилизации».
После второй мировой войны Науру стала подопечной территорией системы опеки ООН. Соглашение об опеке возобновило мандат Австралии, Великобритании и Новой Зеландии на управление Науру. В соответствии с положениями п. «Ь» ст. 76 Устава ООН государства, осуществляющие управление «территориями под опекой», обязаны способствовать политическому, экономическому и социальному благополучию и повышению уровня образования населения этих территорий, а также их прогрессивному развитию в направлении к самоопределению и независимости.
В 1968 году Науру получила независимость.
В исковом заявлении Науру обвинила Австралию в том, что когда та была мандатарием, она не предприняла меры к получению народом Науру выгод от эксплуатации полезных ископаемых страны, а сама разработка фосфатов была столь хищнической, что к моменту получения своей независимости их ресурсы были практически выработаны, а экологическое состояние Науру бедственным. Свою позицию при этом Науру обосновывала ссылкой на соответствующие положения мандата Лиги Наций, Соглашения об опеке, подписанного с ООН, а также на принципы самоопределения и постоянного и неотъемлемого суверенитета государства над его ресурсами.
Желая избежать ответственности, Австралия заявила: 1) в декларации о признании юрисдикции Международного Суда она не имела в виду споры о деколонизации; 2) административная власть в Науру, представлявшая интересы местного населения, якобы еще в 1967 г. обещала не поднимать вопрос о реабилитации пришедших в непригодность фосфатных земель; 3) с окончанием опеки над Науру и предоставлением ей независимости в 1968 г. все претензии сторон прекращены; 4) срок давности для представления иска Науру истек; 5) Науру действует недобросовестно, так как сама, после получения независимости, эксплуатировала фосфатные земли и привела их в непригодное состояние; 6) иск предъявлен только против Австралии, в то время как мандатариями, согласно Соглашению об опеке над Науру, выступали три государства. На том основании, что Суд, якобы, не сможет судить об ответственности Австралии, не решив и проблемы ответственности остальных двух государств, Австралия объявила, что он должен признать себя некомпетентным; 7) не признавать относящимися к делу претензии Науру к Британской фосфатной компании, имевшей монополию на эксплуатацию фосфатов Науру во времена опеки, которая была ликвидирована в 1987 г.
Какими международно-правовыми нормами будет руководствоваться суд? Какое решение примет суд, Ваше мнение? Прокомментируйте.
Вариант 2
Задание 1. Международные межправительственные организации (понятие, юридическая природа, виды, акты). Специализированные учреждения ООН.
Задание 2. Устав Всемирной организации здравоохранения 1946 г. Общая характеристика.
Задача. В мае 1992 г. группа из 14 международных неправительственных организаций по инициативе Международного бюро мира, организаций «Международные врачи за предупреждение ядерной войны», «Международная ассоциация юристов против ядерного оружия» объявили международную кампанию под кодовым названием «проект Международного Суда».
Поскольку международные неправительственные организации как таковые не имеют права обращаться в Международный Суд за консультативным заключением (ст. 34 и 65 Статута Международного Суда), то кампания состояла в том, чтобы собрать голоса государств в поддержку этого проекта. Для осуществления проекта были выбраны две организации: Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) и ООН. Несмотря на давление, которое оказывалось западными странами — обладателями ядерного оружия — против остальных государств (прежде всего развивающихся стран), с целью не допустить их голосование за принятие данного решения в названных организациях, большинство государств проголосовало за такое обращение в Международный Суд.
В сентябре 1993 г. ВОЗ обратилась в Международный Суд за консультативным заключением по следующему вопросу: «В свете его последствий для здоровья и окружающей среды не будет ли применение ядерного оружия каким-либо государством во время войны или другого вооруженного конфликта нарушением обязательства этого государства в свете международного права, включая Устав ВОЗ».
Какими международно-правовыми нормами будет руководствоваться суд? Какое решение примет суд, Ваше мнение? Прокомментируйте.
Вариант 3
Задание 1. Международное морское право. Понятие, источники. Виды морских пространств.
Задание 2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. Общая характеристика.
Задача. С 1906 года у берегов Восточного Финмарка стали появляться английские траулеры. Норвегия неоднократно протестовала против лова рыбы английскими траулерами в ее территориально водах.
Первый инцидент произошел в 1911 г., когда британский траулер «Лорд Роберте» был задержан в заливе Варангер-фьорд, a его капитан осужден за нарушение установленных норвежский: властями правил рыболовства. В связи с этим инцидентом начались переговоры между правительствами Англии и Норвегии, которые были прерваны начавшейся в 1914г. первой мировой войной.
С 1922 года инциденты возобновились. 27 июля 1933 г. правительство Англии направило правительству Норвегии меморандум, в котором выражало недовольство тем, что норвежские власти при определении территориальных вод использовали незаконные, по мнению Англии, базисные линии.
12 июля 1935 г. в Норвегии был издан королевский декрет, определивший морские пространства, в которых иностранным судам запрещалось вести лов рыбы. Затем этот декрет был дополнен декретом от 10 декабря 1937 г. Издание норвежского декрета вызвал длительный спор с Англией, который тянулся до начала второй мировой войны и возобновился после капитуляции Германии.
Декрет 1935 г. ограничивал указанные морские пространен прямыми линиями, проводимыми через те точки морского берега, которые вдавались в открытое море, а также через точки шхерного пояса, прикрывающего северное побережье Норвегии. При этом такие точки (их было 48) избирались на континенте на островах шхер (12 точек), а также на скалах, видимых лишь при отливе (36 точек). В соответствии с законодательством Норвегии ширина территориальных вод составляла 4 морские мили и была установлена в 1812 г. Кроме того, в Норвегии была установлена 10-мильная таможенная зона (1932 г.), 4-мильная рыболовная зона (1906 г.) и так называемая нейтральная зона в 4 морские мили.
Поскольку между сторонами не было достигнуто соглашения, в 1948 г. норвежские власти приняли против нарушителей правил рыболовства, установленных декретом 1935 г., меры пресечения. Большое количество британских траулеров было задержано, а их капитаны осуждены. В ответ на это Англия направила 28 сентября 1949 г. заявление в Международный Суд, которое он должен был принять к рассмотрению на основании заявлений Англии и Норвегии об обязательной юрисдикции Международного Суда в соответствии с п. 2 ст. 36 его Статута.
Представитель Великобритании в устном заявлении в Суде изложил свои аргументы, которые в основном заключались в следующем: залив или бухта только в том случае являются внутренними водами, если вход в них составляет менее 10 морских миль, а так как этого в данном случае нет, то норвежский декрет 1935 г. противоречит международному праву.
Норвежский представитель на основе многочисленных картографических материалов, содержавшихся в представленном суду меморандуме, доказывал правомерность поведения Норвегии в этом деле с точки зрения международного права.
Английские траулеры впервые стали появляться в норвежских водах в 1906 г., а норвежский королевский декрет 1935 г. правительство стало применять только после 16 сентября 1948 г. Норвежские сторожевые суда стали задерживать нарушившие декрет английские траулеры и отводить их в порты, где на них налагались штрафы. В связи с этим в английском меморандуме, представленном Суду, содержалось требование о возмещении Норвегией убытков, причиненных задержаниями английских судов в течение одного года.
Норвежская сторона исходила из того, что: принцип суверенитета над территориальными водами твердо установлен в международном праве; норвежский декрет 1935 г. не противоречит международным обязательствам Норвегии; Норвегия имеет исторические права (основанные на вековой национальной норвежской практике) на воды, пределы которых определены декретом.
Представитель Англии в своем устном заявлении просил Суд признать, что основным принципом морского права является принцип свободы морей, и что норвежский декрет 1935 г. противоречит международному праву. Английская сторона подчеркнула также, что по ее мнению отсчет зоны, предоставленной в исключительное пользование норвежским рыболовам, должен производиться или от линии наибольшего отлива от берега, или от линии внутренних норвежских вод; внутренние норвежские воды в заливах и бухтах замыкаются линией длиной не более 10 миль (ширина входа в исторические заливы и бухты не ограничивается); воды между берегом и цепью островов, если только эти острова не отдалены от берега более чем на 4 мили, также лишь по историческому основанию могут быть отнесены к норвежским водам. Далее: Норвегия должна возместить Великобритании убытки, причиненные задержаниями ее судов за пределами упомянутой выше зоны, имевшие место после 16 сентября 1948 г., когда норвежское правительство стало применять декрет 1935 г.
Какими международно-правовыми нормами будет руководствоваться суд? Какое решение примет суд, Ваше мнение? Прокомментируйте.
Вариант 4
Задание 1. Право внешних сношений. Понятие, источники и органы внешних сношений.
Задание 2. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Общие положения.
Задача. В начале июля 1984 г. СССР отправил дипломатическую почту в адрес своего дипломатического представительства в Швейцарии, причем в качестве «дипломатического чемодана» выступал девятитонный грузовик. «Дипломатический грузовик» направился в Швейцарию в сопровождении советского дипломата и водителя. «Грузовик-чемодан» с грифом «дипломатическая почта» прошел транзитом через все границы по пути следования, пока на границе у Швейцарии не был остановлен. Таможенные власти обратили внимание на необычные размеры «чемодана» и дали понять советскому дипломату, что «грузовик-чемодан» не подходит под обычное понятие «дипломатическая вализа». Однако оставили окончательное решение этого вопроса для центральных таможенных властей в самой Женеве. Поэтому его пропустили, лишь предварительно опечатав. По прибытии грузовика-чемодана в Женеву Центральная таможенная служба Швейцарии отказалась признать грузовик в качестве дипломатической вализы и заявила о том, что рассматривает содержимое в грузовике не как дипломатическую почту, а лишь как «предметы, предназначенные для официального пользования». После этого она запросила у советского посольства список находящихся в грузовике предметов и разрешение на их досмотр. Однако советские власти категорически отказались это сделать, ссылаясь на то, что в соответствии со ст. 27 Венской конвенции о дипломатических отношениях неприкосновенность дипломатической почты должна уважаться и поэтому грузовик как таковой не подлежит ни задержанию, ни вскрытию.
Швейцарские власти приняли решение запретить разгрузку в представительстве СССР в своей стране и отправили грузовик обратно в СССР. По дороге в СССР на границе с ФРГ грузовик был снова задержан. Немецкие власти также отказались признать «грузовик-чемодан» в качестве дипломатической вализы по смыслу п. 3 ст. 27 Венской конвенции 1961 г. В Бонне, куда был отправлен грузовик, таможенная служба ФРГ оказалась более решительной и потребовала либо добровольного вскрытия груза для досмотра, либо его вскрытия вопреки воли посольства СССР в Бонне.
Советскому посольству пришлось разрешить таможенным органам ФРГ открыть грузовик и провести его досмотр, но без вскрытия находившихся внутри ящиков. Такое компромиссное предложение удовлетворило немецких таможенников и после досмотра они разрешили выезд грузовика обратно в СССР.
Прокомментируйте данный инцидент с точки зрения международного права.
Вариант 5.
Задание 1. Население и международное право. Международное право прав человека. Понятие, источники, основные институты.
Задание 2. Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН от 13 февраля 1946 г.
Задача. В 1966 году истец обратился в суд в Брюсселе с требованием рассмотреть его иск к ООН, правительству Бельгии или к ним вместе о возмещении ущерба, который он понес «в результате злоупотреблений, совершенных войсками ООН в Конго».
Истец ссылался на разд. 29 Конвенции, который гласит, что «Организация Объединенных Наций устанавливает положения для соответствующих способов разрешения: а) споров, возникающих в связи с контрактами, или других споров по вопросам частного права, в которых Организация Объединенных Наций является стороной...». Истец утверждал, что этот раздел определяет объем иммунитета от действия каких-либо законов и имеет преимущество перед разд. 2 Конвенции.
Истец ссылался на ст. 10 Всеобщей декларации прав человека, которая утверждает: «Каждый человек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом».
По его мнению, это позволяло ему ввиду отсутствия компетентного международного суда, способного решать его дело, искать защиты от действий ООН в национальном суде.
Наконец, истец утверждал, что ст. 105 Устава ООН предоставляет ООН только такие привилегии и иммунитеты, которые необходимы для выполнения целей организации.
Какими международно-правовыми нормами будет руководствоваться суд? Какое решение примет суд, Ваше мнение? Прокомментируйте.
Вопросы для оценки освоения курса
Общая часть
1. Понятие международного права. Предмет и метод правового регулирования.
2. Международное и внутригосударственное право. Теоретические и практические аспекты их согласования и взаимодействия. Место и роль норм международного права в правовой системе Российской Федерации
3. Основные черты и функции международного права на современном этапе.
4. Международное публичное и международное частное право. Соотношение. Общие и отличительные черты.
5. Система международного права и международно-правовая система. Понятие, соотношение.
6. Возникновение международного права и периодизация его истории. Наука международного права.
7. Нормы международного права. Понятие, особенности и виды
8. Международное правотворчество. Понятие, особенности, стадии.
9. Кодификация и инкорпорация норм международного права. Роль Комиссии международного права ООН в кодификации и прогрессивном развитии норм международного права.
10. Источники международного права. Понятие, виды, особенности.
11. Принципы международного права: понятие, классификация, кодификация и юридическое содержание.
12. Понятие и виды субъектов международного права.
13. Государство как субъект международного права. Международная правосубъектность субъектов в Российской Федерации.
14. Международные организации как субъекты международного права.
15. Международная правосубъектность «народов (наций)» и государственно-подобных образований.
16. Международная правосубъектность индивидов: основания, объем, тенденции развития.
17. Международно-правовое признание: понятие, виды, формы. Особенности признания международных организаций.
18. Правопреемство государств: понятие, источники, основания, объекты, виды. Теории правопреемства. Особенности правопреемства в связи с распадом СССР.
19. Понятие и источники права международных договоров. Кодификация права международных договоров.
20. Понятие и юридическая природа международного договора. Классификация международных договоров. Структура, языки и наименование международных договоров.
21. Порядок и стадии заключения международных договоров. Особенности отдельных стадий.
22. Вступление договора в силу. Действие (применение) договоров во времени, пространстве и по субъектам. Договоры и третьи государства или третьи международные организации.
23. Понятие и цели толкования международных договоров. Принципы, источники и виды толкования. Оговорки и заявления к международным договорам.
24. Понятие, виды и способы прекращения и приостановления действия международных договоров.
25. Право международных организаций: понятие и источники.
26. Международные межправительственные организации: понятие, юридическая природа, виды, особенность создания. Компетенция и функции ММПО.
27. Региональные международные организации (ЕС, СЕ, ЛАГ, OAT, OAE, ОБСЕ и другие). Правовая природа и структура органов.
28. Международные конференции (конгрессы): понятие, правовая природа, акты; Роль в развитии международного права.
29. ООН как основа современного международного права. Устав ООН. Уставные цели и задачи деятельности. Система органов ООН.
30. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН: состав, функции, полномочия.
31. Экономический и Социальный Совет ООН, Секретариат и Международный Суд ООН.
32. Вспомогательные органы и специализированные учреждения ООН: понятие, правовая природа и виды.
33. Понятие, юридическая природа и виды территории в международном праве. Международно-правовые принципы территориальной целостности.
34. Состав государственной территории. Государственные границы. Делимитация и демаркация границ.
35. Правовой режим международных и межнациональных рек, каналов.
36. Правовой режим Антарктиды и Арктики, архипелага Шпицбергена.
37. Понятие, основания и субъекты международно-правовой ответственности. Кодификация. Роль Комиссии международного права (КМП) ООН в развитии института.
38. Международные правонарушения: понятия, виды, состав.
39. Контрмеры и санкции в международном праве и условия их применения.
40. Ответственность субъектов международного права. Обстоятельства, исключающие ответственность.
41. Понятие, юридическая природа и система мирных средств разрешения международных споров.
42. Международный Суд ООН: состав, юрисдикция, процедура рассмотрения дел.
Особенная часть
1. Право внешних сношений: понятие, источники. Органы внешних сношений: понятие и виды.
2. Дипломатические представительства: функции, полномочия, состав. Иммунитеты и привилегии.
3. Консульские представительства: понятие, функции, состав. Привилегии и иммунитеты сотрудников.
4. Специальные миссии и торговые представительства: понятие и функции
5. Постоянные представительства и статус наблюдателей при международных организациях.
6. Международное гуманитарное право. Источники, принципы. Понятие и виды вооруженных конфликтов.
7. Война и международное право: начало войны и его правовые последствия. Театр (пространственная сфера) войны. Участники.
8. Средства и методы ведения морской и воздушной войны.
9. Нейтралитет во время войны: понятие и виды, правовой режим.
10. Международно-правовая защита жертв войны: понятие, источники. Правовой режим военной оккупации.
11. Окончание войны и его правовые последствия.
12. Понятие и источники права международной безопасности. Средства обеспечения права международной безопасности.
13. Система коллективной безопасности ООН. Понятие и виды.
14. Меры укрепления доверия. Международный контроль.
15. Операции ООН по поддержанию мира. Принудительные меры.
16. Право разоружения. Понятие и источники.
17. Понятие международного права прав человека. Источники и принципы.
18. Международное сотрудничество по вопросам защиты прав человека в рамках универсальных и региональных организаций.
19. Механизм защиты и имплементации прав человека.
20. Международно-правовое регулирования положения населения и гражданства, иностранных граждан, беженцев и перемещенных лиц. Право убежища.
21. Понятие и источники права международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Формы сотрудничества.
22. Преступления международного характера: Понятие и виды. Институт экстрадиции.
23. Международные уголовные трибуналы. Международный уголовный Суд и его Статут.
24. Сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом.
25. Понятие, источники и принципы международного морского права. Состав морских территорий
26. Правовой режим внутренних вод, территориального моря и прилежащей зоны.
27. Открытое море: понятие и правовой режим. Международный район морского дна.
28. Правовой режим исключительной экономической зоны и континентального шельфа.
29. Система урегулирования споров по морскому праву. Международные организации как субъекты международного морского права.
30. Понятие, принципы, источники международного воздушного права.
31. Международные полеты и режим воздушного пространства.
32. Международные организации как субъекты международного воздушного права.
33. Космическое право: понятие, источники, принципы. Формы сотрудничества государств по использованию космического пространства.
34. Международно-правовой режим космического пространства и небесных тел. Режим космических объектов.
35. Международное право окружающей среды: понятие, источники, принципы.
36. Международные организации и конференции в международном праве окружающей среды.
37. Понятие, источники и принципы международного экономического права.
38. Международное сотрудничества в отдельных областях экономических отношений. Сотрудничество в области торговли.
39. Международные организации и объединения в международном экономическом праве.
IX. Глоссарий
Агреман - согласие принимающего государства на назначение конкретного лица в качестве главы дипломатического представительства аккредитующего государства
Агрессия - применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций
Адъюдикация - способ приобретения территории посредством решения международного арбитража или суда в случае мирного решения территориального спора
Аккредитование - процесс наделения определенного лица полномочиями представлять одно государство в другом, возглавляя дипломатическое представительство
Аккреция - естественное приращение территории государства вновь образовавшимися сухопутными участками
Анклав - часть территории одного государства, полностью окруженная сухопутной территорией другого государства или государств
Аннексия - насильственное присоединение государством территории другого государства
Антарктика - международная территория, район земного шара, географическим центром которого является Южный полюс; охватывает южный полярный материк Антарктиду, прилегающие к нему острова и шельфовые ледники, а также части Атлантического, Индийского и Тихого океана
Арктика - северная область Земли, включающая включающая глубоководный Арктический бассейн, мелководные окраинные моря с островами и прилегающими частями материковой суши Европы, Азии и Северной Америки
Блокада - особая форма ведения военных действий, которая заключается в изоляции блокируемого объекта с целью не допустить осуществления им своим внешних связей.
Вализа - почтовый мешок (сумка, пакет, конверт) дипломатического (консульского) курьера, пользующийся неприкосновенностью
Вербальная нота - одна из форм дипломатической переписки
Верительная грамота - документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве
Внутренние воды - вся водная часть территории государства, за исключением территориального моря
Военное преступление – деяние, состоящее в нарушении установленных основополагающими принципами международного права и международным гуманитарным правом правил ведения вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера
Военнопленные - лица из состава вооруженных сил одной воюющей стороны, захваченные во время вооруженного конфликта другой стороной и находящиеся в ее власти до окончания военных действий.
Военный разведчик - лицо, собирающее сведения в районе действий противника и выполняющее поставленную перед ним задачу в форме своей армии, т.е. не скрывающее своей принадлежности к вооруженным силам воюющего государства. В случае если это лицо попадает в руки противника на него распространяется режим военного плена.