Тип урока: комбинированный

Технологическая карта урока

Предмет: Технология

Класс: 6 в

Тип урока: комбинированный

Тема урока   Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Цель урока дать первоначальное представление об экологии; о состоянии экологии на Земле
Задачи систематизировать и обобщить изученный материал по теме «Лесная и деревообрабатывающая промышленность», познакомить с мерами по охране природы, учить устанавливать природные связи
развитие мышления, воображения, эмоциональной сферы, наблюдательности, любознательности
способствовать воспитанию эстетического отношения к природе, хозяйственного подхода к использованию природных богатств, ответственного отношения к делу охраны природы
УУД Личностные УУД: · самоопределение; · развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; · стимулирование способности иметь собственное мнение; · проявление познавательных интересов и активности; · организация рабочего места; · уверенность во взаимоотношениях со сверстниками; · самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.
Регулятивные УУД:
  • осознание учебной задачи;
  • постановка целей;
  • выбор рационального и оптимального пути их достижения;
  • планирование, прогнозирование;
  • мотивация учебной деятельности;
  • развитие самостоятельности в учебной деятельности.
 
Коммуникативные УУД: · умение полно и развернуто излагать свои мысли; · умение задавать и отвечать на вопросы; · умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения; · умение отстаивать свою позицию; · планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; · инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.  
Познавательные УУД:
  • исследование практических ситуаций;
  • осмысление учебного материала, выделение главного;
  • самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности;
  • рефлексивный анализ учебной деятельности.
 
Планируемый результат Предметные: · Технологические пороки древесины: механические повреждения, заплесневелость, деформация. Распознавать природные пороки древесины в заготовках.
Личностные:
  • Планирование профессиональной карьеры.
  • Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
  • Проявление познавательного интереса.
 
Метапредметные:
  • Использование дополнительной информации из различных источников –эциклопедии, словари, интернет-ресурсы.
  • Планирование процесса познавательно-трудовой деятельности.
Основные термины и понятия Пороки древесины, косослой, свилеватость, трещины, гниль, червоточина
Межпредметные связи Математика, русский язык, биология, информатика.
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, метр, рулетка, мерная вилка, коллекция образцов пиломатериалов.
Дидактические материалы Учебник ''Технология» 6 класс автор В.Д. Симоненко; презентация, рабочая тетрадь по технологии; технологическая документация, карточки с заданиями.
Формы организации познавательной деятельности учащихся Индивидуальная, фронтальная, групповая.
Технологии Информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие.
Методы обучения Словесный (беседа, рассказ, объяснение), практическая работа.
Профориентация Сообщение о профессии плотник, лесничий, вальщик леса. Уважение к людям труда.
Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов. Планируемы результаты УУД
I этап - мотивационно-целевой (10 минут)
1.Организационный момент Цель этапа: создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. -Приветствует учеников; проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность; -создает эмоциональный настрой на работу на уроке; - проверяет явку учащихся. -Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку; -настраиваются на предстоящую работу в классе; -определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Подготовить учебные принадлежности к уроку (дневник, учебник, тетрадь, линейка , ручка, простой карандаш). Личностные: умение слушать, концентрировать внимание, организовать рабочее место, эмоциональный положительный настрой на урок, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
2.Актуализация опорных знаний Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания - выявляет знания учащихся по данной теме и готовность к восприятию нового материала и его практическому применению; -объясняет задание- дидактическая игра. Ребята, вы обратили внимание какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Прекрасные зеленые леса, поля, животные, птицы. А также реки, моря, океаны, горы, небо, солнце это тоже все прекрасное. Все это мы называем - Природа.       Ребята, отгадайте загадку: Весной веселит, Летом молодит, Осенью питает, Зимой согревает. Что это? (Лес) Посмотрите запись на доске. Попробуйте продолжить предложения: Много леса - … (не губи), Мало леса - … (береги), Нет леса - … (посади)!   Определите тему урока. Личностные: самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные: мотивация учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
 
 
         
II этап – целеполагание (3 минуты)
1.Формулирование темы урока, постановка цели Цель: сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока. - Создает условия для формулировки учащимися цели урока и постановки учебных задач (определение темы урока) учащимися поставленных целей урока; -формулирует цель урока, знакомит с планом урока; - уточняет понимание; - Выдвигают варианты формулировок цели урока; - формулируют тему и цель урока; - определяют, какие знания и умения необходимы для работы; - записывают тему урока в тетрадь. Тема: Охрана природы в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Цель: дать первоначальное представление об экологии; о состоянии экологии на Земле Регулятивные: постановка целей осознание учебной задачи; выбор рационального и оптимального пути их достижения; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
III этап - основной этап со средствами ИКТ (27 минут)
1.Изучение нового материала Цель: организовать подводящий или побуждающий диалог по объяснению нового материала. -объясняет новый материал с опорой на личные знания учащихся и показ мультимедийной презентации;   -организует самостоятельную работу по поиску ответов на вопросы ;   -организует самостоятельную работу с учебником, в парах, групповую работу учащихся;   -Слушают объяснение учителя; -отвечают на поставленные вопросы; -выступают с сообщениями, показ мультимедийной презентации; - работают с учебником – заполняют в тетради таблицу; - работают в группах, в парах; -работают с раздаточным материалом.     Очень важной проблеме посвящена сегодняшняя наша тема Набатным колоколом звучат слова “экология”, экологический кризис", "экологическая катастрофа"… Что же означают эти слова и почему они так прочно вошли в нашу жизнь. Откуда же пришла эта беда. Вы уже знаете, что человек разумный появился на Земле много позже других живых существ- рыб, насекомых, птиц, млекопитающих. С появлением человека именно он (человек) начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ. Вспоминая историю развития хозяйственной деятельности человека, следовало бы сказать об открытии огня, о возникновении земледелия, скотоводства и т.д- короче говоря о развитии производящего хозяйства, а также о способности человека к творчеству, благодаря которому он создавал и будет создавать – то новое, чего в природе нет, - «вторую природу» : машины города, заводы, электростанции, а также науку и искусство. Но, пожалуй, самое главное в истории хозяйственной деятельности человека заключается в том, что он начал активно вторгаться жизнь природы, не всегда думая о последствиях своего вмешательства. Как видите, самое время поговорить об экологии- науке о взаимодействия человека с природой. - Термин "экология" впервые ввел в 1866 г. немецкий биолог Эрнст Геккель. Дословно с греческого "экология" переводится как наука о доме: ("ойкос"-дом, "логос"-наука). Природа ведь и есть тот дом, в котором мы живем, то место где мы все прибываем. В своих домах мы моем, чистим, убираем. Значит и окружающая среда нуждается в нашей заботе. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!". Но кто поставил человека над природой? Сам человек. А кто человек без природы? Без воздуха, воды, шелеста листьев, журчания ручейка, пения птиц? Представить себе это невозможно… Все это щедро нам дает природа, а взамен просит только доброго, бережного отношения к ней. Современные ученые- экологи считают, что человек, увлеченный бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые ему казались неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и продолжает сегодня вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т.д. Некоторым учащимся было дано задание узнать -какой ущерб наносится природе в результате неправильного обращения с природой, её ресурсами. (Выступления учащихся о загрязнение воды, воздуха, почвы.)   Личностные : самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного.  
Физкультминутка (3 минуты) -Организует проведение физкультминутки; - создает условия для снятия переутомления учащихся, смены вида деятельности, переключения внимания. -Выполняют физкультминутку; - выполняют комплекс упражнений для глаз.  
 
2. Закрепление изученного материала. Цель: Проверка усвоения учащимися нового материла.     -Формулирует задание по закреплению изученного материала; -организует самостоятельную работу по карточкам; - контролирует выполнение работы; -организует взаимопроверку;   Для охраны природы в России приняты Земельный, Водный и Лесной кодексы. Законы (кодексы) обязывают всех нас с вами по-хозяйски, бережно относиться к земле, воде, лесу, воздуху, растениям, животным, полезным ископаемым.   Как вы думаете, что человек получает от леса? (Древесину, тающий снег питает реки и озёра, лес обеззараживает воздух, лесные полосы предохраняют почву от пылевых бурь, от ливневых и талых вод, задерживают снег, питают почву, опавшая листва и хвоя сохраняет влагу в почве.) Помните: бумага, брошенная вами, будет лежать более двух лет, консервная банка более 30, полиэтиленовый пакет - более 200, стекло - более 1000 лет. Личностные : осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению,применение на практике и последующее повторение нового материал,формирование умения высказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции, формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного.
 
 
IVэтап – практическая часть ( минут)
1.Практическая работа «Определение размеров и объема лесоматериала» Цель: проверить умения работать по алгоритму, организовать самопроверку работы, по результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. - организует практическую работу учащихся; -проводит инструктаж; - контролирует выполнение работы; - организует проверку практической работы. проверку .   - слушают инструктаж по выполнению работы; -применяют на практике полученные знания; --планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; -работают в группах; -выполняют практическую работу; -выступают с сообщениями. №1 Задание – тест «Найди соответствие». К каждому рисунку подберите верное определение (работа в паре с карточками). №2 «Определение пиломатериала». Порядок выполнения лабораторной работы: а) В тетрадях напишите названия пило- и древесных материалов. б) Разложите образцы в следующем порядке: ДСП, фанера, брусок, ДВП, доска обрезная. Итог: если, образцы разложены правильно, то по буквенным значениям можете прочитать слово «ВЕРНО» Личностные : самоопределение, проявление познавательных интересов и активности. Регулятивные : мотивация учебной деятельности; развитие самостоятельности в учебной деятельности,самоконтроль. Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли. задавать и отвечать на вопросы, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: осмысление учебного материала, выделение главного.
 
Vэтап – рефлексивно-оценочный этап (10минут)
1.Итог урока Цель: установить соответствие между поставленной целью и результатом урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Подводит итог урока, выставляет и комментирует оценки за урок. Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности; -проводят анализ достижения цели урока.   1.Ответить на вопросы: -Назовите способы избежание пороков древесины? Где можно использовать древесину с пороком? 2.Оценки практической работы учащихся с учетом работы на уроке. Познавательные: самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности; рефлексивный анализ учебной деятельности. Коммуникативные: завершение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. умение слышать собеседника и вставать на его точку зрения; умение отстаивать свою позицию.  
2.Рефлексия Цель: Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. -Организует рефлексию и самооценку учащихся. -Подводят итог урока, рефлексию учебной деятельности, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.     Скажите, какие меры безопасности необходимо соблюдать, находясь в лесу, для его сохранения. (Ответы учащихся.) Обобщение ответов учащихся: Нельзя разжигать костров в лесу в пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. Помните о правилах безопасности в природе: . Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… теперь я могу… я научился… у меня получилось … урок дал мне для жизни… Личностные: смыслообразование.   Познавательные: рефлексивный анализ учебной деятельности.   Коммуникативные: умение полно и развернуто излагать свои мысли; умение отстаивать свою позицию.  
3.Домашнее задание Цель этапа:Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания, включить новый способ действий в систему знаний. П.2 Вопросы 1,2,3 -Инструктаж по выполнению домашнего задания; -задание учащимся на подготовку к следующему уроку­; -сообщение темы следующего урока. -Записывает домашнее задание в дневник.     Домашнее задание: знать основные понятия по теме урока.  
           


Наши рекомендации