Плодородие почв,неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов
Плодородие-способность почвы обеспеч-ть растения необход. кол-вом питат.эл.,воды и воздуха.
Важнейшими факторами плодородия явл.:1)содержание в почве питат.вещ-в(фосфор,калий);2)наличие доступной для растения влаги в течении всего вегетационного периода времени;3)хорошая аэрация почвы,обеспечивающая развитие корневых с-м и деят-ть микроорганизмов.
Фазыагрегатного состояния почвы:1)твердая-1,5-44-48%;2)жидкая-1-24-26%;3)газообразная-1-22-24%.
3 вида плодородия:1)естественное;2)искусственное-плодородие,воспроизводимое путем агротех.,агрохим. и организац. мероприятий;3)экономическое-сочетание первых 2-х.
На тер.РБ идет 3 почвообразоват.процесса:1)дерновый(на луговых тер.);2)подзолистый(лесной оапд);3)болотный(болотная растительность).
Осн.причины ухудшения кач-ва зем.ресурсов:1)эрозия почвы-разрушение верхних,наиб.плодородных слоев их подстилающих почвообразующ.пород поверхностн.водами и ветром 1,5млн.га с\х угодий явл.эрозионно-опасными;2)засоление земель;3)загрязнение земель;4)радиоактивн.загрязнение;5)вывод с\х угодий из оборота в рез.развития пром-ти,транспорта,под строительство нас.пунктов;6)добыча полезн.ископаемых.
Для восстановл.нарушенных земель требуется рекультивация-комплекс работ,направленных на восстан.продуктивности и нар.-хоз.ценности наруш.земель.Проводится в 2 этапа:1)горно-техн.-засыпаются карьеры,выравниваются рвы,регул-ся водный режим,насып.плодродный слой;2)биологич.-восстан.былое плодородие почвы,внося большие доли органич.удобрений,смешиваягоризонты,восстан.растит.покпов.
12. Госуд земельн кадастр- сов-ть доставерных сведений о земле как сред-ве произ-ва в с/х , о прир свойствах земли , ее хоз-м и правовом положении, имеет 4 раздела : 1.Перечень землепользователей , документы дающие юрид права на пользование землей, порядок ведения земельных книг. 2. включают данные о кол-ве и кач-ве земель, колич-й учет ведется по видам угодий и землепользования. 3. Приведена кач-я оценка почв по их естеств-му плодородию. В РБ провод-ся по 100 бальной разомкнутой системе. 4. Содержит систему необ-х сведений о правовом режиме земель.
ГЗК ведется землеустроительными органами за счет средств гос бюджета, порядок его проведения устанавл-ся правитель-м РБ. Данные ГЗК могут собираться, хранится и исполь-ся в текстовом, графическом, электр-м виде, они исполь-ся при установлении прав на земельные участки, определении платежей и размеров платежей за землю.
13.Эконом оценка земли-харак-т их хоз-ю ценность и отражает потенциальную эконом эффек-ть, конечный результат, кот может быть получен. ЭО земель необходима: 1. для обоснования нужд гос-ва по различным вилам продукции пот зонам, районам, хоз-вам. 2. при гос регулировании цен на с/х продукцию.3. при построении налоговой политики. 4. при расчетах эффек-ти произ-ва. 5. при сравнении результатов работы отд-х хозяйств и подразделений.
При ЭО земель учитыв-ся: 1.продуктивность земель в денежном выражении при сопоставимом среднем уровне ведения произ-ва.2. рентный доход как разность м/у продуктивностью земли в денеж выражении и издержками произ-ва. 3. цены земли обусловленные размером ежегодно получаемого дохода с учетом его капитализации.
Факторы влияющие на земельную ренту: 1. естественное плодородие земель, т е кач-во кач-во земли в соотв-ии с климат условиями данной местности. 2. местоположение и развитость дорожной среды.3. личные деловые кач-ва пользователя. 4. размер инвестиционного капитала. 5. избыток произ-х ресурсов. 6. гарантия вложения капитала. 7. спекулятивные ожидания.
Потходы к оценке земель: 1.метод капитализации дохода V=P/i*100, V-цена земли, Р-рента, i-годовая процентная ставка на капитал. 100/i- фактор капитализации, кот показ-т сколько лет Р положенная в банк под % даст цену земли уплаченную при покупке. 2. Метод сравнения продаж , в соответствии с этим методом оценжик собирает инф-цию о совершенных сделках с землей в данной местности, учитывая при этом то, что цены на ближлежащие участки должны быть одинаковыми. Надо учитывать насколько типичными были условия сделки, чтобы исключить из них те, кот совершены в неординарных условиях.
14.ЭЭ значение водных ресурсов(ВР).
ВР- все пригодные для хоз-го использования запасы поверхностных вод, включая почвенную и атмосферную влагу. В РБ выполняют эколог-ю и эконом-ю ф-ции.
Эколог.ф-ии: 1.создают условия жизни на земле. 2. вода- всеобщий растворитель. 3. участвует в газообмене. 4. влияет погодные и климатические процессы. 5. среда распространения инфекц-х заболеваний.
Эконом ф-ции: 1.использование в процессе транспортировки. 2. источник получения э.энергии. 3. использование в процессах промышленности и с/х. 4. источник получения продуктов питания. 5. источник выполнения запасов полез-х ископаемых. 6. использование в рекриационных целях
15.Экономическая оценка вод. ресурсов.
Выделяется 2 подхода:
1.оценка вод ресурсов связывается с затратами на их освоение и воспроиз-во. Определение цены воды аналогично расчету стоимости промышл-й продукции. Цена воды включает себестоимость воды и прибыль, определенную на основе в среднем по народному хоз-ву норм рентабельности, В расчет цены включается затраты на водоснабжение и водоотведение, на изучение и охрану вод ресурсов, на их регулирование.
2.вода получает оценку с учетом ее ограниченности и многовариантности использования. Оценка воды предоставлена в виде прямой ф-ции от дифиринц-й ренты.
Плата за сброс сточных вод опред-ся исходя из цены свежей воды и объема воды необходимой для разбавления стоков до естеств-го состояния ,или связывается с величиной эконом ущерба от загрязнения вод ресурсов. Ставки за воду отпускаемым юрид и физ лицам устанавливаются в пределах научно-обоснованных лимитов. При их превышении налог взимается в 10-кратном размере. Льготные налоговые ставки устанавливаются на воду отпускаемую для хоз-питьевого и противопожарного снабжения населения. За воду забираемую рыбоводными п/п , отпущенную юрид и физ лицам для произ-ва продукции животноводства и растеневодства налог взимается в размере не >5% ставки налога, установленной для др пользователей. Предпр-я платят за сброс стоков в канализац-е системы и на коммун-е очистительные сооружения. Законодательством предусмотрены меры юрид ответственности за загрязнение водоемов.